iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Репортажи
Александро-Невский храм святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска
ЖМП № 5 май 2021 /  21 июня 2021 г. 17:30
версия для печати версия для печати

Александро-Невский храм Ижевска: святыня города оружейников

В 2023 году Александро-Невский собор города Ижевска отпразднует двухсотлетний юбилей. Брат-близнец уничтоженного большевиками кронштадтского Андреевского собора, он уцелел в безбожные годы, хотя был осквернен, разграблен и обезображен: большевики снесли купол и барабан под ним, а также часть колокольни. В храме продавали мороженое и «крутили» кино. Но, к счастью, по молитвам верующих ижевчан в 1990-х годах началось его восстановление. Подробности возрождения храма, как строится приходская жизнь и какие задачи планируется решить к юбилею, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.

Я хочу помочь

Александро-Невский собор Ижевска вошел в историю не только как двойник Андреевского собора, но и тем, что внимание его строительству уделял лично император Александр I (см. справку). Царь жертвовал на ижевский храм свои личные средства. Он также настоял на том, чтобы запроектированный гранитный пол (а именно такой был в кронштадтском храме) заменили на менее дорогой — чугунный. Благо этот металл в избытке производился ­Иже­вским металлургическим заводом (ныне ПАО «Ижсталь»). Спустя год после освящения храма император посетил Ижевск (тогда — рабочий поселок) и выступил перед народом, стоя на паперти собора. До наших дней уцелела чугунная плита, на которой стоял самодержец.

«Я обнаружил ее в 1993 году на паперти под слоем земли, штукатурки и брусчатки, — рассказывает настоятель собора, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин (а тогда — священник Виктор Костенков). — Ее размеры меня впечатлили: полтора на два с половиной метра. Сейчас на этой плите могут постоять все желающие, она находится под звонницей собора».

В советские годы собор служил кинотеатром. Его вернули Церкви только в 1990 году. По словам митрополита Викторина, это решение приняли не сразу. Несмотря на то, что инициативная группа православных верующих обивала пороги высоких кабинетов и писала письма во все инстанции, коммунистическое лобби в правительстве Республики Удмуртия настаивало на превращении кинотеатра в концертный зал. Там даже планировалось установить орган. В 1993 году на Ижевскую и Удмуртскую кафедру был назначен архиепископ Николай (Шкрумко; позднее митрополит). Старожилам запомнились проникновенные службы владыки, особенно чин прощения в Прощеное воскресенье. В этот день в соборе, вмещавшем до трех тысяч человек, буквально яблоку негде было упасть, и мит­рополит у каждого просил прощения. А потом произносил трогательную проповедь, слова которой надолго оставались в памяти.

«Владыка Николай поручил в кратчайшие сроки восстановить Александровский собор. Это был 1993 год», — вспоминает митрополит Викторин. Такая оперативность объяснялась тем, что в 1990-х в Удмуртию хлынула волна протестантских проповедников, которые собирали для выступлений целые стадионы. При этом в то время в городе было открыто лишь два православных храма: небольшой Троицкий собор и крошечная деревянная Успенская церковь, оба вмещавшие от силы человек триста.

«С первых дней моего нового назначения я молитвенно обращался за помощью к святому благоверному князю Александру Невскому. Из Троицкого храма Ижевска мы принесли большую, в человеческий рост, икону князя, выполненную на железном листе, поставили ее в храме в отдельно выгороженном молитвенном помещении, и я каждое утро служил перед ней молебны, — продолжает архиерей. — Помощь не заставила себя ждать, она приходила и с добровольными помощниками, и в ­строительных материалах, и в средствах. Я помню, как на стройку приходили самые разные люди и со словами "я хочу помочь" брались за любую работу. Они убирали мусор, вручную разгружали машины кирпичей, а потом, встав в живую цепь на строительных лесах, подавали эти кирпичи строителям на высоту 30 метров. Многие из них месяцами не получали пенсию и заработную плату на своем рабочем месте, но готовы были безвозмездно восстанавливать храмы».

Помощь пришла и в лице надежных сотрудников, на которых можно было во всем положиться. Одна из них — Антонина Андреевна Машковцева (ныне покойная), которая не пропускала ни одного молебна святому князю и безвозмездно выполняла несколько послушаний одновременно: старосты, бухгалтера и казначея. Свою трудовую деятельность она начала с двенадцати лет на Ижевском оружейном заводе (во время войны шила подсумки для патронов) и проработала там всю жизнь. Выйдя на пенсию, одной из первых пришла в восстанавливающийся храм. «И конечно, у нас с ней все получалось. Мы радовались каждому даже маленькому успеху. Однажды утром, когда я пришел в храм, рабочие сообщили, что у них закончился цемент. А у меня не было средств, чтобы его купить, — вспоминает владыка. — Мы, как всегда, отслужили утренний молебен. После этого один из рабочих сказал, что на улице меня дожидается какой-то человек. Оказалось, он пришел пожертвовать некую сумму на строительство собора. На эти средства мы и купили недостающий цемент». За три года Александро-Невский собор, состоящий из верхнего и нижнего храмов, был восстановлен и расписан. Однако из-за недостатка средств частично утратил аутентичность.

Так, верхний храм до революции соединялся с нижним двумя лестничными маршами. Но при восстановлении пожарные запретили ими пользоваться без установки системы вентиляции и дополнительных выходов. Из экономии пришлось отказаться от обеих лестниц и сделать в нижний храм вход с улицы. Митрополит Викторин считает, что это нарушает исторический вид здания, и мечтает вернуть лестничные ­марши храму. Кроме того, собор в целом требует капитального ремонта и реконструкции внутреннего убранства. В частности, для возвращения аутентичного вида нужно убрать лепнину, сделанную в 1990-е годы. Все вместе это требует значительных затрат. Другая проб­лема в том, что собор внесен в реестр памятников федерального значения, поэтому для реконструкции нужны всевозможные согласования и опять же дополнительные расходы. «В 2023 году Ижевская епархия будет отмечать 200-летие Александро-Невского собора, и мы очень надеемся на поддержку государства и частных жертвователей в решении всех этих вопросов», — говорит митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин.

В год 800-летия со дня рождения святого благоверного князя в Александро-Невском соборе по-особенному отметят его память. В День города 12 июня на Божественную литургию в соборе соберутся все рукоположенные в нем священники, а таких более пятидесяти человек.

А накануне вечером на традиционном выступ­лении Большого хорового собора на ступенях храма лучшие творческие коллективы Удмуртии исполнят кантату «Александр Невский» композитора Сергея Прокофьева.

Реки воды живой

Как и в большинстве храмов Ижевской епархии, в Александро-Невском соборе сегодня полным ходом идет приходская жизнь, включающая в себя просветительское, социальное и миссионерское служение. У прихода есть помощники, которые все делают для того, чтобы воплотить планы в жизнь, — это братство святого благоверного князя Александра Невского, общество трезвости, а также удмуртский приход храма Николая Чудотворца, который располагается на территории собора.

«Активисты братства святого благоверного князя Александра Невского, вступить в которое может любой человек, достигший 18 лет, распространяют Евангелие, миссионерские листовки и буклеты об истинном, богословском значении церковных праздников, совершаемых таинств, — говорит председатель братства священник Димитрий Сырчин, — а также консультируют на приходах тех, кто еще только начинает свой путь в Церкви и кого сразу можно узнать по вопросам: какой иконе лучше поставить свечу в той или иной ситуации? где и когда совершается исповедь? когда освещают вербу?».

Со временем прихожане и юные члены братства созрели для получения богословских знаний и обратились к отцу Димитрию с просьбой о проведении занятий по изучению Священного Писания и основ веры. Занятия проводились на приходе и были очень популярны. В связи с пандемией преподаватели перешли на дистанционный формат обучения, и аудитория слушателей неожиданно выросла в три раза.

Кроме того, братство участвует в организации и проведении однодневных и многодневных крестных ходов на территории епархии. «Во время крестного хода мы следим за порядком в пешей колонне, координируем движение по автомобильным дорогам, несем хоругви и иконы, обеспечиваем людей питьевой водой», — говорит активист братства Константин. А еще молодые люди регулярно выезжают в сельские приходы, где помогают настоятелям в благо­устройстве храмов и решении хозяйственных вопросов. В частности, это храм Покрова Пресвятой Богородицы в селе Июльское, Трех Святителей в микрорайоне Воложка, Архангела Михаила в селе Иж-Забегалово и другие.

«Мужчины делают тяжелую работу, — продолжает Константин. — Например, в Воложке мы спилили деревья на территории храма, чтобы освободить место для детской площадки, в Киясово кололи дрова, где-то выполняли строительные работы. У девушек работа проще, но не менее ответственная: они моют окна, чистят подсвечники. Мне нравятся такие поездки, потому что, с одной стороны, они нас сплачивают и у тебя появляются новые друзья, а с другой стороны, новые знания и впечатления расширяют кругозор. Общение со священником в непринужденной обстановке помогает ответить на важные для тебя вопросы. Например, в одной из поездок мы говорили о том, как правильно относиться к неудачам». По словам Константина, уже многие священники знают о молодых людях из братства Александра Невского, которые готовы им помочь в решении хозяйственных проблем. И хотя состав помощников время от времени обновляется, этот «маховик добрых дел» уже не остановить.

Александре 22 года, она студентка Глазовского пединститута и тоже активно участвует в деятельности братства. «Иногда священники приглашают нас помочь в реконструкции и консервации сельских храмов, потому что средств восстановить их пока нет, — рассказывает девушка. — И благодаря нашей работе на проблему возрождения святынь обращают внимание местные жители и тоже подключаются к общему делу. Это очень радостно видеть. Значит, наш труд кому-то нужен и не пропадет даром».

Активисты братства принимают участие и в развлекательно-просветительских мероприятиях. Так, в 2019 году взяли на себя инициативу организовать и провести традиционный межрегиональный молодежный фестиваль «Реки воды живой» — одно из ярких событий в епархиальной жизни, в котором участвует и молодежь из соседних епархий. Написали сценарий, до мелочей продумали каждый день трехдневного мероприятия и самостоятельно обустроили для фестиваля территорию бывшего детского лагеря «Юбилейный».

«Лагерь много лет был заброшен. Сказать, что было много работы, — ничего не сказать. Требовалось скосить траву, избавиться от мусора, провести электричество и вставить окна, помыть все, не оставив и пылинки, — вспоминает отец Димитрий. — На это ушло несколько недель». И судя по восторженным отзывам в соцсетях, ребята со своей работой справились. А некоторые участники фестиваля писали в блогах, что неизгладимое впечатление на них произвела ночная Литургия, совершённая в походном храме в день памяти крестителя Руси князя Владимира.

Общество трезвости

При храме Александра Невского создано общество трезвости. Вот рассказ Владимира, который находится в устойчивой ремиссии уже 17 лет.

«Я начал пить в 15 лет и не мог справиться с собой долгие годы. Что только ни делал — и лечился, и подшивался — ничто не помогало. Одна знакомая посоветовала обратиться к верующим людям. Это оказались протестанты. Я стал ходить на их собрания, и в какой-то момент мне это помогло, я бросил пить. В то время я особо не различал, чем Православие отличается от протестантизма, хотя был крещен. Однако на душе было неспокойно, что-то меня у них не устраивало, но что — объяснить я не мог. Однажды мне попалась в руки книжка о преподобном Серафиме Саровском. Читая ее, я задумался о том, что вот же наша родная вера, а я почему-то хожу к протестантам. Я стал интересоваться, есть ли у нас в городе православные общины, где помогают алкозависимым. И вот я уже 17 лет прихожанин Александро-Невского храма. Каждую неделю по субботам все вместе мы читаем акафист перед иконой Божией Матери "Неупиваемая Чаша" и Священное Писание с толкованием святителя Феофана Затворника. На эти встречи собирается около тридцати человек, среди которых немало и родственников алкозависимых. Я также прихожу на собрания общества, где мы занимаемся по методу Шичко, который помогает разрушить вредные стереотипы, мешающие бросить пить. Есть у нас еще и группа взаимопомощи».

Одно из ежегодных мероприятий общества трезвости — это крестный ход из Ижевска в село Кельчино (здесь находится реабилитационный центр для алкозависимых), который проходит 18 мая. В нем участвует до трехсот человек. По пути молитвенное шествие обязательно останавливается в Воткинске, у могилы новомучеников протоиерея Николая Чернышева и его дочери Варвары. Отец Николай до революции возглавлял в Воткинске трезвенническое движение и ревностно боролся с повальным пьянством. Его очень любили горожане. Когда за батюшкой пришли красногвардейцы, то его дочь Варвара обхватила отца руками и не давала его увести. Так вместе они и пошли на свою голгофу. Обоих расстреляли в конце 1918 года. Александро-Невское общество трезвости участвовало в подготовке документов к их прославлению.

«Победившие недуг посещают с лекциями о трезвом образе жизни школы, вузы и трудовые коллективы, — рассказывает руководитель общества Николай Январский. — На наших встречах со школьниками я стараюсь объяснить детям, что они тоже могут помочь спасти своих родителей от пьянства. И действительно, дети часто находят такие проникновенные слова, что родители приходят к нам и стараются победить свою тяжкую болезнь. За тридцать лет к нам в храм за помощью обратилось около тысячи человек, а исцелившихся из них около 60–70 процентов».

Удмуртская община

Александровский приход известен в епархии еще и тем, что на его территории находится храм святителя Николая Мирликийского, который закреплен за удмуртской общиной и где все богослужения идут на удмуртском языке. Эти богослужения стали возможны тринадцать лет назад — после перевода на удмуртский язык протодиаконом Михаилом Атамановым основных богослужебных текстов1. По словам настоятеля Петропавловского прихода г. Ижевска Павла Григорьева, который окормляет удмуртскую общину, пожилые прихожанки специально ездили в Москву к Патриарху Алексию II за благословением молиться на родном языке.

«Службы в Никольском храме бывают по выходным и праздникам. В будни читаются акафисты, в основном тоже на удмуртском. Если какие-то молитвословия еще не переведены на удмуртский, то на церковнославянском, — поясняет отец Павел. — Костяк общины составляют люди зрелого возраста, преимущественно женщины. Всего в общине около шестидесяти человек». Молодежь Никольского храма с удовольствием участвует во всех епархиальных мероприятиях, например волейбольном или шахматном турнирах, пополняя команду Александровского прихода.

Большинство прихожан Никольского храма раньше ходили в другие храмы, но здесь их всех объединила возможность молиться именно на родном языке. «В общину мы принимаем всех желающих. Например, один из наших прихожан — православный узбек Алексей (Алишер). Удмуртским он не владеет, но, по его словам, ему нравится добрая атмосфера в нашем храме. Помню еще случай, когда один мужчина простоял всю службу, а после проповеди спросил меня: "Батюшка, а служба была на удмуртском, что ли?"», — улыбается отец Павел.

Бывает, что в Никольский храм на службу приезжают автобусами из деревень, где компактно проживают удмурты. Но чаще по благословению митрополита Викторина отец Павел вместе с группой певчих сам отправляется в поездку по селам Удмуртии и служит Литургию на удмуртском в местных храмах (а местное духовенство сослужит ему), панихиды на кладбищах и молебны, исполняет различные требы. Иногда к ним присоединяется и отец Михаил Атаманов. «Сельчане искренне благодарят за эти службы, ведь не у всех есть возможность и силы выбраться в Ижевск, — продолжает священник. — А после богослужения мы беседуем на самые разные темы, и я отвечаю на все вопросы».

Эти поездки, с одной стороны, служат профилактикой деятельности нетрадиционных религиозных течений, а с другой — способом деликатного приобщения к Православию тех, для кого языческие верования тесно переплелись с культурными народными традициями.

Например, удмурты 2 августа отмечают национальный обрядовый праздник нового урожая — Виль. «Мы в нем тоже участвуем, освящаем урожай, служим молебен и благодарим Бога. И таким образом все вместе ощущаем себя частью общей православной семьи», — говорит отец Павел. О том, насколько успешна эта миссия, можно судить по такой истории. Однажды священник приехал в одно из удмуртских сел, где, несмотря на наличие православного храма, были все еще сильны языческие традиции. Увидев отца Павла, местные верующие женщины обратились к человеку, исполнявшему обязанности языческого жреца: «Давай проводить моление». На что тот пожал плечами: «Зачем я буду это делать? У нас есть отец Павел. Он сейчас по-новому уже моление проведет, по-православному». 

Примечание

1 Перевод сделан протодиаконом Михаилом Атамановым, доктором филологических наук, ведущим научным сотрудником Института истории и культуры народов Приуралья Удмуртского государственного университета. Отец Михаил известен также как писатель, этнолог, фольклорист, ученый — исследователь удмуртской ономастики. За 25 лет перевел на удмуртский язык книги Священного Писания, Литургию Иоанна Златоуста, молитвослов, Канонник, Акафистник, тексты богослужебной и духовной литературы.

Храм святого благоверного князя Александра Невского был построен в поселке Ижевский (как тогда назывался Ижевск) в 1823 г. Он стал точной копией Андреевского собора в Кронштадте, в котором 53 года служил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Заводской архитектор С. Е. Дудин лишь подкорректировал чертежи архитектора А. Д. Захарова исходя из местных условий. Собор в Ижевске закрыли в 1929 г. по требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников и постановлению президиума Удмуртского облисполкома. С 1930 г. его здание служило детским клубом и кинотеатром «Колосс». Небольшое кладбище вокруг алтаря уничтожили. В 1990 г. здание вернули Церкви. После освящения в 1994 г. собор до 2017 г. имел статус кафедрального. В числе святынь — крест, изготовленный в 1913 г. монахами Святой Горы Афон к 300-летию Дома Романовых (в подарок Царской семье), и список чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. В 2005 г. на территории Александро-Невского собора торжественно перезахоронен прах основателя Ижевского оружейного завода, строителя Ижевска обер-берггауптмана А. Ф. Дерябина. В 2007 г. Ижевскую и Удмуртскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а в 2017 г. — Святейший Патриарх Кирилл. Оба патриарха служили всенощную в Александро-Невском соборе (­подробнее см.: alnevsobor.ru / o-xrame / ).

21 июня 2021 г. 17:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00