![]()
Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
|
![]()
ЖМП № 2 февраль 2018 /
5 февраля 2018 г. 13:00
Без царя в головеОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ГОДЫ Во второй половине 1990-х годов Центральный архив ФСБ передал Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету материалы следственного дела святителя Патриарха Тихона. В этом объемном массиве, который содержал подготовительные материалы к процессу Патриарха Тихона и который был издан в конце 1997 года, исследователи нашли документ, имевший длинное название: «Краткий статистический обзор условий религиозно-просветительской деятельности Российской Православной Церкви при изменившемся устройстве России и по отделении Церкви от государства». Документ датируется 26 августа 1918 года, то есть он был составлен уже после издания Декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви и незадолго до окончания последней сессии Поместного Собора. Он представляет собой статистические материалы, связанные с некоторыми аспектами положения Русской Православной Церкви перед началом Первой мировой войны. В преамбуле формулируется задача, которая более всего интересовала составителей документа: понять, «каких результатов достигла Православная Российская Церковь за предшествующее время и с чем, с какими силами и средствами она приступает к религиозно-просветительской деятельности среди населения при новом строе»1. Начальная грамотность населения: твердый «неуд» для крестьян Общее представление о грамотности среди православного населения, равно как и представителей других вероисповеданий, можно получить из данных по итогам переписи 1897 года. В среднем грамотным был только каждый пятый православный житель империи (при этом надо учитывать, что среди мужчин этот показатель втрое превышал женский). Начальный школьный возраст повсеместно в Европе во второй половине XIX века определялся в 8–11 лет. Исходя из этого, по данным на 1894–1895 годы, без школьного обучения в России оставалось почти 6,8 млн детей в деревнях и около 920 тысяч — в городах (в начальной школе обучались 24,2 % детей указанного возраста в сельской местности и 28,6 % — в городах)2. Такие низкие показатели обуславливались не столько нежеланием крестьян обучать своих детей в начальной школе, сколько отсутствием финансовых средств на организацию ее работы. Численность крестьянского населения составляла 80–84 % от общей численности населения России. И хотя во многих других странах мира сельское население также преобладало над городским, в России это преобладание было гораздо более значимым. При этом следует учитывать, что население российских городов стремительно росло (в первую очередь в обеих столицах). Так, за период с 1863 по 1910 год население Петербурга выросло втрое (до 1,9 млн человек), Москвы — более чем вчетверо (до 1,5 млн)3. Среди квалифицированных рабочих уровень грамотности был существенно выше, чем в среднем по стране: в 1900 году доля грамотных рабочих достигала двух третей, в 1910-м превысила три четверти, к 1914 году составляла 82 %4. Что означал столь низкий уровень грамотности сельского населения для церковной жизни? Как свидетельствуют современники, часто русские крестьяне не могли прочитать даже самые простые молитвы, не понимали их смысла, как и смысла церковных служб и священнодействий. Кроме того, для них, как еще в «Московском сборнике» указывал Константин Петрович Победоносцев, не существовало Библии: из-за общей неграмотности и церковной непросвещенности крестьяне часто просто не могли познакомиться с библейским повествованием. Это подтверждают многие священники, служившие на рубеже XIX–XX веков в деревне. Один из них указывает, что сельское общество почти неспособно для воздействия пастыря и является в сущности «полуязыческим и суеверным»5. Статистике уже в тот момент были хорошо известны и иные способы определения уровня грамотности населения, в том числе определение уровня грамотности призывников, а также определение грамотности лиц, вступающих в брак (по соответствующим документам). Именно этот последний способ оценки предложил известный специалист по истории начального образования, российский и советский историк, вятский краевед Павел Луппов. Он рассмотрел большой массив брачных обысков, ставя перед собой вопрос: как часто брачующиеся в приходской церкви были в состоянии поставить свою подпись (имя и фамилию)? В частности, Луппов проанализировал брачные обыски одного из приходов Вятской епархии за период с 1839 по 1907 год. Подавляющее большинство браков на приходе было заключено крестьянами. Данные Луппова позволяют также установить, что особенно интенсивно грамотность населения села росла в период с 1899 по 1907 год, когда уже 60 % женихов и 19 % невест сумели поставить свою подпись. В среднем же за указанное время оказываются грамотными приблизительно 30 % женихов и 6 % невест6. Начальное народное образование: полторы комнаты и полтора учителя на школу Вопрос о начальной грамотности русского (православного) населения России непосредственно связан с вопросом, кто и как в империи мог получать начальное образование и первые представления о христианстве. В России существовали начальные школы разных ведомств — Министерства народного просвещения, Министерства внутренних дел, начальные земские школы и некоторые другие. Хорошо известно, что К. П. Победоносцев стал инициатором широкого распространения еще одного вида начальныx школ — церковноприходских. В 1884 году обер-прокурор добился создания системы управления церковными школами для народа, независимой от Министерства народного просвещения и подчиненной лишь Синоду. Благодаря усилиям обер-прокурора сеть церковных школ для народа пережила бурный рост, став заметной частью российской системы образования. За период с 1883 по 1903 год число церковных школ для народа выросло всемеро (с 6700 до 44 421), количество учащихся в них — в 12 раз (со 162 100 до 1 909 684), и они составили около половины начальных школ России (см. рис. 1 в PDF-версии). Бюджетные ассигнования на церковные школы достигли к 1903 году колоссальной суммы — 10 341 916 руб. (рост по сравнению с 1881 годом в 565 раз)7. Кроме бюджетных денег, в этом же «пиковом» году на церковноприходские школы тратилось более 7,5 млн руб. так называемых местных средств, в том числе земских8. Достаточно полное представление о состоянии начального народного образования в Российской империи дает так называемая Однодневная перепись 1911 года, которая была организована 18 января 1911 года замечательным специалистом в области статистики, сыном священника Тверской епархии Василием Покровским. В 1910 году в Государственной думе в связи с обсуждением вопроса о введении всеобщего начального обучения возникла необходимость детального обследования начальных школ. Руководить этой огромной и ответственной работой по поручению министра народного просвещения Александра Шварца было суждено именно Покровскому, разработавшему план и методы переписи, с которыми были предварительно по почте ознакомлены некоторые известные директора и инспекторы начальных школ, а также учителя, земские и городские деятели. Что же удалось выяснить по итогам этой работы? Школы и учителя. Всего в России на день переписи имелось 100 749 начальных общеобразовательных школ всех ведомств (11 031 городских и 89 718 сельских). Из всех школ, включенных в состав Однодневной переписи, 33 866 (то есть треть всех начальных школ империи) относились к ведомству православного исповедания. В них обучалось в общей сложности около 1,7 млн человек, в подавляющем большинстве — православные крестьяне. Кроме того, в школах православного ведомства обучалось еще 8,5 тыс. дворян (0,5 %) и 17 тыс. детей духовенства (1 %). Оба основных школьных типа имели тенденцию к расширению учебного плана: так называемые одноклассные школы могли иметь четырехлетний курс обучения, а двуклассные — даже пятилетний, причем последний, помимо традиционных церковных предметов (Закон Божий, церковное пение, церковнославянский язык), включал уже русскую и церковную историю, географию, природоведение и рисование9. В школах работало около 154 тыс. учителей светских предметов и еще около 78 тыс. законоучителей, из которых денежное вознаграждение получало около 58 тыс. человек, причем его годовой размер колебался от 63 (деревня) до 146 (город) руб., в среднем составляя 74 руб. (при этом их средняя нагрузка равнялась приблизительно шести урокам в неделю). Кроме того, из материалов переписи можно узнать, что еще 26 049 учителей общеобразовательных предметов преподавали Закон Божий дополнительно. Помимо православных священнослужителей (священников и диаконов), в школах также преподавали священнослужители других исповеданий (см. табл. в PDF-версии). Очень интересен персональный состав преподавателей в этих школах. Всего 914 учителей имели высший образовательный ценз, причем мужчин среди них было только 65. Низший ценз или домашнее образование имели 47,8 % учителей, 52,2 % учащих получили среднее светское, духовное или специальное педагогическое образование. В подавляющем большинстве учителя начальных школ были очень молоды (примерно половина — в возрасте 20–30 лет, примерно 60–65 % — до 25 лет), не имеющими семьи (51 % мужчин и 78,5 % женщин). Из этих молодых людей примерно 10 % были дворянами, 20 % — выходцами из духовного сословия, 55 % — крестьянами и мещанами. Их годовая зарплата была очень скромной — около 340 руб. в деревнях и 450–530 руб. в городе. Самая высокая зарплата учителей начальных школ зафиксирована в Бакинской (838 руб. в год у учительниц и 859 руб. в год у учителей) и Петроградской (718 руб. в год у учительниц и 601 руб. в год у учителей) губерниях. Вообще в дальних губерниях Сибири, Кавказа и Приамурья зарплата школьных учителей была существенно выше. Большинство школьных учителей имели квартиры площадью 25–40 кв. м. Было также подсчитано, что в этих школах имелось 153 947 классных комнат. Это значит, что на одну такую школу в среднем приходилось 1,5 комнаты и 1,5 преподавателя. Средние затраты на одну школу по России равнялись 950 руб. в год. Но при этом были школы и богатые (с бюджетом до 7 тыс. руб.), и бедные (200 руб.). Учащиеся. Всего в начальных школах империи обучалось 6 629 978 человек, а на занятиях в день переписи присутствовало 6 188 879 человек. Эта цифра должна впечатлять, если учесть, что еще в 1894 году в начальной школе училось около 3 млн детей. Таким образом, за 16 лет количество учеников начальных школ в империи удвоилось, а количество сельских школ возросло в полтора раза. По сравнению с 1880 годом рост еще более ощутимый — количество начальных школ выросло в 2,5 раза. От всего населения России на 1 января 1911 года (164 млн чел.) в начальной школе училось 5,48 % лиц мужского пола и 2,6 % женского, или в среднем 4,04 %. Из них в возрасте менее 8 лет — 121,5 тысяч (2 %), 8–11 лет — 4300 тысяч (73 %), 12–14 лет — 1413,5 тысяч (24 %), 15 лет и старше — 79,5 тысяч (1,3 %). Таким образом, 97 % детей, которые учились в начальной школе и участвовали в Однодневной переписи, находились в возрасте от 8 до 14 лет. Средний возраст обучавшихся в начальной школе по империи составлял 10,4 года. Школа не для всех Одной из принципиальных проблем начальной школы было то обстоятельство, что далеко не все дети начального школьного возраста могли в ней обучаться и далеко не все обучавшиеся могли ее закончить. Однодневная перепись 1911 года показала, что в 1910 году примерно 1 млн детей было отказано в приеме в школу10. В Петербургском учебном округе 15 % от общего числа первоклассников не были приняты в 1-й класс, а до окончания учебы школу оставили 17 % учащихся. В Московском учебном округе, объединявшем 11 плотно населенных центральных губерний России, в течение учебного года выбыли, не закончив курса, 216 тыс. учащихся — 16 % мальчиков и 26 % девочек. Основной причиной ухода было тяжелое материальное положение семьи, вынужденной для поддержания благосостояния пользоваться детским трудом, а также недоступность платы за обучение (притом что она была очень низкой), элементарное отсутствие обуви и одежды. Причиной невыхода на учебу в сельской местности могли быть полевая страда летом, весенние полевые работы, промыслы и т. д.11. Принципиальный вопрос, который так волновал и участников Поместного Собора в 1918 году: 6188 тыс. детей младшего школьного возраста, числившихся в начальных школах, — это много или мало? На основании процедуры аппроксимации данных переписи 1897 года можно предположить, что всего в России к 1911 году было приблизительно 14 млн детей в возрасте 8–11 лет. Причем большинство этих детей были крестьянами12. Это значит, что, по данным Однодневной переписи, на 1 января 1911 года в России не училось более 7 млн человек. Конечно, это средние показатели, которые в отдельных губерниях и учебных округах могут быть иными. Например, в Петроградском учебном округе в городах обучалось 56 % детей в возрасте 8–11 лет и 32 % детей в возрасте 7–14 лет, в Московском — соответственно 73 % и 41 %13. Последний рывок В представленной Собору статистической записке в качестве базовых данных фигурируют именно данные Однодневной переписи 1911 года. Однако в период с 1897 по 1917 год, и в особенности в последние 10 лет существования Российской империи, Министерством народного просвещения были предприняты очень эффективные меры, позволившие существенно улучшить показатели грамотности. Как указывает Игорь Зубков, историки российского народного образования «отмечают в это время беспрецедентный рост расходов на начальное образование, некоторые предпринятые в рамках работ по введению всеобщего начального обучения меры (например, учреждение школьно-строительного фонда), а также создание в 1906–1916 гг. в ряде мест предпосылок для введения не только всеобщего, но и обязательного обучения»14. Этот же автор указывает, что «в 1907–1913 гг. расходы Министерства народного просвещения на начальные школы выросли на 48,6 млн руб., их рост с большим отрывом опережал увеличение затрат на среднее и высшее образование и научные учреждения», а в целом в период с 1896 по 1912 год расходы Министерства народного просвещения на начальное образование (в долях от общей министерской сметы) выросли более чем в восемь раз и составили в 1912 году 52,6 %, то есть более половины всех министерских расходов. Это, в частности, привело и к росту числа церковноприходских школ: если с 1903 года их количество стало уменьшаться, то в 1908–1913 годах снова наметился рост, количество таких школ увеличилось с 26,2 до 35,2 тысяч, а число учащихся — с 1,48 до 1,94 млн человек. Эти показатели позволяют не только оценить результаты Однодневной переписи 1911 года, но и увидеть динамику развития начального образования за период с 1910 по 1915 год. Если, по данным на конец 1910 года, в России в целом обучалось около 43 % детей начального школьного возраста, то через четыре года, по подсчетам Министерства народного просвещения, из 15 253 тыс. детей 8–11 лет обучались 8786 тыс. человек (57,6 %), а в Европейской части империи (без Царства Польского) — 7315 тыс. из 11 711 тыс. детей (62,5 %). Причем из тех, кто еще не был охвачен начальным образованием, 22 % детей уклонялись от него и лишь 15 % не имели реальной возможности, в силу местных особенностей, его получать15. Происходил значительный рост как числа самих школ (1910 год — 61 037 школ ведомства Министерства народного просвещения, 1914 год — 80 801, рост — 32,3 %), так и общего числа учителей начальных школ: 153 360 в 1910 году и 186 859 в 1914 году16. Это могло означать только одно: в царствование последнего русского императора правительство предприняло беспрецедентные меры по организации народного образования. Другими словами, перед революцией 1917 года, несмотря на трудности военного времени, Россия стояла на пороге всеобщего начального обучения. Важно понять, как обстояло дело с начальным обучением в отдельных епархиях. Самый высокий показатель по мальчикам был в Тульской и Калужской епархии — почти 9 %. Если учесть, что 9 % — это общее число детей в возрасте 8–11 лет, то указанные данные означают, что в этих епархиях практически все мальчики начального школьного возраста уже обучались в школе (см. рис. 2 в PDF-версии). Самый высокий процент учащихся девочек был в Рижской епархии — 5,5 % (чуть больше половины всех девочек). Приведенные данные относятся ко всем начальным школам вне зависимости от иx подчинения. Церковного историка прежде всего интересует православное образование. В 1915 году православное население России составляло 104 900 тыс. человек, а 9 % от этой суммы (то есть те, кто должен учиться в начальной школе) — 9441 тыс. человек. По результатам Однодневной переписи реально обучалось 4403 тыс. человек православных. Значит, вообще не обучалось в школе, и в частности не обучалось Закону Божьему, 5038 тыс. человек православных детей. Данные о нескольких миллионах детей начального школьного возраста, которые нигде не учатся, вызывали особую тревогу у членов Поместного Собора 1917–1918 годов. Ведь речь шла о детях, которые никогда не изучали Закона Божьего, скорее всего, были неграмотны и не имели никакого представления о смысле церковных священнодействий и молитв. Сегодня мы можем только догадываться, жертвой какой пропаганды стали эти дети через три года и за кого они будут голосовать, когда в России совершится государственный переворот и на русское крестьянство обрушатся популистские обещания различных политических партий, воспользовавшихся ситуацией войны и обострения внутриполитического положения после февраля 1917 года. Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины XIX — начала XX в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ. СПРАВКА. Недостаток храмов и священнослужителей накануне революции В 1910 г. российское население составляло приблизительно треть населения Европы (это третье место в мире после Китая и Великобритании с колониями). При этом население России очень быстро росло. От смерти Петра Великого до 1910 г. оно с 13 млн человек увеличилось в 10,5–12 раз. При этом плотность населения была одной из самых низких в Европе: 8,5 человек на кв. версту (1 кв. верста — 1,14 кв. км). В начале ХХ в. средний показатель смертей на 10 тыс. жителей России равнялся 300 (по другим данным — 334), т. е. вдвое выше, чем в ряде стран Западной Европы. В 1915 г. православное население России составляло 105 млн человек. К 1916 г. в стране было 69 православных епархий и викариатств, в них — 54,5 тыс. храмов. Количество православных храмов постоянно росло, даже в первые два года Первой мировой войны: по данным Поместного Собора, в 1914–1915 гг. было построено 940 новых церквей. Таким образом, к 1915 г. в среднем в России приходилось 1900 человек обоего пола на один православный храм. Это число в отдельных приходах могло доходить до 15–50 тыс. прихожан. Статистический комитет Собора констатировал, что к 1915 г. православных храмов было на 19 тыс. меньше, чем их нужно было с учетом показателей роста населения. Даже если считать в среднем, что на одну церковь приходилось 2 тыс. прихожан (крайне высокий показатель людской нагрузки), необходимо было ежегодно строить 780 новых храмов. В относительно благополучной Европейской части страны на каждую церковь приходилось в среднем 113 кв. верст. В отдаленных местностях среднеприходская площадь достигала огромных значений: 359 кв. верст в Вологодской епархии, 454 — в Пермской, 664 — в Оренбургской, 724 — в Астраханской, 1036 — в Архангельской. В Сибири, Якутии и Средней Азии соответствующие цифры измерялись тысячами кв. верст. К 1915 г. в православных храмах империи числилось 112 639 человек священно- и церковнослужителей. Целиком духовное сословие составляло (по разным источникам) приблизительно 0,5–1 % населения империи17. В 1915 г. на каждого священника приходилось 2058 человек (см. рис. 3). В деревенских приходах, где числилось 800–1000 душ, в год совершалось в среднем до 150 крещений младенцев, более 100 причастий больных прихожан по домам, до 20 домашних соборований, до 30 венчаний, до 100 погребений. Диаконы были призваны к преподаванию Закона Божьего в начальных школах. В 1890 г., например, в Российской империи на одного диакона приходилось 5560 православных жителей, и такая пропорция могла очень неблагоприятно сказаться на постановке учебного дела. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Краткий статистический обзор условий религиозно-просветительной деятельности Российской Православной Церкви при изменившемся устройстве России и по отделении Церкви от государства / Публ. Ю. Л. Ореханова, А. В. Постернака, Т. Х. Терентьевой // Богословский сборник. М.: Изд-во ПСТБИ, 1997. № 1. С. 195. 2 Зубков И. В. Министерство народного просвещения и подготовка введения всеобщего обучения в России // Российская история. 1913. № 2. С. 64. 3 По данным на 1910 г., из 163,7 млн населения России в городах проживало 22,5 млн человек (13,7 %), в деревнях — 141,2 млн человек: Рубакин Н. А. Россия в цифрах. С. 38. 4 Ульянова Г. Н. Образование и просвещение. Печать // Россия в начале ХХ века. М., 2002. С. 579. (Россия. ХХ век. Исследования). 5 Цит. по: Розов А. Н. Священник в духовной жизни русской деревни. СПб., 2003. С. 53. 6 Если сравнить эти данные с аналогичными в Европе, причем только в 1890 г., можно обнаружить, что в Ирландии грамотными оказываются 73 % брачующихся, в Англии и Голландии — соответственно 85 % и 88 %, Шотландии, Пруссии, Бадене — от 90 до 99 %. Во Франции в 1892 г. брачный акт подписали 92 % женихов и 88 % невест. См.: Луппов П. К вопросу об изучении грамотности населения. СПб., 1909. С. 9–13. 7 См.: Преображенский И. В. Отечественная Церковь по статистическим данным. С. 117, 123–124; Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909). СПб., 1909. С. 494. Прил. С. 14–15, 21. 8 Статистические сведения о церковных школах Российской империи со времени издания высочайше утвержденных 13-го июня 1884 года правил о школах церковноприходских. СПб., 1909. С. 21. 9 Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884–1909). СПб., 1909. С. 147–148. 10 Однодневная перепись начальных школ Российской империи, произведенная 18 января 1911 года. Вып. 16: Итоги переписи начальных школ империи. Пг., 1916. Предисл. С. I. Все статистические данные здесь и далее приводятся по этому изданию. 11 Ульянова Г. Н. Образование и просвещение. Печать // Россия в начале ХХ века. М., 2002. С. 604–605. (Россия. ХХ век. Исследования). 12 Интересно отметить, что в России молодежь в возрасте от младенчества до 19 лет составляла 48,7 % населения, это был самый высокий показатель в Европе, причем проживали эти юноши и девочки в основном в деревнях. См.: Рубакин Н. А. Россия в цифрах. С. 33–34. 13 Однодневная перепись начальных школ Российской империи. С. 104–105. 14 Зубков И. В. Министерство народного просвещения и подготовка введения всеобщего обучения в России // Российская история. 1913. № 2. С. 63. 15 Там же. С. 74, 81, 85. 16 Начальные училища ведомства народного просвещения в 1914 г. Пг., 1916. С. VII. Прил. К вопросу о введении всеобщего обучения. С. XII. 17 Иванова Н. А. Социально-демографическая ситуация // Россия в начале ХХ века. М., 2002. С. 77. (Россия. ХХ век. Исследования).
5 февраля 2018 г. 13:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|