iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00
Церковь
ЦВ № 8 (261) апрель 2003 /  20 апреля 2003 г.
версия для печати версия для печати

Перед лицом праздника

Научно-просветительская конференция “Преподобный Серафим Саровский в современном мире” прошла 14 апреля в Нижнем Новгороде. В работе форума приняли участие епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, министр РФ Владимир Зорин, заместитель полномочного представителя Президента России в ПФО Сергей Обозов, председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, главный федеральный инспектор по Нижегородской области Анатолий Козерадский, а также представители областного правительства и духовенства Нижегородской епархии.

Это первое событие в рамках обширной культурной программы, которая рассчитана до конца 2003 года. Предполагается, что все культурно-просветительские мероприятия будут носить светский характер. Их главная задача — показать, что и за церковной оградой сохраняется память о преподобном Серафиме.

Ярким и по-академически фундаментальным был доклад профессора МДА А.И. Осипова, посвященный раскрытию главных слов из наследия батюшки Серафима: “Цель христианской жизни состоит в стяжании Духа Божия”. Содержательным было и выступление игумении Ксении (Зайцевой), настоятельницы Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Это было чуть ли не единственное выступление на конференции, прямо отвечавшее ее теме — что есть преподобный Серафим для современного мира, в том числе для такой его части, как современное российское женское монашество.

Особо следует отметить короткие, но яркие выступления представителей неправославных конфессий Нижнего Новгорода и Нижегородской области — главы Духовного управления мусульман Умяр-хазрат Идрисова и главы еврейской религиозной общины Э.М. Чапрака. Последний вызвал оживление в зале решительным требованием скорее ввести в школах преподавание Закона Божия.

Но в целом следует признать, что, к великому сожалению, конференция не выполнила главного. Перед подобными светскими событиями стоит важная задача: установить широкое содержательное общение по поводу предстоящего юбилея между обществом, властью и Церковью. Несмотря на большое внимание к конференции представителей власти разных уровней, она вряд ли стала значимым событием с общественной или политической точки зрения.

Причин здесь несколько. Это и отсутствие среди основных докладчиков представителей современного светского мира в его реальном многообразии, это и заполнение зала семинаристами (что само по себе очень хорошо) при весьма небольшом числе значимых общественных деятелей и почти полном отсутствии представителей науки и техники, предпринимательства, армии, медиа-бизнеса. Это и отсутствие “круглых столов” и секционных заседаний, где бы могло состояться столь важное общение людей.

Впереди еще много различных событий, посвященных празднику. Какие уроки следует извлечь из прошедшего, чтобы не повторить сделанных ошибок?

Случилось так, что Церковь, власть и общество увидели в предстоящем 100-летии прославления преподобного Серафима новую возможность расширить диалог и сотрудничество. Церковь знает, как молитвенно почтить память своих святых. Но для российской власти, равно как и для общества, задача проведения такого праздника — совсем новая. И одна из главных опасностей на этом пути — превратить праздник в некую “политическую акцию”, “мероприятие”.

Власть, активно помогающая Церкви в подготовке к празднику, выиграет лишь в том случае, если интонация самого празднования и всего, что с ним связано, будет радостной и свободной.

Это трудно, поскольку и власть имущие, и простые граждане, и журналисты, обязанные обеспечивать коммуникацию между первыми и вторыми, но по жизни часто делающие противоположное, — все погружены совсем в иные интонации. Чтобы вспомнить об этом, достаточно включить телевизор.

Нет сомнений, что праздник привлечет к себе широкое общественное внимание. И здесь нужно быть предельно аккуратными и внимательными: от неумеренных усилий не по разуму может пострадать образ батюшки Серафима. Его может “присвоить” массовая культура.

Конечно, сам батюшка Серафим не пострадает. Святые, как и Господь, поругаемы не бывают. Но можем пострадать мы сами. Пострадать тем, что так и не сумеем подойти к батюшке, согреться около него, порадоваться ему и друг другу. Мы сами можем не перемениться. Наши слова по поводу праздника могут остаться пустыми, и люди это обязательно увидят.

В грядущем празднике для нашей власти есть надежда. За фигурами, наделенными властными функциями и так называемым “имиджем”, возможно, удастся увидеть во власти живых людей, для которых слова преподобного “Радость моя!..” имеют глубоко личный смысл.

В этом для власти редкий шанс обретения казалось бы утраченного доверия. Но есть и риск опуститься еще ниже.

В столь тонком вопросе как вера обмануть людей нельзя. Мы все хорошо это знаем по общему для нас советскому опыту, когда рост пафоса по большим праздникам сопровождался ростом безверия и цинизма. Если люди власти сами для себя не почувствуют установления живых, личных отношений с батюшкой Серафимом, этого уж точно не почувствуют все те, кому адресованы их усилия.

Так что же такое предстоящий праздник? Думается, это икона, образ батюшки Серафима, но написанный не красками, а событиями, встречами, словами, отношением людей друг к другу. Дай Бог, чтобы не только церковные события, но и культурная программа празднования помогла нам яснее раскрыть образ преподобного Серафима и его значение для современного мира.

20 апреля 2003 г.
Ключевые слова: Серафим Саровский
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00