![]()
Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века Пожалуй, нет в сибирской истории фигуры, более известной миру и в то же время овеянной множеством легенд, чем Ермак. О нем и его сибирском походе с «единомысленною дружиною» уже в конце XVI — начале XVII века слагались устные предания. Почти через 40 лет после похода первый сибирский архиерей Киприан (Старорусенников) в своем стремлении увековечить память о Ермаке и его дружине создает Синодик Ермаковым казакам. Историк Алексей Конев объясняет, на чем основывалось желание владыки канонизировать Ермака как героя и почему даже местные князья считали его «человеком Божьим». PDF-версия.
12 января 2021 г. 15:00
Посвященная 100-летию Великого исхода конференция ученых-историков состоялась в Издательском Совете Русской Православной Церкви Событие прошло вчера, 26 октября, под эгидой Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации и собрало нескольких представителей научного сообщества, принявших участие в форуме в очно-дистантном формате. После вступительного слова главы Издательского совета митрополита Калужского и Боровского Климента с сообщением об участии в эвакуации из Одессы и Геленджика и в исходе из Крыма представителей белого казачества в 1920 году выступил председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл.
27 октября 2020 г. 17:00
Слабослышащие прихожане требуют времени и усилий Тема окормления слабослышащих находила достойное место на общецерковном уровне и прежде, в том числе в ходе тематических секций Международных Рождественских образовательных чтений или съездов по социальному служению. Но там на первый план, как правило, выдвигались вопросы подготовки сурдопереводчиков и владеющих жестовым языком священнослужителей либо актуализация перевода библейских и литургических текстов на русский жестовый язык. Повестка же форума, собравшего в основном представителей самих общин, сосредоточилась на практических аспектах проповеди среди слабослышащих и их участия в церковных таинствах.
2 октября 2020 г. 19:50
На приход — по приговору Полвосьмого утра в коридоре келейного корпуса Христорождественского архиерейского подворья в деревне Надкопанье, что в Волховском районе Ленинградской области, поднялся сильный шум. Строгий голос беспрестанно и настойчиво спрашивает: почему еще не все собраны и по какой причине позволяют себе опаздывать «молиться Богу». В конце концов голос грозно предупреждает: через пять минут корпус закроют, и машина уедет без лентяев. Так подопечные Центра социально реабилитации подростков святителя Великого в организованном порядке отправляются на Божественную литургию в соседний поселок Паша, на приход прп. Александра Свирского — один из возглавляемых игуменом Антонием (Кузнецовым).
25 сентября 2020 г. 10:20
Невский пятачок. Взыскание погибших 8 сентября 1941 года началась Ленинградская блокада. Одним из плацдармов, с которых советские войска пытались прорвать блокаду стал Невский пятачок (см.справку). В годы Великой Отечественной войны здесь, по обе стороны Невы, было убито и утонуло при переправе 120 тысяч советских воинов. В память об их подвиге создан мемориал, два музея, возведены поклонные кресты, часовни и храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на правом берегу Невы в пос.Невская Дубровка, где поименно поминают около 40 тысяч погибших воинов. Как появилась книга памяти, какие святыни хранятся в Дубровском храме и какие возможности для миссии среди школьников предоставляет поисковая работа, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали в поселке Невская Дубровка. ПДФ- версия
7 сентября 2020 г. 18:14
В Беслане молитвенно помянули погибших при теракте в школе №1 1 сентября архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид совершил заупокойную литию по погибшим в Бесланском теракте. Шестнадцать лет назад боевики захватили школу в Североосетинском Беслане. В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128 человек заложников (преимущественно детей, их родителей и сотрудников школы) в тяжелейших условиях, отказывая людям даже в удовлетворении минимальных естественных потребностей.
1 сентября 2020 г. 19:01
Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации». Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма святителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач. Материал будет опубликован в 5 номере "Журнала Московской Патриархии".
5 июня 2020 г. 10:50
28 младенческих жизней сохранили в православном приюте "Нечаянная радость" Екатеринбурга Сегодня в России отмечается Международный день защиты детей. Немалую роль в этом благородном деле играют и церковные кризисные центры для беременных женщин и матерей с детьми, созданные по всей стране. Так, за четыре с половиной года православный приют для помощи женщинам с детьми в кризисной ситуации «Нечаянная радость» в Екатеринбурге сохранил от аборта 28 младенческих жизней. Всего же за этот период здесь помогли 54 мамам (30% из них были беременны) и 81 ребенку, оказавшимся без жилья и средств к существованию.
1 июня 2020 г. 09:50
Храмы у Дороги жизни Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — это труд тех, кто стремился спасти людей от гибели в блокадном Ленинграде. Среди них не только те, кто доставлял в осажденный город грузы и вывозил блокадников на Большую землю, защищал небо от вражеской авиации, но и те, кто работал в мастерских по ремонту автотранспорта и авиационных двигателей, спасал в эвакуационных пунктах обессиленных от голода ленинградцев. Однако мало кто знает, что этими мастерскими и госпиталями на другом берегу Ладоги стали храмы, закрытые в 1930-х годах. Четыре из них оказались в непосредственной близости от линии Волховского и в зоне действия Ленинградского фронтов и сегодня находятся в Тихвинской епархии. PDF-версия
8 мая 2020 г. 10:57
|
![]()
27 сентября 2013 г.
Протоиерей Александр Пелин: На проверку в ИК-14 меня позвала совестьНадежда Толоконникова, осужденная участница панк-группы Pussy Riot, объявила голодовку в знак протеста против нарушения прав осужденных мордовских колоний и потребовала возбуждения уголовного дела в отношении заместителя начальника колонии. Об этом она написала в открытом письме, которое вызвало широкий резонанс в обществе. В колонии были проведены проверки. В составе одной из них ИК-14 посетил председатель комиссии Общественной палаты Республики Мордовия по сохранению духовного и культурного наследия протоиерей Александр Пелин. — Отец Александр, многие впервые задумались об условиях содержания осужденных в колониях России, прочитав несколько дней назад письмо Надежды Толоконниковой. Расскажите подробнее о Вашей поездке в ИК-14. Кто пригласил Вас и почему Вы поехали? — Совесть. Никто специально меня не приглашал. Незнакомый журналист обратился ко мне «в личке» социальной сети Фейсбук с вопросом: «Почему Церковь молчит, в то время, когда в мордовской колонии творятся безобразия? Вместо того, чтобы выразить протест, Мордовская митрополия заключила соглашение о сотрудничестве с УФСИН?» Я ответил, что работа ведется: есть храм в колонии и закрепленный за ним священник. Однако ему этого показалось мало. И тогда я пообещал в оперативном порядке собрать комиссию и съездить в колонию. Предварительно я договорился с главой Центрального духовного управления мусульман Мордовии, членом Общественной палаты Российской Федерации муфтием Фагимом-Хазратом Шафиевым и председателем комиссии общественной палаты по взаимодействию с правоохранительной системой Валерием Крутовым. Мы договорились, что втроем посетим колонию в среду, тем более, что в этот день намеревались приехать и группы правозащитников из Москвы, члены Совета при Президенте по защите прав человека. В этот же день намечалось заседание Общественного наблюдательного совета по соблюдению законодательства о защите прав осужденных. Мне показалось важным именно в этот день приехать в колонию и принять участие в заседании, чтобы продемонстрировать позицию Церкви. Приехав в ИК-14, мы присоединились к Марии Каннабих, председателю президиума Общероссийской общественной организации «Совет общественных наблюдательных комиссий» и журналистке Елене Масюк – члену Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Когда мы вошли в строение, где находится комната, куда поместили Надежду Толоконникову в связи с ее заявлением, Масюк уже вела с ней беседу, тщательно расспрашивая осужденную. От разговора у Елены осталось грустное впечатление, она поняла, что зацепиться не за что — До этого Вам приходилось посещать исправительные колонии? — Именно эту не посещал, но бывал в других колониях и СИЗО г.Саранска. Я примерно представляю, как там все устроено, поэтому могу сказать, что ИК-14 производит хорошее впечатление. Она не запущена, видно, что постепенно выделяются деньги на реконструкцию. Если бы они разворовывались, то не было бы следов ремонта. Храм в хорошем состоянии. — Я семь лет участвовала в окормлении заключенных и посещала колонии. Знаю, что в них всегда много проблем. Заметили ли Вы нестроения в ИК-14 или три часа – это слишком небольшой срок, чтобы сделать серьезные заключения? — Проблемы есть везде. В этой колонии летом были сложности с горячей водой, о чем написано в письме Надежды. Но факт наказания недопущением к помывке пока не подтверждается. — Как Вы думаете, какой может быть надежный способ эти заявления подтвердить или опровергнуть? — Если были массовые нарушения со стороны администрации, то почему другие осужденные не поддержали протест Толоконниковой и вместе с ней не выступили против? — В Фейсбуке Вы написали, что член СПЧ Илья Шаблинский передергивает факты. Это действительно так? — Прочитайте заголовок его интервью. Он утверждает, что факты нарушений из письма Толоконниковой в основном подтвердились. А из текста статьи этого вовсе не следует. Например, про 16 часовой рабочий день. Кто это свидетельствовал, кроме Толоконниковой, которая с марта фактически не работает на промзоне? Откуда это взято? — Известно, что у мордовских колоний дурная слава. Это подтверждают письма и свидетельства осужденных прошлых лет. Посмотрите, как об этом рассказывают Зара Муртузалиева, Светлана Бахмина и другие. В Комитет за гражданские права за период 2006-2009 гг поступило 303 обращения заключенных, отбывающих наказание в колониях Республики Мордовия. Ваше впечатление другое? — Письма могут быть всегда, везде и на всех. Ну и что? Давайте разберемся о чем речь. Мария Каннабих отметила, что это не самая плохая колония на белом свете. Я служил в армии в советское время. У нас, солдат, были намного хуже условия, чем те, которые я сейчас видел в ИК-14. Значительно хуже! Можно пустить пыль в глаза, заставив осужденных женщин накраситься и надеть белые платочки, но невозможно за один день привести в порядок территорию и посадить прекрасный газон с клумбами. — Проблемы в зонах создают не столько условия содержания, сколько отношения с осужденными и сотрудниками ФСИН. Как дела в этом отношении у Толоконниковой? — Люди, отряды, народ ее не приняли. Она просто требует к себе исключительного отношения: не работает, живет в специальной комнате в бараке, который рядом с ШИЗО. Рядом охрана, потому что она заявила, что ей угрожает опасность. — Это «специальное помещение», в которое ее перевели – не ШИЗО? — Я не могу точно сказать. Помещение находится в специальном ограждении, рядом камеры с осужденными, нарушившими порядок – в них сидят две женщины, их перевели из другой колонии. Чуть дальше по этому коридору комната или камера, в ней за закрытой дверью сидит Толоконникова – одна. Медик недалеко - она ведь объявила голодовку. Надежда Толоконникова написала заявление, что ей угрожает опасность. В этой ситуации администрация вынуждена ее скрыть от всех остальных. Она не арестована. — В интервью интернет-порталу «Православие и мир» Вы сказали, что «большую часть своих действий Надежда Толоконникова совершает для собственного пиара» и «ее претензии не обоснованы». На каком основании Вы делаете эти выводы? — На моей страничке в социальной сети Фейсбук выложены краткие видеоролики. Когда комиссия ушла, я остался с Надеждой и немного поснимал на телефон, хоть это и нарушение. Как и во всех коллективах – есть проблемы. Кто-то сильнее, кто-то слабее, кто-то тверже духом. Причем тут администрация колонии и претензии Толоконниковой? Она заявляет, что осужденных заставляют работать по 16 часов в день. Да сейчас каждый месяц в колонии приходит с проверками общественная наблюдательная комиссия! Почитайте, сколько было проверок. Сейчас становится прозрачной наша армия, наши правоохранительные органы. Пенитенциарная система еще более открытая. Начальник УФСИН России по Республике Мордовия Симченко Олег Викторович, вчера, открывая заседание комиссии, обратился к присутствующей комиссии: «Да мы наоборот вас просим – пожалуйста, приезжайте в любое время, мы все готовы вам показать!» Надо понять, сейчас другие времена. Даже такая известная защитница прав заключенных как Мария Каннабих считает, например, американскую пенициарную систему более жестокой, чем российскую. Она об этом прямо на заседании говорила. Может, кормежка у американцев лучше, но условия содержания осужденных более жестокие. — Можете ли Вы подтвердить или опровергнуть, что письмо, которое стало поводом для вашей поездки действительно написано самой Толоконниковой? — Мне показалось, что отчасти содержание своего письма Толоконникова не знает. Обосновать? Я разговаривал с психологом, который сразу после поступления заявления осматривал Надежду и спрашивал, откуда исходит, по ее мнению, угроза ее жизни. Она помолчала и заявила, что будет отвечать только в присутствии адвоката. Сложилось впечатление, сказала психолог, что девушка не понимает, откуда исходит эта угроза. — Винит ли Надежда Толоконникова в своих бедах Православную Церковь? — Однозначно нет. Она вела себя корректно. Пока Надежда беседовала с Марией Каннабих и Леной Масюк, наша группа общалась с осужденными в ШИЗО. Как только появилась возможность, я предложил Толоконниковой поговорить, и она согласилась. За нами закрыли дверь. Так состоялся небольшой разговор. Прежде всего, меня интересовало, имеют ли возможность осужденные свободно исповедовать свою веру, на ее взгляд. Я знал, что священник посещает храм в ИК-14 регулярно, литургию служит дважды в месяц. В библиотеке при храме хороший выбор литературы. Надежда подтвердила, что в этом нарушений нет, но она считает, что администрация колонии отводит осужденным мало времени на посещение храма. Я спросил у начальника колонии, нужно ли чем-то помочь православной общине колонии? В ответ он попросил привезти свечи для богослужения. Вот вам маленький факт: начальник колонии знает, в чем нуждается храм. Из таких мелочей и состоит вся жизнь. Это не встроишь в структуру, такой ответ заранее не спланируешь. — Как Толоконникова относится к личной вере? — Я задал вопрос Надежде, осознает ли она себя верующей православной христианской? Она ответила, что все немного сложно и предложила поговорить подробнее в другой раз, но взяла в качестве благословения Казанскую икону Пресвятой Богородицы и призналась, что посещала храм. В нашем разговоре о Церкви у нее не было агрессии, отвержения или отрицания Бога. Что меня поражает во всей этой ситуации - впечатление, что какая-то группа товарищей пытается использовать раскрученное имя Толоконниковой и играет «в темную» так, как она не договаривалась играть. Надежда часть этих «игр» даже не понимает, не знает, кто за ними стоит – адвокаты или какие-то другие силы. Повторюсь, я рассказываю свое впечатление, как я все увидел. — Какое впечатление произвел на Вас разговор с Надеждой? — У меня не осталось после беседы нехорошего осадка, будто я приехал зря. Разговор состоялся. Я предложил Толоконниковой встретиться после освобождения и в заключение нашей встречи перекрестил - положил ей руку на голову, она не отвергла ее, не нагрубила, а склонила голову и благодушно приняла от меня благословение. Справка: 21 февраля 2012 года вместе с четырьмя другими членами группы Pussy Riot Надежда Толоконникова провела в храме Христа Спасителя так называемый панк-молебен. 3 марта 2012 года по подозрению в хулиганстве в связи с несанкционированным выступлением в храме она была арестована. 17 августа того же года суд признал Толоконникову виновной «в грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, совершенном по мотивам религиозной ненависти и вражды», и приговорил к двум годам лишения свободы в колонии общего режима.
27 сентября 2013 г.
Ключевые слова:
тюремное служение
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий и Патриарх Сербский Ириней Блаженной памяти Святейшего Патриарха Сербского Иринея 1930 – 2020
21 января 2021 г. 14:00
В Тронхейме состоялось освящение вод Норвежского моря и реки Нидельвы В канун праздника Крещения Господня, 18 января 2021 года, в Тронхейме состоялось ежегодное освящение вод Норвежского моря.
21 января 2021 г. 13:20
Митрополит Волоколамский Иларион: «Господь нам вверил Церковь, которая существует более тысячи лет» Интервью председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата греческой газете «Катимерини». PDF-версия.
20 января 2021 г. 14:30
Светлые новости 2020 года Уходящий год запомнился тем, как люди Церкви — священнослужители и прихожане — объединились в молитве и труде. Совершали дела милосердия, активно помогали страждущим. Да, в карантинный локдаун несколько месяцев были закрыты храмы для прихожан, что для многих оказалось непростым испытанием. И все-таки в храмах не прекращались службы. И были в этом непростом году жизнеутверждающие новости. Вот некоторые из них. PDF-версия.
18 января 2021 г. 15:40
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
|