|
митрополит Саранский и Мордовский ВарсонофийМитрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (в миру Анатолий Владимирович Судаков) родился 3 июня 1955 г. в с. Малиновка Аркадакского р-на Саратовской обл. Происходит из многодетной крестьянской семьи. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой. В 1972 г. окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в родном селе почтальоном и на кирпичном заводе. Осенью 1973 г. был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама. В ноябре 1975 г., после демобилизации из армии, будущий владыка устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор г. Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников, в схиме Михаил). Отец Модест своим жизненным примером, своей судьбой и своим наставническим словом определил дальнейший выбор владыки в церковном служении — монашеский. Благодаря наставнику владыка поставил перед собой цель получить духовное образование; в 1976 г. он подал прошение в Московскую духовную семинарию, и успешно закончил ее за три года (вместо четырех) в 1979 году. Уже в семинарии владыка окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 г. он был принят послушником в братство Троице-Сергиевой лавры. 30 марта 1978 г. наместником лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) пострижен в монашество с наречением имени Варсонофий в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом), ныне Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины, рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 г. им же — в сан иеромонаха, а в 1982 г. возведен в сан игумена. Находясь на послушании в Троице-Сергиевой лавре, игумен Варсонофий имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом и Наумом. Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (ныне архиепископ Гомельский); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий, ныне митрополит Псковский; благочинный архимандрит Марк, ныне архиепископ Хустский и Виноградовский. Они в значительной степени определяли и влияли на жизненный путь молодого монаха и студента академии отца Варсонофия. В лавре владыка нес послушание с 1978 по 1982 гг. в должности помощника ризничего, а с 1982 по 1986 гг. — в должности помощника благочинного. Образование продолжил в Московской духовной академии, куда поступил в 1982 г. и которую окончил в 1986 г. с защитой диссертации на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин), серьезный церковный историк, археограф, филолог, редактор и педагог. Отец Иннокентий любил монашество, особенно афонское, поэтому он порекомендовал студенту игумену Варсонофию выбрать темой для написания диссертации одну из областей агиоритики. Темой научного исследования стал Афон — великая сокровищница Православия. Во время обучения в Московских духовных школах игумен Варсонофий каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии. Здесь ему приходилось не раз сослужить митрополиту Таллинскому и Эстонскому Алексию, будущему Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, и получать духовное назидание от игумении Варвары, многолетней настоятельницы монастыря, и от сестер этой обители. После окончания МДА по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова) направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию. С 15 сентября 1986 г. по 15 июня 1988 г. был настоятелем Казанской церкви г. Кузнецка Пензенской обл., а с 15 июня 1988 г. по 7 февраля 1991 г. — настоятелем Успенского собора г. Пензы, секретарем Пензенского епархиального управления. Духовным наставником и учителем жизни владыки в эти годы был архиепископ Серафим, видный деятель Русской Православной Церкви, мудрый человек, обладавший авторитетом не только среди клира и паствы, но и у властей Пензенской обл. и Мордовии. Школа святителя Серафима, ныне почившего в Бозе, позднее много помогла владыке в устроении новообразованной Саранской епархии. Неся послушание у епископа, позднее архиепископа Серафима, владыка Варсонофий много получил от него назидательных уроков и в совершении богослужения, и в канцелярской работе, и в административной деятельности. В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия. 8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск. Владыка Варсонофий хорошо знал дела в Мордовии, т.к. по должности секретаря Пензенского епархиального управления часто бывал в Саранске и храмах республики, имел конкретное представление об экономическом, политическом и культурном состоянии приходов, видел, что развитие православия в республике сдерживается не народным равнодушием к вере, а искусственными бюрократическими преградами. Возглавив новую епархию, владыка Варсонофий, опирающийся в своей деятельности на волю православного народа и помощь доброжелателей Церкви, открыл более 200 новых приходов и 14 монастырей, духовное учебное заведение, основал епархиальную печать и мн. др. В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа. Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси (журнал № 43). Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии (журнал № 142). Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита. С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 41) назначен временным управляющим новообразованной Ардатовской епархией. ![]() Решения Священного Синода позволяют говорить о значительных изменениях в жизни Церкви на территории России. Разделение ряда крупных епархий и создание новых епархиальных управлений не только в областных центрах, но и в городах районного значения существенно меняет картину церковно-административного деления. Интервью "ЖМП" митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия.
Сергей Чапнин
митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий 28 июня 2011 г. |
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|