Осень в российских музеях Готовящийся к 75-летнему юбилею Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева радует ценителей исторического наследия открытым хранилищем белокаменных памятников, музейные работники Коломенского напоминают о почитании святого великомученика Георгия жителями древнего царского села, а в Выборге демонстрируют иконы, восстановленные московскими студентами-живописцами. Несмотря на относительное летнее затишье, государственные учреждения культуры подготовили к началу осени несколько любопытных и важных для церковной аудитории экспозиций. PDF-версия.
28 октября 2022 г. 15:00
Выставочный гид Две выставки в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, одна из которых посвящена юбилею реставрационных мастерских, «Осенний салон» сергиево-посадских мастеров церковных искусств и псковская экспозиция современных художников. «Журнал Московской Патриархии» — о выставках конца 2020 года, которые нельзя пропустить. PDF-версия
18 ноября 2020 г. 19:50
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Копья вокруг копий Справедливость тезиса «любая копия хуже оригинала» трудно оспаривать: любая копия вторична – а значит, неминуемо оказывается в тени оригинала. Однако в мире искусства есть исключения, и особенно много их там, где сотворивший оригинал художник отстоит от нас по времени на многие столетия. К такому парадоксальному выводу подводит посетителей выставка из фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева «Взгляд из ХХ века. Древнерусская храмовая живопись в копиях художников советского времени», открывшаяся в залах Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
16 октября 2020 г. 10:50
Фрески Калязинского монастыря проступают из-под толщи времени К 80-летию гибели архитектурного ансамбля Троицкого Макарьева монастыря в затопленном при создании Угличского водохранилища городе Калязине Государственный музей архитектуры преподнес поистине царский подарок ценителям и знатокам православного искусства. Здесь открылась постоянная экспозиция, которая представляет и сами сохраненные фрагменты стенописи соборного храма обители, и подробно рассказывает об истории их спасения и растянувшейся на несколько поколений реставрации.
18 сентября 2020 г. 14:20
Святыня как путеводитель Обычай посещать святые места в Православии известен с глубокой древности, и Русь не исключение. Впрочем, очень долго поклонение вселенским христианским святыням оставалось у наших предков уделом избранных – людей или очень богатых, или принадлежавших к военной либо дипломатической элите. И даже в этих сравнительно узких кругах побывать, к примеру, в Палестине считалось невероятным везением и знаком особой Божией милости. Лаконичная экспозиция в зале временных выставок Музея им. Андрея Рублева предлагает вниманию посетителей связанные с дальними странствиями святыни более позднего Нового времени, когда паломничество стало осознаваться как неотъемлемый атрибут культуры верующего человека.
27 августа 2020 г. 11:22
Преображение в Кижах На онежском острове Кижи отреставрирована Преображенская церковь – уникальный 37-метровый деревянный храм с 22 главами, внесенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Для государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника, целиком занимающего сейчас всю островную территорию, это поистине эпохальное событие. Ведь сами проектные и производственные работы на насчитывающем 306-летнюю историю памятнике заняли без малого два десятилетия. Ровно 40 лет под сводами храма, закрытого в 1980 году из-за аварийного состояния, не ступала нога туристов. А богослужения тут не совершались и вовсе с 1937 года.
18 августа 2020 г. 14:00
Как глаголица стала кириллицей Широкому зрителю впервые представлен один из наиболее значимых библиографических памятников Древней Руси – самая ранняя из ныне известных иллюстрированная «Книга шестнадцати пророков с толкованиями». Рукопись, датированная 1489 годом, в кругу специалистов известна как «Толковые пророки». Она представляет собой библейские пророчества с толкованиями блаженного Феодорита, епископа Кирского (386 – 457). Уже в наши дни исследователи восстановили имя заказчика этого изделия, выскобленное в писцовой записи по неизвестной причине. Им оказался великокняжеский дьяк Василий Мамырев (+1491), незадолго до земной кончины принявший монашеский постриг с именем Варсонофий.
31 июля 2020 г. 12:00
Иконы места Исстари в память о совершенном паломничестве верующие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Меж двумя престолами Среди первых выставок, открывшихся после вынужденного простоя во Дворце Алексея Михайловича, эта особенно сильно побуждает к размышлениям об исторических параллелях. Автор ее концепции к.и.н. Андрей Топычканов вспомнил, что к истории Коломенского самое непосредственное отношение имеет не только хронологически второй государь в романовской династии, но и его знаменитый современник Патриарх Никон. Предстоятель часто гостил в летней царской резиденции, и однажды самодержец здесь даже подарил ему саккос, вошедший в историю как коломенский и ныне хранящийся в Московском Кремле. Поэтому Андрей Топычканов предложил посетителям музейный взгляд на эволюцию отношений двух великих людей той примечательной эпохи.
19 июня 2020 г. 14:00
|
ЖМП № 1 январь 2020 /
24 января 2020 г. 10:00
Современные иконы и ретрофото Валаама, образы земной кончины и обряд венчания глазами историковЧЕТЫРЕ ВЫСТАВКИ В МОСКОВСКИХ МУЗЕЯХ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ К Святкам ведущие столичные музеи, традиционно устраивающие выставки православного искусства, порадовали экспозициями практически на любой вкус — выстроенными как академически, так и по современной интерактивной методике. «Журнал Московской Патриархии» советует, на что в них стоит обратить особое внимание. PDF-версия Другое измерение. Смерть и загробная жизнь в христианском искусстве Где: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Андроньевская пл., 10). Когда: до 26 января, среда — выходной. Стоимость: 250 руб. Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» начинается от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя. В узком и продолговатом зале временных выставок, да еще специально перегороженном застройкой вдоль длинной стороны, устроители сумели отразить пять различных преломлений темы исхода души от тела в христианском искусстве. Причем сотня представленных икон, гравюр, рукописных книг и изделий декоративно-прикладного искусства столь гармонично распределены по разделам, что в каждом находятся изюминки — либо по-настоящему уникальные памятники, либо экспонаты, представленные публике впервые. Камертон всей выставке задает иконография Крестных страданий Спасителя и Его сошествия во ад как искупления Адамова греха. Здесь внимание в первую очередь привлекают две Плащаницы. Причем если шитая в последней трети XVII столетия в Ярославле икона хрестоматийна как по композиции, так и по стилистике исполнения, то об изготовленном в 1731 году облачении этого не скажешь. Это довольно архаичное для той эпохи и скупое по набору живописных приемов (хотя и не без очаровательного флера наивного искусства) изображение Христа, мирно почивающего во гробе. Его сон надежно хранят Серафим и пара Херувимов, парящие на небесах, и приваленный к двери камень, на котором символично начертан запертый замок. Впервые демонстрируемое широкой публике произведение иконографически соответствует скорее не чину выноса Плащаницы, а утреннему богослужению Великой субботы, когда Церковь уже предпразднствует Воскресение Христово. «В музей эта святыня поступила в советское время из собрания коллекционера Ламцова, который нашел ее, по его словам, в Рязанской области, — рассказывает куратор выставки замдиректора музея по развитию Светлана Липатова. — Датировали мы ее по надписи на одном из двух покровцов, поступивших вместе с ней: "1731. Устинья Лихарева". Долгое время было непонятно, кто этот человек — владелица предприятия, заказчица или, быть может, вкладчица в монастырь? В архивах Рязанской губернии мне удалось найти упоминание об Устинье Лихаревой как о помещице. Но версия, что она владела пошивочной мастерской по изготовлению облачений, еще ждет подтверждения». «Когда нам передали эту икону из частного собрания А. М. Иванова, мы даже не знали, как назвать сюжет, — куратор обращает внимание на еще один памятник изобразительного искусства второй трети XVIII века из-под Вологды. — Согласитесь, необычная компоновка: будто парящий на массивной фигуре Агнца Христос "пригвождает" одним Своим взглядом символизирующий смерть скелет, который в немом ужасе схватился своей правой кистью за череп! И только когда в Российской государственной библиотеке мы подбирали экспонаты для выставочного ряда, почти случайно наткнулись на гравюру Схелте Адамса Болсверта — голландского художника, работавшего при мастерской Питера Пауля Рубенса. У Рубенса, как известно, есть похожее изображение Христа, попирающего смерть ногами. Гравер Болсверт разнообразил композицию группой ангелочков, воздевающих лавровый венец Триумфатора и удерживающих апокалиптического зверя древком копья. Безвестный же русский живописец, которому, видимо, эта гравюра попалась на глаза, в свою очередь, предпринял "обратный перевод" сюжета: снабдил фигуру Спасителя благочестивыми, на его взгляд, одеждами, заменил ангелочков аллегорическими изображениями евангелистов и убрал следы крестных ран с тела Богочеловека. То есть о прямой цитате говорить тут не приходится, но сюжетное заимствование налицо со всей очевидностью». Второй раздел выставки посвящен персонификации смерти. Здесь преобладают собирательные образы мертвеца и скелета, получившие распространение в западном искусстве после выкосившей треть европейского населения эпидемии чумы 1348—1350 годов, а также фигур из традиционной восточной иконографии Апокалипсиса, вооруженных трезубцем, пищалью или косой. Но подлинные жемчужины здесь представила Государственная Третьяковская галерея. Это две работы из так называемого псевдоушаковского ряда — талантливые подделки под стиль и приемы знаменитого царского изографа Оружейной палаты. «Речь идет не о моленных образах, а о малоизвестных на Руси живописных притчах, — замечает Светлана Липатова. — Первая повествует о египетском царе Птолемее Филадельфе — монархе просвещенном и неизменно державшем на своем столе человеческий череп, как сказано в подписи, "дабы с фортуною сего света не возвышал и за бессмертного себя не почитал". Более того, продолжает автор развернутого текстового комментария, царь еще и специально приказал слуге приходить к нему и ежедневно обо всем этом напоминать: "Познай, царю, чья сия голова по смерти и будет такова твоя". Аккомпанирует этой работе пример противоположного, недальновидного отношения к бренности человеческого бытия. "Смертный человек, бойся того, кто над тобой", — обращается к зрителю автор, изобразивший богатого вельможу, который упрямо не замечает ни подставки под собственными ногами в виде гробовой крышки, ни притаившейся буквально за спиной смерти». Современные иконы из собрания Валаамского монастыря Где: Собрание мастеров Гильдии храмоздателей (2-я ул. Энтузиастов, 5, корп. 7). Когда: до мая по четвергам с 17.00. Стоимость: бесплатно. Многие из сотни представленных работ посетители увидят впервые. Они принадлежат признанным корифеям современной иконописи — архимандриту Зинону (Теодору), священнику Андрею Давыдову, Александру Соколову, Ирине Зарон, Георгию Гашеву, Ивану Кусову, Людмиле Ждановой, Ольге Шаламовой и Алексею Трунину. Но в первую очередь этот проект интересен тем, что написанные в различных манерах и стилях иконы собраны вместе в одном зале. Обычно они «расходятся» по различным церквам, ведь востребованные иконописцы сейчас редко творят в пространстве одного и того же храма. «Верность канонам, использование современных технологий, новые интерпретации древних образов — все это позволяет нам говорить об этих работах как об уникальных произведениях современного искусства. По ним очень интересно наблюдать, как сегодня соотносятся канон и творчество. Мы стараемся работать именно с лучшими мастерами и сторонимся крайностей — например, небезызвестной группы "После иконы" и "подхода принтера", когда иконописец лишь механически воспроизводит византийские образцы», — говорит наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. По словам преосвященного Панкратия, летом будущего года в восстановленном после пожара здании Зимней гостиницы откроется монастырский Музей современной иконы. Основу его экспозиции составят именно эти работы, так что московскую выставку можно рассматривать как длительную презентацию будущего музея. Валаам. Пространство вне времени Где: Галерея классической фотографии (Саввинская наб., 23, стр. 1). Когда: до 2 февраля, понедельник и вторник — выходные. Стоимость: 300 руб. Фотография — искусство по сравнению с иконописью гораздо более молодое. Однако благодаря своему бурному развитию именно в первые десятилетия существования оно донесло до нас важные и люботные свидетельства бытования позапрошлого столетия. Валаамской фотостудии, одной из первых в русских монастырях, около полутора сотен лет. «При нашей галерее действует клуб коллекционеров фотографии — небольшой, но очень крепкий. Некоторое количество валаамских фотоснимков удалось найти в архивах его членов. Бросив клич, собрали еще, за что огромное спасибо собирателям Виктору Шульману, Сергею Максимишину, Виктору Молчанову, — рассказывает куратор выставки Константин Бенедиктов. — Безмерно благодарны Российской национальной библиотеке, предоставившей нам альбом из фотографий валаамского путешествия великокняжеской четы Владимира Александровича и Марии Александровны». Конечно, не обходится экспозиция и без современных снимков. Большинство из них сделаны фотографом патриаршей пресс-службы священником Игорем Палкиным и авторами петербургской галереи «ART of FOTO» (они снимают на крупноформатные камеры и филигранно печатают черно-белые фотографии с классических «контактов» оптическим способом). Не забыли и фотографов восстановленной валаамской фотомастерской: летопись возобновления монашеской жизни запечатлена на снимках 30-летней давности иеромонаха Савватия (Севостьянова). Нашлось место на выставке и новым технологиям. На основе фотографий рубежа XIX—XX веков совместно с лабораторией иммерсивных технологий Балтийского федерального университета имени Канта и компанией «Эврика» реализована 3D-реконструкция некоторых валаамских мастерских того периода. Ее можно наблюдать в специальном зале в режиме слайд-шоу при помощи стереоочков. Издан в стереоформате и небольшой набор фотокарточек с видами архипелага из коллекции Сергея Максимишина (причем в галерее предлагают не только посмотреть, но и приобрести эти фотографии). А творческое объединение «Парсуна» специально к выставке разработало специальное приложение-путеводитель к андроид-смартфонам. Оно включает в себя полноценный виртуальный 3D-тур по территории Валаама, свыше семи сотен круговых панорам, православный календарь, молитвослов на двух языках и раздел заказа поминовений. Русская свадьба. Традиции и обряды Где: Выставочный комплекс Государственного исторического музея (пл. Революции, 2/3). Когда: до 1 апреля ежедневно, кроме вторника. Стоимость: 300 руб. Выставка развернута в бывшем здании Центрального музея В. И. Ленина, атриум которого семь лет назад занял Музей Отечественной войны 1812 года. Экспозиция знакомит посетителей в основном с забытыми и утраченными народными обрядами и обычаями, сопутствующими Таинству венчания. Она приурочена к одному из календарных периодов, когда свадьбы на Руси играли активнее всего, — от Крещения Господня до Сырной седмицы. В центре экспозиции — написанные царскими изографами в 1680-е годы иконы Покрова Божией Матери, Рождества Христова и Крещения Господня. О формировании русской свадебной традиции и пышной царской свадьбе рассказывают чиновные списки свадьбы царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича и венчальная икона царицы Евдокии Федоровны Лопухиной.
24 января 2020 г. 10:00
Ключевые слова:
выставка, музей им. Андрея Рублева
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. PDF-версия.
14 марта 2024 г. 15:00
Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения. Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.
1 марта 2024 г. 16:00
Жемчужина древнего Арзамаса «По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский Воскресенский собор не имеет себе равного среди классических церквей Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова», — писал в 1926 году известный архитектор-реставратор Николай Померанцев. Впечатление на путешественника, особенно впервые прибывающего в Арзамас, кафедральный храм города производит действительно необыкновенное. В конце 2022 года собор пережил второе рождение — завершилась первая в его истории уникальная, полномасштабная научная реставрация. PDF-версия.
14 февраля 2024 г. 14:00
|