iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Документы
17 августа 2012 г.
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл: Мы сообща свидетельствуем о благом намерении христиан России и Польши жить в мире

На торжественной церемонии подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши, Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом

Ваше Высокопреосвященство, дорогие отцы, братья и сестры!

Прежде всего, я хотел бы поблагодарить всех собравшихся за теплый прием на польской земле.

Сейчас в мире, более чем когда-либо в истории человечества, отношения между государствами и народами определяются деловыми соображениями и основываются на взаимной заинтересованности. Церкви не могут отрицать важности этих факторов, но не хлебом единым жив человек (Мф. 4. 4). Экономическое благополучие, построенное на эгоистическом стремлении использовать ближних и дальних только в качестве источника ресурсов, в итоге принесет разочарование и страдания. Чтобы избежать этого, в сфере международных отношений необходимо руководствоваться «золотым правилом»: во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф. 7. 12).

На межгосударственном уровне прилагается немало усилий для сближения наших народов, что, безусловно, соответствует нашим общим экономическим интересам. Однако одних лишь прагматических соображений недостаточно для того, чтобы построить подлинно братские отношения между русскими и поляками. Именно поэтому мы, христиане, призваны внести особый вклад в многотрудный процесс российско-польского примирения.

Недостаток нравственной составляющей в отношениях между народами приводит к тому, что люди не видят иных оснований для общения, кроме обоюдной выгоды. Это печальный факт, делающий непрочным фундамент мировой политики. Поэтому народы, которые руководствуются в своей жизни духовными ценностями, призваны строить иной тип отношений, выходящий за рамки экономических и военных союзов, материального мира в целом.

Христианская вера, которую и русские, и поляки не стремятся приспособить к нормам секулярного мира, – это наше сокровище, обладающее особым объединительным потенциалом. Выступая за мирное, подлинно братское развитие отношений между народами России и Польши, мы призываем к тому, чтобы диалог между поляками и русскими опирался на традиционные христианские ценности.

Русская Православная Церковь и Католическая Епископская конференция Польши приложили немало сил, чтобы разработать Совместное послание народам России и Польши, убедив при этом многих скептиков в необходимости появления такого документа. Подписанный нами сейчас документ является не очередной политической декларацией, которые во множестве возникают в общественной сфере, а пастырским свидетельством о том, что наша вера призывает нас к преодолению исторически формировавшихся негативных стереотипов, взаимному уважению и доверию, способным открыть перспективу совместного возрастания, к солидарности и христианской любви.

В Совместном послании мы свидетельствуем о том, что грех является причиной всех разделений, в том числе разделений между нашими народами. Эту простую мысль нужно не просто понять, но пережить всем людям, стремящимся преодолеть греховную рознь мира сего. К сожалению, нередко в отношениях с окружающими мы ищем виноватых, что лишь усугубляет непонимание и недоверие. Это проявление гордыни, которая низводит человека до ада и погибели. Христианская традиция содержит многовековой опыт святости, которая заключается в отвержении греха и стяжании благодати Святого Духа. Человеку не всегда хватает веры в то, что можно жить, не воздавая злом за зло, и находить силы видеть свои недостатки и прощать других. Сегодня мы подписали документ, который призван утвердить верующих России и Польши в этой вере.

В то же время христиане, простив взаимные обиды, не могут забыть тех, кто стал жертвами вражды и ненависти, среди них немало наших родных и близких. Если мы пребываем в пространстве христианской традиции, то нам одинаково дорога память всех невинно погубленных. Сохраняя память об их страданиях, мы сегодня чувствуем призвание к взаимному доброделанию.

В документе подчеркивается, что исторические изыскания являются делом профессионалов. Главное, чтобы целью подобной исследовательской работы не стало очередное «выяснение отношений». Мы выступаем за то, чтобы результаты таких исследований не только были объективны, но и давали умственную пищу новым поколениям. Чтобы молодые люди увидели чудовищные последствия отступления людей от веры, презрения нравственных норм, элементарных представлений о правде Христовой, милосердии и справедливости.

К сожалению, врагу рода человеческого часто удается вбросить плевелы разделений и вражды в семью христианских народов, так что призванные вместе исповедовать Иисуса Христа, пришедшего во плоти (1 Ин. 4, 2) нашего ради спасения, они могут с неприязнью относиться друг к другу. Мы знаем об этом из истории. И потому вместе обращаемся ко всем со словами примирения, напоминая о том, что наступают такие времена, когда память о трагедиях прошлого должна отступить на второй план перед вызовами современности. В Послании говорится, что в наши дни народы России и Польши сталкиваются с эрозией нравственных принципов, основанных на заповедях Божиих, с пропагандой абортов, эвтаназии, однополых союзов, с отрицанием христианских нравственных ценностей. Мы также являемся свидетелями борьбы за изгнание не только религиозных символов, но и самой веры и нравственности из общественного пространства.

В документе подчеркивается, что в наши дни христиане как никогда призваны бок о бок отстаивать свое право жить по своей вере, исповедуя Истину перед лицом окружающих. У нас нет времени на раздумья и промедление. Ведь если сегодня мы позволим разрушить духовный фундамент Европы, который подвергается опасности в том числе и по причине наших разделений, то в обозримом будущем нас ожидают такие проявления ненависти и насилия, по сравнению с которыми двадцатый век может кому-то показаться эпохой мира и благоденствия.

Преодолеть недоверие, простить взаимные обиды невозможно без благодатной помощи Божией, без осознания искупительной жертвы Христовой, дарующей победу над грехом. Мы верим, что дело развития братских отношений между русскими и поляками благословлено Господом нашим Иисусом Христом и что наше искреннее в нем участие принесет ожидаемые нами плоды.

Обращаясь с Совместным посланием к нашим народам, мы сообща свидетельствуем о благом намерении христиан России и Польши жить в мире, прощая взаимные грехи и обиды и утверждая непреложную ценность Евангелия.

17 августа 2012 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00