iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Аналитика
Митрополит Калужский и Боровский Климент, Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви
3 января 2020 г. 15:45
версия для печати версия для печати

Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики»

14 МАРТА ОТМЕЧАЕТСЯ ДЕНЬ ПРАВОСЛАВНОЙ КНИГИ

День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.

Вплоть до середины XVII века изобразительное искусство, архитектура, музыка, литература развивались в религиозном направлении. Иконы Андрея Рублева, соборы Московского Кремля, знаменное пение — многими достижениями русская культура обязана православию.

Определяющим ее развитие стала именно православная книжность. Духовная литература лежит в основе всей русской словесности. Она — источник мысли для литературы светской. В произведениях многих отечественных писателей и поэтов затрагивается религиозная тема. Величайшие классические произведения зиждутся на христианской нравственности. Например, об этом свидетельствуют многие произведения Александра Сергеевича Пушкина, Федора Михайловича Достоевского, Михаила Юрьевича Лермонтова, Антона Павловича Чехова и многих-многих писателей и поэтов.

Одной из самых образных книг Священного Писания многие гении пера считали Псалтирь. Не случайно появилось движение, когда литераторы пересказывали псалмы в стихотворной форме. Среди них были Михаил Васильевич Ломоносов, Александр Петрович Сумароков, Василий Иванович Майков, Иван Андреевич Крылов, Гавриил Романович Державин и другие.

Духовная тема имела особое значение даже для поэтов Серебряного века Николая Гумилева, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина. Идею жертвенности, важнейшую для православия, мы видим в произведениях Алексея Максимовича Пешкова (Горького), в частности, в образе Данко. Эти же идеи содержатся в произведениях Андрея Платоновича Климентова (Платонова). Почему?

Многие русские писатели были воспитаны в православных традициях, регулярно читали Священное Писание и вдохновлялись этими богодухновенными книгами. Например, у Анны Ахматовой есть такие строки:

«Под крышей промёрзшей пустого жилья

Я мертвенных дней не считаю,

Читаю посланья Апостолов я,

Слова Псалмопевца читаю.

Но звёзды синеют, но иней пушист,

И каждая встреча чудесней, —

А в Библии красный кленовый лист

Заложен на Песни Песней».

В таком перечислении книг несомненно есть глубокий смысл. Читая Послания апостольские, человек учится основам христианской жизни. В них разъясняется, как исполнять заповеди, поступать в спорных жизненных ситуациях. Не случайно первым русским печатным изданием стал именно «Апостол» как одна из основополагающих вероучительных книг.

Когда человек стремится жить по евангельским заповедям, он начинает ощущать собственную немощь, понимает, что без помощи Божией не сумеет побороть в себе страстные привычки. Он раскаивается в грехах и просит Господа о помощи словами псалмопевца Давида.

Псалтирь — книга покаянная. Святитель Иоанн Златоуст отмечал, что слова псалмов очищают душу, и в нее нисходит Дух Святой. «Псалом — привлечение ангельской помощи; оружие против страха нощного, успокоение от дневных трудов», — говорил преподобный Ефрем Сирин.

Очистившись молитвой и подвигом, подобно невесте, душа человека еще сильнее устремляется к Жениху — Богу, желает славить Его. Это состояние как раз описывается в книге царя Соломона, о которой упоминает поэтесса.

Александр Сергеевич Пушкин признавал собственное бессилие в попытке хоть немного приблизиться к красоте и мудрости книг Ветхого и Нового Завета. Он говорил, что невозможно создать ничего лучшего, чем Священное Писание. В нем заключена вся человеческая жизнь. «Религия создала искусство и литературу, — говорил русский классик. — Все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра».

Многие книги Священного Писания нашли отражение в произведениях русских литераторов. Однако среди них есть главная, которая оказала особое влияние не только на развитие отечественной культуры, но и на нравственность нашего народа. Эта книга — Евангелие.

С особым чувством вспоминал о том, как впервые прочел эту священную книгу Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: «Главное, что я почерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий жизненный уклад уже не так легко порабощал меня».

Духовная литература повлияла на русскую культуру и помогла поэтам и писателям создать лучшие классические произведения. В ней авторы находили чистейший и неиссякаемый источник высшей нравственности, заповеданной Самим Спасителем (ср. Ин. 4:13). Потому русская литература так признана в мире. Произведения Достоевского, Гоголя и других русских классиков зарубежные читатели считают образцовыми.

Классические авторы постоянно обращались к книгам Священного Писания, и тем самым подали пример и нам, читателям, чтобы мы обращались к первоисточнику мудрости, духовности, постарались жить по евангельским нравственным принципам. Тогда, я верю, наше государство будет и дальше процветать, а русская культура обогатится еще не одним великим классическим произведением.

 

 

 

3 января 2020 г. 15:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00