iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00
Если хочешь — угостись
На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
Аналитика
Открытое занятие по основам пожарной безопасности для членов приходской общины Георгиевского храма в Дедовске (Московская область). Фото mepar.ru
ЖМП № 6 июнь 2012 /  16 апреля 2019 г.
версия для печати версия для печати

На линии огня

Летом риск пожара особенно высок. Справедливо это не только в отношении гражданских сооружений, но и монастырей, приходских храмов, любых церковных строений. Как снизить вероятность ЧП? Как правильно эксплуатировать свои объекты, чтобы инспекторы Госпожнадзора не выписывали штрафы общинам?

Правила новые, щепетильность прежняя

С точки зрения контролирующих органов, любой православный храм представляет собой здание с массовым пребыванием людей, где используются источники открытого огня и возможного задымления. Такая формулировка, безусловно, соответствует действительности: церковь без горящих свечей и лампад выглядела бы странно, трудно представить себе и бездымный ладан. В действовавших до недавнего времени в России правилах пожарной безопасности1 общему подходу к этим вопросам был посвящен особый раздел, касавшийся исключительно культовых сооружений. Но в апреле 2012 года постановлением правительства Российской Федерации взамен этого документа принят новый2.

"Там нет специальных глав, касающихся культовых сооружений, как и каких-либо других специфических построек, — рассказывает заместитель начальника нормативно-технического отдела департамента надзорной деятельности МЧС России Андрей Макеев. — Главным же документом в вопросах пожарной безопасности для православных приходов на территории России (впрочем, как и для любых других физических и юридических лиц, ведущих хозяйственную деятельность) остается федеральный закон3, подписанный Президентом России 22 июля 2008 года и охватывающий на данный момент все государственные противопожарные стандарты в нашей стране. Правда, он (как и любые другие законы) обратной силы не имеет и касается лишь заново возводимых зданий и сооружений. Для ранее построенных церквей действуют (в части, не противоречащей Техническому регламенту, но касательно православных храмов подобных противоречий нет), причем до особого распоряжения правительства, которое впоследствии их отменит, посвященные культовым сооружениям специальные Противопожарные требования (согласованные с Московской Патриархией)"4. Сейчас в развитие Технического регламента разрабатываются Своды правил пожарной безопасности. В настоящий момент их тринадцать, и за исключением двух из них (не имеющих отношения к религиозным организациям) их разработчики отошли от отраслевого принципа компоновки. Каждый Свод правил будет посвящен одной из систем пожарной безопасности (к примеру, путям эвакуации и подъезда транспорта, общему водоснабжению, сигнализации, пожарному водопроводу и т.д.). Помимо этого, появится отдельный Свод правил добровольного применения, касающийся именно культовых сооружений.

Многие церковные здания и сооружения появились на свет в те давние времена, когда принципы, методы и сами противопожарные технологии сильно отличались от нынешних. На этот счет научно-технический совет департамента надзорной деятельности МЧС РФ выработал следующую рекомендацию. Объекты старше полувека (а также возводившиеся по таким древним нормативам, которые теперь уже невозможно установить) следует эксплуатировать не по современным нормам, а в соответствии с Декларацией пожарной безопасности. Документ этот составляется собственником здания по заявительному принципу. "Далее бумага представляется в отдел государственного пожарного надзора нашего министерства, где ее просто регистрируют, — уверяет Макеев. — И дальше объект можно использовать в соответствии с положениями, которые там заявлены. Разумеется, таким образом, чтобы это не угрожало жизни и здоровью людей (подобные позиции в Декларации мы, естественно, не пропустим)".

А штрафы кусаются...

Понятно, что с отменой предыдущей версии Правил пожарной безопасности их главные пункты, адресованные приходским советам, не теряют актуальности. Поэтому ниже мы приводим основные положения по защите храмов от возможных возгораний, которые, с точки зрения инспекторов Госпожнадзора, на практике лучше всего доказали свою эффективность. Но, если следовать закону буквально, этого набора уже недостаточно. Во всяком случае при проектировании и строительстве храма заказчику придется держать в голове также положения Техрегламента и те из новых Сводов правил пожарной безопасности, которые будут иметь отношение к возводимому объекту. Иначе не избежать взаимного с органами Госпожнадзора непонимания — наподобие отмеченного в этом году в Вятской епархии. Там из-за несоблюдений Правил пожарной безопасности на 150 тыс. рублей оштрафовали кировский храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. "Как на стадии архитектурного проекта, так и при сдаче объекта мы прошли все противопожарные согласования, что подтверждается подписями. А теперь выясняется, что у нас множественные нарушения, — возмущается настоятель храма священник Георгий Купцов. — Причем дело доходит до абсурда: пожарный кран и план эвакуации нас обязывают... разместить на самом видном месте — у царских врат".

"Действующим Градостроительным кодексом РФ проведение строительных технических экспертиз проекта (в том числе противопожарной) возложено на Министерство регионального развития. При положительном заключении экспертов пожарный надзор на строящихся объектах осуществляет Госстройнадзор, этот же орган санкционирует ввод новостройки в эксплуатацию, — комментирует коллизию инспектор отдела технического регулирования пожарной безопасности департамента надзорной деятельности МЧС РФ Алексей Хмылев. — Так что мы объекты получаем уже готовые, иногда действительно с серьезными нарушениями. Но делать нечего, приходится работать и, конечно, штрафовать за несоблюдение требований эксплуатирующую организацию. Если настоятель храма считает, что государственные органы при приемке новостройки закрыли глаза на недоделки и фактически переложили на него их бремя, советуем вчинить им судебный иск. Что касается конкретных претензий... Когда по нормам в помещении положен пожарный кран, ничего не попишешь — придется его оборудовать, не думаю, что его наличие как-то оскорбит чувства верующих. Схема эвакуации в храме, конечно, должна присутствовать. Но ни разу не приходилось слышать, чтобы инспектор добивался ее размещения на иконостасе. Обычно мы сходимся на том, что самое видное место — в притворе: либо на входной двери, либо слева или справа от нее".

Минимальная штрафная санкция для юридических лиц — 150 тыс. рублей, а "вилка" простирается до 200 тысяч5. Следующее по степени тяжести наказание — приостановление деятельности организации через суд, но подобных прецедентов в отношении православных храмов современная российская юриспруденция не знает. Другое дело, что, по словам Андрея Макеева, приходы или общины как юридические лица инспекторы пожарного надзора штрафуют редко. Как правило, протокол составляют на должностное лицо, а для него максимальный размер штрафа — 15 тыс. рублей5.

"Чаще всего в предписаниях об устранении недостатков встречаются такие нарушения, как захламленные или закрытые пути эвакуации, неработающая пожарная сигнализация и проблемы с подсвечниками. По нормам пожарной безопасности подсвечники должны быть прикреплены к полу, чтобы исключить их опрокидывание, разлитие масла и попадание огня на людей, — говорит Андрей Александрович. — Да, часто по этому поводу мы сталкиваемся с недоумением и даже с непониманием. Но дело в том, что термин "прикреплен" достаточно либерален и широк, он не означает обязательного приваривания подсвечника, его бетонирования или даже крепежа при помощи шурупов. На многих приходах освоили способ механического соединения "шип — паз". При помощи его геометрии основание подсвечника легко сопрягается с конструкцией пола, так же легко вынимается, а сам подсвечник можно переносить и устанавливать в любом другом месте храмового помещения, где сделано аналогичное углубление. Следом в условном рейтинге нарушений я бы разместил некачественные электропроводку и печное отопление. В городах печи, конечно, не столь актуальны, но в провинции по-прежнему встречаются часто. Достаточно сказать, что самый сильный пожар в православном храме в нашей стране в этом году случился именно из-за печи: в Рождественский сочельник в чувашском селе Миренки полностью сгорел деревянный храм иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" постройки 1896 года".

В целом по стране за шесть последних лет во всех культовых зданиях и сооружениях при пожарах погибли пять человек, еще семеро получили травмы — цифры, по российским меркам, скромные. Отдельной статистики по пожарам в православных храмах МЧС РФ не ведет: есть лишь общие данные для религиозных организаций и учреждений (см. инфографику). Но вряд ли уровни противопожарной культуры у верующих традиционных религий России серьезно разнятся. Скорее всего, инциденты с возгораниями и в православных церквах, и в католических костелах, и в мечетях, и в синагогах имеют одинаковую природу и случаются с примерно равной вероятностью. Если так, то динамика пожаров в православных храмах не должна вызывать серьезного беспокойства. Это предположение находит подтверждение при анализе данных по Москве. В 2007 году здесь зарегистрировано семь пожаров в православных церквах, в 2008-м — шесть, в 2009-м и 2010-м — по пять, в 2011-м — два. Погибших во всех этих случаях не было, и на фоне порядка десятка ежедневных пожаров по всему городу данные цифры выглядят ничтожными.

В этом году в столице горел пока только один храм — Преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве, случилось это в феврале. "Но то происшествие не связано с эксплуатацией храма по его главному предназначению, — объясняет заместитель начальника отдела государственного пожарного надзора Главного управления МЧС РФ по Москве Алексей Котт. — Шла реставрация и реконструкция, здание обнесли лесами, они по вине строителей и занялись. Вообще в нашем городе это один из самых распространенных сценариев пожара в православных церквах".

Пропитка — дело добровольное

"В основном инспекторы Госпожнадзора высказывают нам рутинные претензии: просрочены огнетушители, неукомплектованы пожарные щиты, зимой не расчищены пожарные гидранты, — признается староста деревянного храма святого великомученика и победоносца Георгия в Коптеве (Москва, ул. Большая Академическая) Валерий Уликов. — Всю электропроводку мы привели в соответствие с современными требованиями (говоря откровенно, контролирующие органы вынудили нас это сделать), замечаний по этой части больше нет. С момента постройки трижды (то есть примерно раз в пять лет) обновляли противопожарную пропитку. Каждая такая процедура обходится в 40 тыс. рублей, зато от случайного возгорания изнутри сруб защищен полностью".

Противопожарная защита деревянных строений — тема особая. Достаточно сказать, что сейчас в нашей стране именно по причине высокого риска возгораний запрещено возводить полностью деревянные строения выше трех этажей. Это положение, впрочем, не помешало в начале 2000-х годов вырасти на территории Центра ремесел "Русское подворье" в Измайловском кремле (Москва, Восточный административный округ) высочайшему на данный момент на территории России деревянному православному храму — 46-метровой Никольской шатровой церкви. Дело в том, что сухой архитектурный термин "этаж" плохо соотносится с традиционным храмовым зодчеством.

"К храму Николая Угодника у нас вопросов нет, — признается Алексей Котт. — Зато постоянно возникают вопросы к администрации "Русского подворья". Справедливости ради ей объективно тяжело вписаться во все нормы: скученность деревянных построек на относительно небольшой территории — это всегда риск пожара с серьезными последствиями. Не говоря уж о факте поджога, который имел здесь место семь лет назад..."

"Кроме того, новый деревянный храм может в течение нескольких лет давать осадку, — напоминает глава клуба мастеров "Сень" Александр Билецкий. — Поэтому провода надо прокладывать с большими допусками, чтобы они не натянулись и не лопнули (а мельчайшей искры, попавшей на утеплитель из пакли или льна, достаточно для серьезного порохового огня, и никакая пропитка не спасет). И, конечно, вся электропроводка должна быть с серьезным коэффициентом запаса по мощности, а счетчики и переключатели — только лучших мировых производителей".

К слову, пропитка древесины и утеплителя особым огнезащитным составом — антипиреном — на деревянных объектах государственными органами не предписывается, это дело добровольное. Но в православных храмах такой мерой, как правило, не пренебрегают. Возможно, оттого, что деревянные церкви (во всяком случае в больших городах) по-прежнему скорее исключение, чем правило, и их приходы относятся к своим храмовым зданиям с особой щепетильностью.

Ладан вне подозрений

Вместе со старостой Храма Христа Спасителя Львом Шахановым входим под сень храма-часовни иконы Державной Божией Матери. Ее изящный сосновый сруб появился на территории тогда еще стройплощадки на мес­те бассейна "Москва" осенью 1994 года и символически ознаменовал собой возвращение Русской Православной Церкви на место своего исторического кафедрального собора.

"Все требования пожарных стараемся выполнять неукоснительно. Да иначе и нельзя: Храм Христа Спасителя — зона ответственности закрепленного за нами особого подразделения МЧС. Его представители присутствуют на всех массовых мероприятиях, не оставляют без внимания малейшие упущения, стимулируют внедрение технических новинок. Недавно, к примеру, по их настоятельным советам обновили все электрические розетки (старые уже выработали свой ресурс), — объясняет Шаханов. — Если говорить о храме Державной Божией Матери, здесь у нас всегда в наличии положенные по нормам огнетушители. Из средств автоматики — десять датчиков задымления в различных помещениях (от алтаря до технической комнаты в верхней части сруба). Случаются казусы, когда во время богослужения датчики срабатывают из-за дыма от ладана и наши коллеги пожарные прибегают по вызову. Но ни автоматика, ни тем более ладан тут ни при чем: просто дежурный алтарник забывает включать принудительную вентиляцию. Получается свого рода проверка боем. Уж лучше ложная тревога, чем проспать настоящий пожар".

Конечно, в таком деле, как защита храмов от огня, надеяться лишь на профессионалов слишком рискованно и самонадеянно. Ведь помощь пожарным со стороны волонтеров имеет в России богатейшие традиции (еще до революции многие механизированные пожарные части создавались именно на основе добровольческих дружин). Но последние два десятка лет в Церкви было множество других хозяйственных проблем, так что до создания добровольных пожарных дружин руки доходили лишь в мужских монастырях (славу наиболее организованного в этом смысле коллектива снискала братия Свято-Введенской Оптиной пустыни). Теперь же многое меняется и на приходах, благо вступивший в прошлом году в действие закон "О добровольной пожарной охране"6 предусматривает создание добровольных дружин при религиозных организациях.

Так, с инициативой организации подобных подразделений при храмах выступил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Областная администрация проявила понимание и уже выделила средства на приобретение ранцевых огнетушителей, ведь на приходе дружинникам вовсе не обязательно уметь управляться с пожарной машиной. Да и вообще, как во всякой добровольной дружине, в противопожарной главное направление деятельности — профилактика. Ну и, конечно, не стоит забывать о главной "профилактике" в жизни любого православного человека — молитве. Тем более молитвенных обращений, касающихся защиты от разрушительной стихии огня, известно множество. Одно из них мы публикуем ниже.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Правила пожарной безопасности ППБ 01-03. Раздел XVII. "Общие требования пожарной безопасности в культовых сооружениях".

2 Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Утверждены постановлением правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 года.

3 Федеральный закон № 123 от 22 июля 2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

4 Нормы пожарной безопасности НПБ 108-96 "Культовые сооружения. Противопожарные требования".

5 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ст. 20.4 "Нарушение требований пожарной безопасности".

6 Федеральный закон № 100 от 6 мая 2011 года "О добровольной пожарной охране".

Самый сильный пожар весны-2012

В ночь с 12 на 13 мая в карельской столице на улице Вольной злоумышленник поджег 135-летний деревянный храм во имя святой великомученицы Екатерины, воздвигнутый по решению Городской Думы в ознаменование 100-летия Указа Екатерины II об основании Петрозаводска. Огонь значительно повредил кровлю, колокольню и купол на общей площади 150 м2. Подозреваемый в поджоге ранее судимый 29-летний местный житель задержан и уже дал показания в полиции. Конструкции храма повреждены очень сильно, но из горящей церкви были вынесены иконы, кресты, ценная церковная утварь, люди не пострадали. По словам архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, старинный храм-памятник будет полностью восстановлен. В приходском здании, расположенном рядом с Екатерининской церковью, уже оборудован домовый храм, где временно совершаются богослужения.

Семь противопожарных заповедей для церковной общины

Как эффективнее всего защитить храмы от возгораний с точки зрения профессиональных пожарных (по Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03)

1. Подсвечники, светильники и другие устройства с открытым огнем устанавливать на негорючие основания, надежно прикреплять их к полу.

2. Ежегодно перед началом отопительного сезона проверять печное отопление.

3. Топить печи только под присмотром и лишь до начала богослужений.

4. Масло для лампад и светильников хранить в металлических шкафах в объеме не более 5 л в одном помещении. Разливать его в лампады и светильники только при отсутствии открытого пламени, а при включенных электронагревательных приборах на расстоянии не менее 1 м от них.

5. Запас масла для заправки лампад и светильников в главном храмовом помещении хранить в металлической таре в объеме не более суточной потребности.

6. Не проводить огневых работ (сварка, работы с паяльной лампой, иной разогрев конструкций при помощи открытого пламени) во время служб и в присутствии прихожан.

7. Оборудовать храмовые здания системами оповещения людей о пожаре.

16 апреля 2019 г.
Ключевые слова: законодательство, пожар
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00