iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
Новости
С докладом выступает протоиерей Георгий Ореханов
14 ноября 2017 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Посвященная столетию Поместного Собора международная научная конференция открылась в Москве

Вчера, 13 ноября, в главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ) Московском епархиальном доме открылась представительная научная конференция «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи», в которой помимо отечественных ученых принимают участие исследователи из Франции, Италии и Ватикана. Открывая пленарное заседание форума, ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев поделился с аудиторией собственным осмыслением церковно-исторического значения Собора 1917-1918 гг. как явления, оставившего глубочайший след в духовном пространстве.

«С одной стороны, Собор несомненно уникален – и по длительной, растянувшейся на 11 лет подготовке, и по демократичности избрания делегатов, и по свободе обсуждения вопросов. Никогда собрания такой полноты в Русской Церкви не существовало и неизвестно, произойдет ли в будущем, - подчеркнул оратор. – Тем не менее, среди научных оценок соборных деяний одно из самых распространенных суждений таково: воплотиться в жизнь решениям соборян суждено не было, вся их работа за исключением воссоздания патриаршества и избрания Предстоятеля прошла вхолостую. Кстати, это мнение – один из серьезных аргументов противников организации подобных соборов, считающих, что обладающие высшей властью в Церкви собрания верующих следует проводить энергичнее, быстрее и эффективнее.

Но есть и другие мнения. И дело тут не только в значении самого по себе восстановления патриаршества на Руси и в востребованности соборных решений в зарубежной Церкви. Мне кажется, один из главнейших результатов Собора, который нельзя было спрогнозировать, включив в предварительную повестку дня – внутреннее духовное объединение Русской Церкви перед наступавшим гонением. Это вдохновение на подвиг было не плодом одним лишь человеческих усилий, но и благодати Божией. Ведь в начале своей деятельности Собор представлялся очень разнородной массой, составлявшие которую люди в большинстве были ангажированы теми или иными политическими интересами. Скепсис по поводу их маловероятного объединения, вдохновения общими целями повторял опасения государя императора Николая II, не видевшего возможности провести именно тот Собор, которого ждала Церковь. Но, как пишет в мемуарах митрополит Вениамин (Федченков), довольно скоро все соборяне почувствовали веяние другого Духа, ощутив именно духовный смысл происходивших событий. Происходит видимое упорядочение соборного процесса, он на глазах становится все более монолитным. Тем самым он предваряет то, что вскоре произойдет со всей Русской Церковью. Вдохновение православных на массовый подвиг мученичества началось именно отсюда. На мой взгляд, в этом зале формировалось то духовное воинство новых мучеников, которое было возглавлено Патриархом Тихоном и которое вышло навстречу «адскому» гонению. Это, мне кажется, величайшее достижение, когда Собор действительно стал «органом» Духа Святаго, когда Собор действительно говорил, вдохновляемый благодатью Божией. Среди соборян сейчас почти полсотни человек причислены к лику святых. Слава Богу, теперь материалы Собора стали доступны. В течение многих десятилетий, почти целого века, основная масса материалов хранилась в закрытых архивах, и хотя некоторые деяния были опубликованы в первые годы, но всю работу Собора все же представить было нелегко. Предстоит еще большая работа, для того чтобы все это по-настоящему осознать, оценить и, может быть, многому можно будет научиться. Хотелось бы, чтобы этот Собор продолжал бы объединять и вдохновлять нашу Церковь».

Доктор церковной истории, проректор по международной работе ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов в своем сообщении «Статистика Поместного Собора 1917-1918 гг. как источник анализа русского религиозного кризиса», базирующемся на предоставленной Центральным архивом ФСБ РФ аналитической записке Собору (датированной августом 1918 года), делает аргументированный вывод: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в крайне сложном положении. «Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от своих храмов, миллионы людей, в том числе миллионы детей, не имели возможности получить как общее начальное образование, так и начальные представления о Боге, Библии, таинствах и молитвах, - подчеркнул докладчик. – С большой вероятностью, эти люди и эти дети в скором времени станут довольно легкой добычей агитаторов-популистов, воспользовавшихся ситуацией войны и обострения внутриполитического положения в России после февраля 1917 г. Именно эти обстоятельство должно было стать предметом обсуждения на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Однако очевидно, что статистическая записка, о которой сегодня шла речь, на Соборе уже не могла быть обсуждена. События стремительно развивались, и скоро представленная на Соборе статистика становится уже неактуальной».

В свою очередь, старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН, доцент Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Алексей Беглов в своем докладе обратил внимание на то, что Священный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. регулярно обращался к наследию предшествующих дискуссий, прежде всего - Предсоборного присутствия 1906 года.

Докладчик выделил две ключевые экклезиологические модели, вошедшие в интеллектуальный багаж Российской Церкви, к которому обращался Священный Собор 1917-1918 гг.: «По терминологии современников, речь шла об «общественной» модели, в которой акцент делался на обществе верующих, и «институтной», в которой доминировал иерархический принцип, и о попытке их синтеза, предпринятой Николаем Кузнецовым. Последний видел Церковь только в единстве этих двух начал, так как это единство несет на себе отпечаток сущностного для Церкви религиозного процесса – встречи Бога и человека. Экклезиологическая программа, начертанная Николаем Дмитриевичем, оказалась той парадигмой, в рамках которой действовал Собор 1917-1918 гг., как это следует из результатов его работы».

В первый день работы конференции провела свою работу секция, посвященная институту церковного Собора на Востоке и Западе. На ней выступили ученые из Московского государственного университета, Института всеобщей истории и института философии Российской академии наук, Высшей школы экономики, Православного ПСТГУ и Лионского университета. Завершит работу конференция в четверг 16 ноября.

14 ноября 2017 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00