iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В Музее современной истории России открылась выставка, посвященная вековому юбилею окончания Гражданской войны
В название главной выставки, подготовленной к 100-летию Русского исхода Музеем современной истории России (свои экспонаты сюда предоставили около десятка государственных учреждений культуры, а главный соорганизатор наряду с Минкультуры РФ – Благотворительный фонд актеров), взята строчка из песни-посвящения Александра Вертинского погибшим в октябре 1917 года московским юнкерам. Это не случайно: в центре предметного ряда экспозиции – мемориальные реликвии, посвященные Вертинскому и его знакомому белогвардейскому генералу Якову Слащеву (по чьей просьбе артист, кстати, исполнил упомянутую песню весной 1919 года в Одессе). «Вертинского и Слащева нельзя назвать друзьями, но Гражданская война в каком-то смысле переплела их судьбы: оба стали эмигрантами, а впоследствии – «возвращенцами», - говорит старший научный сотрудник Музея современной истории России Федор Кукин.
4 ноября 2020 г.
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Новости
В выставочном зале
ЖМП № 7 июль 2015 /  19 июня 2015 г. 17:20
версия для печати версия для печати

Выставка «Война народная, священная война» в Санкт-Петербурге рассказывает о вкладе Церкви в победу над нацистской Германией

Подготовил ее в юбилейный год Государственный музей истории религии. Эта тема прежде не освещалась музеями пристально — к сожалению, по объективным причинам. «При формировании экспозиции мы тоже столкнулись с известными трудностями, - признается куратор выставки старший научный сотрудник музея Александр Буров. - В основном сюда вошли предметы из частных коллекций. Почему? Приведу несколько цифр. Если накануне Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось 470 православных храмов, то в предвоенном Ленинграде в 1941 году действовало лишь 10, в которых служили полсотни клириков (штатных священнослужителей было еще меньше - 30). Причем в самом Ленинграде функционировало всего три прихода, остальные же открытые церкви располагались на кладбищенских территориях или в ближайших пригородах».

Находившаяся под тяжелейшим гнетом тоталитарного репрессивного механизма Церковь, тем не менее, сразу встала на защиту Родины. Не стали исключением верующие и духовенство северной столицы. Одни только храмы Ленинграда за годы войны внесли в фонд обороны 12 миллионов рублей. Диакон Спасо-Преображенского собора Лев Егоровский сдал на нужды обороны свыше 20 тыс. рублей, за что был удостоен подписанной лично верховным главнокомандующим благодарственной почетной грамоты. Из собственных запасов муки, заготовленной в подвалах этого храма для просфор, причт начал печь хлеб и раздавать его сотням жителей окрестных домов (притом что сам настоятель протопресвитер Алексий Абакумов скончался 19 декабря 1941г.) Приход Никольской церкви на Большеохтинском кладбище выращивал капусту на небольшом загородном огороде, а урожай бесплатно раздавал осенью 1942 года...

Небольшие крупицы документальных сведений доносят до нас и факты прямого участия Церкви в борьбе с фашистскими захватчиками. Конечно, штатное духовенство в РККА представить невозможно. Но в Ленинграде — городе с устремленной ввысь архитектурой, где великое множество господствующих градостроительных доминант — колокольни зачастую использовались в качестве постов ПВО. Обязанности же наблюдателей там исполняли священно- и церковнослужители. Так, постом ПВО Князь-Владимирского собора руководил архимандрит (впоследствии епископ) Владимир (Кобец). Кстати, этот храм на Петроградской стороне включился в общенародную борьбу с врагом едва ли не первым в городе. Здесь уже летом 1941 года предложили возобновить деятельность приходского госпиталя, существовавшего на средства собора еще во время Первой мировой войны, и выделили на эти цели 700 тысяч рублей. Власти открытие подобного госпиталя возможным не посчитали, но от предложенных денег не отказались.

Отдельная — пожалуй, самая волнующая — тема выставки связана с находками поисковых отрядов, работающих в наши дни в местах жестоких боев под Ленинградом. Эти экспонаты предоставил музей церкви Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул. Ведущаяся под личным попечением настоятеля этого храма протоиерея Вячеслава Харинова поисковая деятельность приносит результаты ежегодно. Вот и здесь представлены найденные на телах погибших нательные кресты (большей частью самодельные). А на груди одного солдата под шинелью обнаружили даже напрестольный крест, с которым тот принял последний бой! Теперь о. Вячеслав использует эту святыню при отпевании во время перезахоронения обнаруживаемых останков...

И рядом — Казанская икона Божией Матери из собрания того же приходского музея, у которой совсем иная судьба. Ее крестьянка деревни Краниково на Брянщине подарила немецкому солдату в ответ на поистине царский для июня 1943 года презент — трехкилограммовый мешок соли. Доживший до окончания войны солдат бережно хранил этот образ. В 1971 году после его кончины родственники через консула ФРГ в Ленинграде передали его в ленинградский храм. Поистине чудесная история, красноречивее некуда свидетельствующая как об абсурдности и абсолютном зле самой войны, как и том, что даже в ее пекле можно не растерять лучшие человеческие качества...

Выставка открыта до 14 июля ежедневно кроме среды. Адрес: Почтамтская ул., 14.

19 июня 2015 г. 17:20
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00