iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Аналитика
Чин соборования в храме в честь Воскресения Словущего на Успенском Вражке
ЖМП № 4 апрель 2022 /  11 апреля 2022 г. 18:00
версия для печати версия для печати

В суете будней сохранить главное

ПРЕЛОМЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩИНАХ: ЦЕЛИ И СМЫСЛЫ СОВМЕСТНОГО  ДЕЛАНИЯ ПАСТЫРЕЙ И ПАСТВЫ

Во время Великого поста от священнослужителей и мирян требуется особое напряжение сил — как душевных, так и физических. Как, не за­бы­вая о делах повседневных, не впасть в суету, уделяя главное внимание Святой Четыредесятнице? О важных аспектах созидания приходской жизни в это спасительное время «Журнал Московской Патриархии» поговорил со священнослужителями. PDF-версия.

Литургия Преждеосвященных Даров: утром или вечером?

Согласно богослужебному уставу, Литургия Преждеосвященных Даров совершается вечером, что отвечает порядку совершения самой вечерни, входящей в состав богослужения, а также согласуется с возможностями современного человека, в дневное время обремененного работой и прочими обязательствами. «Литургический опыт, который получает верующий при участии в Литургии Григория Двоеслова, особенный. Мы обязательно должны дать возможность нашим прихожанам пережить его. Кроме того, перенос чинопоследования вечерни на положенное ей время суток позволяет точнее воспринять это богослужение», — замечает епископ Волгодонский и Сальский Антоний.

В некоторых удаленных от пределов Отечества епархиях Русской Церкви (например, в Сурожской, объединяющей приходы Великобритании и Ирландии) православных храмов немного. Поэтому прихожанам, как правило, требуется время и силы на дорогу, чтобы успеть к началу богослужения. Потому вечернее время совершения Литургии Преждеосвященных Даров для людей может оказаться наиболее подходящим. «В Успенском кафед­ральном соборе Лондона за последние годы уже сложилась традиция совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время, которая была принята прихожанами с радостью, — рассказывает секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко. — Несколько последних лет Преждеосвященные Литургии в нашем храме совершались еженедельно: по средам — в вечернее время, по пятницам — утром. В условиях столичного мегаполиса практика совершения Литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время вполне оправданна. Такое расписание позволяет практически всем хотя бы один раз за пост поучаствовать в службе».

Совершение Литургии святителя Григория Двоеслова в некоторых местах практикуется и утром, если в этом есть необходимость или же это предусмотрено местной традицией, как, например, в соборе в честь Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых в Санкт-Петербурге. «В нашем храме Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в вечернее время во все дни, когда она предусмотрена Уставом. Есть лишь два исключения, когда мы переносим это богослужение на утро. Первое — наш престольный праздник, день празднования Феодоровской иконы Божией Матери (27 марта), если он выпадает на будние дни, по причине участия в нем гостей (клириков и прихожан других храмов), которым неудобно приехать в храм вечером, ведь многие живут или служат далеко, — объясняет настоятель собора протоиерей Александр Сорокин. — Второе исключение — Великая Среда. В этот день вечером совершается утреня Великого Четверга».

Для обоснования упомянутой практики совершения Литургии Преждеосвященных Даров священник приводит несколько аргументов, в частности богословско-литургический, согласно которому данное богослужение начинается вечером, потому что сопряжено с уставной вечерней (которая, в свою очередь, в древности совершалась исключительно вечером). Соображения аскетического толка в данном случае связаны с продолжительной подготовкой христианина к принятию Святых Даров. Однако важно помнить, что меру строгости евхаристического поста каждый определяет по силам, согласовывая данный вопрос с духовником. «Молящихся и причастников на вечерней Литургии Преждеосвященных Даров бывает значительно больше. Прихожанам полюбились эти вечерние службы. Мне лично, как человеку, работающему все седмичные дни в синодальном учреждении, вечерние Преждеосвященные подарили возможность не выпадать из великопостного духовного настроя в течение всей Четыредесятницы, как бывало прежде, когда участие в собственно великопостных службах большей частью ограничивалось у меня первой седмицей, а потом уже Страстной, — поясняет настоятель столичного храма в честь Воскресения Словущего на Успенском Вражке заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрофорный протоиерей Николай Балашов. — И по свидетельствам прихожан, рабочий день, прошедший в бодрственном ожидании предстоящей встречи со Христом в Святом Приобщении, — это очень важный духовный опыт. Все-таки евхаристический пост, проведенный главным образом ночью в постели, — это не то же самое, что пост, сочетаемый с исполнением ежедневных обязанностей».

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и житие святой Марии Египетской: на каком языке и в какой редакции?

В разных епархиях, монастырях и храмах существуют свои уникальные традиции устроения этих богослужений. «Богослужения в Успенском кафедральном соборе совершаются по-церковнославянски и на английском. Это распространяется и на чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, песни которого также звучат попеременно на двух языках. Наши прихожа­­не — представители различных народов, но одна вера и понятный каждому богослужебный язык снимают барьеры и помогают обрести молит-ву», — считает секретарь Сурожской епархии иерей Димитрий Недоступенко.

Многим верующим непросто бывает расслышать и понять смысл тех или иных стихов из Великого покаянного канона, однако дело тут не только в сложности церковнославянского языка. «Основная трудность в понимании слов Великого канона связана не с языком, а с используемыми библейскими образами, к которым прибегал преподобный Андрей. Даже при переводе текста на современный русский язык эта сложность не устраняется, преодолеть ее можно лишь личным глубоким погружением в Священное Писание», — рассуждает епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Интересной бывает и практика чтения жития преподобной Марии Египетской. «На Мариином стоянии мы читаем его, чередуя разные имеющиеся редакции от года к году. Этому способствует очень удачное, на мой взгляд, издание соответствующего последования с пятью вариантами текста, выпущенное Издательством Московской Патриархии в 2012 году. Думаю, что это полезно для прихожан», — добавляет протоиерей Николай Балашов.

Общая исповедь и таинство Елеосвящения: как часто?

Практику совершения общей исповеди в настоящее время нельзя назвать повсеместной. Если она и практикуется, то лишь в некоторых местах и при наличии веских причин. «Общая исповедь у нас бывает каждый воскресный день перед поздней Литургией в течение всего года, так как большая часть присутствующих — постоянные прихожане, и они причащаются за каждой Литургией, — говорит настоятель собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери в память царствования 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. — Частоту и необходимость частной исповеди прихожане определяют для себя индивидуально». А вот молитвенные говения, которые практиковал среди прихожан митрополит Антоний (Блум) в лондонском Успенском кафед­ральном соборе, сегодня уже не совершаются, о чем свидетельствует протоиерей Димитрий Недоступенко, поскольку они полностью ассоциировались с личностью и духовной харизмой архипастыря. Возможно, этот интересный духовный опыт окажется востребован в будущем.

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему... (Иак. 5, 14–15). Так апостол говорит о важности и необходимости таинства Соборования, которое принято совершать Великим постом. Однако его частота и уставные особенности на многих приходах сильно разнятся.

«Таинство Соборования мы, как правило, совершаем дважды за Великий пост, — рассказывает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви настоятель московского храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов. — Храм у нас небольшой, вместить в один день всех желающих невозможно».

Иногда встречается практика совершения Соборования на Страстной седмице. «Исторически, если заглянуть в памятники литургической письменности, Соборование совершалось, например, в московском Успенском соборе в день Великого Четверга. Но перенос данной практики в наши дни мне представляется затруднительным. Более того, я уверен, что не очень разумно совершать Соборование, у которого иное целеполагание, на Страстной седмице», — продолжает отец Максим.

В некоторых же храмах и епархиях Соборование совершается еженедельно: «Общие Соборования в нашем храме совершаются только Великим постом. Они проходят еженедельно начиная со второй недели Четыредесятницы. На Соборованиях задействован весь штат духовенства храма, на Страстной седмице в таинстве участвует еще и епархиальный архиерей», — рассказывает протоиерей Димитрий Недоступенко.

Общее служение и молитва: мессенджеры на службе у неравнодушных

Важный элемент великопостного пути, который способен подарить душе истинную радость и свет, — общее благое дело. Это может быть и совместная молитва (например, соборное чтение Евангелия или Псалтири), и помощь нуждающимся. В Волгодонской епархии социальная деятельность переместилась и в информационное пространство, на что обращает внимание правящий архиерей епископ Антоний: «Последние два года мы организуем специальную рассылку в приходских группах в мессенджерах и социальных сетях. Священнослужители отвечают за нее поочередно. В течение дня верующим предлагаются сообщения на богословские темы, цитаты святых отцов, толкования отрывков из Священного Писания и т. д. Также при необ­ходимости в этих группах объявляется сбор средств для помощи тем или иным категориям наших нуждающихся прихожан».

Интересным опытом социального служения на московском приходе щедро поделился протоиерей Николай Балашов: «Прихожане вовлекаются в жизнь общины через различные каналы коммуникации: это объявления с амвона, приходские собрания, социальные сети и мессенджеры, информация около свечного ящика. Совместное чтение и обсуждение Священного Писания, на мой взгляд, неотъемлемая часть приходской жизни, но Великий пост не вносит в нее существенных изменений, слово Божие нужно людям круглый год. Участников таких библейских чтений у нас около 35 человек, в период пандемии вынужденно пришлось перенести эту активность в онлайн-режим, из которого надеемся скоро вый­ти. Пандемия привнесла в нашу жизнь и нечто доброе — например, появилась молитвенная группа, которая размещает просьбы о молитве в чате одного из популярных мессенджеров. На сегодня в сообществе 102 участника. Модераторы группы публикуют там молитвенные тексты, а также святоотеческие поучения. Добровольцы нашей службы помощи исполняют служение милосердия, без которого также невозможна жизнь церковной общины. Круглый год мы помогаем тем, кто попал в беду или нуждается в помощи. Во время Великого поста обращаем внимание на специальные дела. Это преимущественно сбор средств, приобретение, отправка и доставка подарков к Пасхе Христовой нашим прихожанам старшего возраста, подопечным приходской службы помощи и миротворцам в Сирии и Карабахе. Не раз отправляли помощь в Донбасс. Стараемся помочь страдающим мирным жителям на Украине и беженцам оттуда. Может быть, из-за событий на Украине от некоторых других направлений придется временно отказаться. Также прихожане участвуют в организации и подготовке Пасхального фестиваля, который проходит чаще всего через неделю после праздника. Во всех наших мероприятиях участвуют прихожане храма и добровольцы приходской службы помощи, резерв которой составляет 72 человека».

 

Артемий Банщиков
11 апреля 2022 г. 18:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00