Святая бригада В условиях активных военных действий помощь врачей и сестер милосердия в больницах и госпиталях Донбасса оказалась неоценимой. Ирина Худякова, сестра милосердия госпитального отделения Свято-Димитриевского сестричества при Первой градской больнице, побывала на новых территориях уже несколько раз. По роду деятельности она — социальный работник, ухаживает за пожилыми людьми и инвалидами. О духовной миссии сестер милосердия в военных госпиталях в Донбассе и о том, почему она стала добровольцем, Ирина рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
12 марта 2024 г. 13:30
Священник Владимир Суханов: «Военным госпиталям не хватает сестер милосердия» Перед поездкой добровольцем в госпитали Донбасса каждая сестра милосердия должна пройти собеседование со священником, ответственным за духовное окормление госпиталей на новых территориях. Какие требования предъявляются к ним и почему сестрам не благословляется говорить с ранеными о таинствах, каких характерных ошибок следует избегать и что самое главное в их служении, рассказал ответственный за духовное окормление госпиталей Москвы и Московской области настоятель храма Живоначальной Троицы в детской больнице святого Владимира в Сокольниках иерей Владимир Суханов. PDF-версия.
5 марта 2024 г. 14:00
Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» о том, как священнослужители несут пастырское служение в зоне специальной военной операции, какие задачи решают и каковы перспективы увеличения штата военных священников. PDF-версия.
9 января 2024 г. 15:00
Вера должна быть осознанной Редакция «Журнала Московской Патриархии» получает письма читателей, в которых они просят рассказать об одном из направлений служения Русской Православной Церкви. Иногда кто-то делится сокровенным или повествует о своей судьбе. Мы получили письмо от человека, который 15 лет провел в колонии строгого режима за совершенное преступление. Оказавшись в заключении в самом начале жизненного пути, человек не отчаялся, не озлобился на мир и сумел вернуться к полноценной жизни. Он пришел к Богу, смог сохранить свою личность и найти возможность для духовного образования. Как это произошло? Где он обрел силы для покаяния, хотя считал свой приговор несправедливым? Предлагаем и вам прочитать эту историю. PDF-версия.
29 декабря 2023 г. 14:00
Не лечить, не спасать, а вести ко Христу Психоневрологические интернаты (ПНИ) — это государственные учреждения, где живут дети и взрослые с хроническими психическими расстройствами, которым необходим постоянный уход. Иерей Иоанн Бакушкин окормляет подопечных психоневрологического интерната «Добрый дом «Коломенский» уже 19 лет. Его педагогическое и психологическое образование, помноженное на пастырский опыт, помогает найти подход к людям с психическими заболеваниями, дать им возможность обрести поддержку и опору в православной вере. Как объяснить особенному ребенку, что такое ад, как говорить с воспитанниками ПНИ о Боге, в какие «ловушки» могут попасть волонтеры и что такое эффективная программа катехизации, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
17 ноября 2023 г. 14:00
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Помоги человек человеку Церковь Христова — собрание верующих людей, возглавляемое Господом Иисусом Христом. Одна из Его заповедей — возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). А если ближний в данный момент нуждается в твоей поддержке и внимании? Заботу и помощь тем, кому она необходима, оказывают благочиния, храмы, сестричества, благотворительные столовые Московской митрополии. Курирует эту работу Межъепархиальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Все социальные отделы епархий работают в тесном сотрудничестве с профильными государственными и общественными учреждениями и с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. PDF-версия.
26 июля 2023 г. 17:00
Наше правило — не отказывать никому Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского, — крупнейшее медицинское учреждение Русской Православной Церкви. Основанная 120 лет назад как небольшая лечебница с богадельней, сегодня она представляет собой многопрофильный медицинский центр, в традиции которого уход за неизлечимыми больными. Последние несколько лет больница приобрела особую значимость для общества и Церкви: в период пандемии коронавируса ее врачи круглосуточно работали в «красной зоне», а сейчас регулярно оказывают помощь пострадавшим в Донбассе. О прошлом и настоящем церковной клиники, ее миссии и служении «Журналу Московской Патриархии» рассказал Алексей Заров, главный врач и директор больницы святителя Алексия. PDF-версия.
21 июля 2023 г. 15:00
Протоиерей Марк Ермолаев: «Долг пастыря — укрепить бойца в вере» Протоиерей Марк Ермолаев — председатель Отдела по взаимодействию с вооруженными силами Московской митрополии. В интервью нашему изданию он рассказал о взаимодействии Церкви и силовых структур и о главных задачах военных священников. PDF-версия.
15 июня 2023 г. 14:00
На войне как на войне Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
|
ЖМП № 5 май 2015 /
8 июня 2015 г. 15:02
Душепопечение сегодня: практические аспектыДушевный кризис, когда человек буквально теряет под ногами почву, рано или поздно переживает почти каждый. Смерть близких, насилие, депрессия, расставание или тяжелая болезнь заставляют задуматься о смысле жизни. В поисках совета и утешения человек часто приходит в Церковь. Но всегда ли в храме ему готовы объяснить на понятном даже для невоцерковленного «захожанина» языке, как жить дальше? К подобной помощи, которая, по сути, является душепопечением, призывает членов Церкви и Святейший Патриарх Кирилл: «Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает». Но как при этом не совершить ошибки, не оттолкнуть грубым словом, некомпетентным советом страждущую душу? Об этом размышляет руководитель Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, член правления Ассоциации онкопсихологов России Михаил Хасьминский. Татьяна пришла в храм в состоянии наркотической ломки и попросила священника выслушать ее, а затем исповедовать. Тот отказался, предложив прийти на исповедь в другой день и в более адекватном состоянии. Девушка была очень расстроена и ушла. Больше ее в этом храме не видели. Человек, которому я доверяю Именно в таком значении — частная беседа о проблеме и ее решение в соответствии со Священным Писанием и учением Церкви — автор рассматривает термин «душепопечение». Хотя, как известно, введенный в употребление святым Григорием Двоесловом он часто рассматривается как синоним духовничества и в широком смысле включает в себя даже богослужение. Душепопечение — это деятельная сторона заповеди «любите друг друга» (ср.: Ин. 13, 34), несение душевных тягот ближнего (в евангельском понимании этого слова), сострадательная любовь, забота о каждом пасомом. Душепопечение, конечно, помощь и участие в преодолении кризисов именно то, на что надеется человек, обращаясь к священнику за советом, мучаясь внутренними сомнениями и переживаниями. К сожалению, помочь людям, приходящим за утешением именно в моменты кризисных ситуаций, в храме могут не всегда. Хотя, бесспорно, сегодня Церковь уделяет значительное внимание социальному служению, в немалой степени это и забота о страдающих различными зависимостями, о теряющих нормальный человеческий облик. Церковь пытается обратиться к каждому, создавая по возможности все условия, чтобы спасти эти заблудшие души. Православным священникам не нужно «подкарауливать» людей на улице, навязывать книги странного содержания, приглашать на «тайные» собрания, как это делают сектанты. Люди сами приходят в храм, сами стремятся к личному разговору, к исповеди. Они чувствуют, что храм именно то место, где их поймут, утешат, успокоят, подскажут правильное решение. Неудивительно, что человек надеется, что его ожидания сбудутся. Как часто можно услышать от подопечных центра: «Для меня главное, что это откровенный разговор с человеком, которому я полностью доверяю, священником, который в духовном отношении будет выше обычного прихожанина». Во многих случаях люди действительно получают ожидаемую помощь, однако автору в силу своей профессии приходится сталкиваться с прямо противоположными ситуациями и их последствиями. В большинстве случаев речь идет о переживаниях тех, кто еще мало знаком с жизнью Церкви, еще не готов к требованиям, которые предъявляются к уже воцерковленным. Таким людям, находящимся в кризисе, в первую очередь нужны не готовые ответы-штампы, не сложные психологические теории, не заученные цитаты из богословских трудов, а простые, ясные ответы на интересующие вопросы. Какие же характерные ошибки допускает священнослужитель при общении с людьми, попавшими в кризисные ситуации? Сюда же относится и ситуация, когда в храме что-либо категорично (и правильно) запрещают или жестко устанавливают, но при этом не умеют тактично объяснить причину, почему это надо исполнять. Скорее всего, священник сказал Анне, что за мужа нельзя подавать на проскомидию записки, но она неправильно его поняла. Так человек ушел из храма, потому что у священника не нашлось времени и желания с ним поговорить хотя бы во внебогослужебное время. Обиды вызывают и случаи, когда не объясняют, почему во время Херувимской нельзя ничего покупать в лавке, разговаривать, а нужно молиться. Автору часто приходится общаться на сайте с людьми, которым в состоянии душевного кризиса вместо слов утешения (это относится и к сотрудникам храма) предлагают вычитывать молитвы, заказывать поминания. При этом не учитывается опыт церковной жизни пришедшего: он не готов к этому, не понимает, зачем это нужно, а объяснить это некому. Или другой характерный случай, когда, встречая в храме потенциального прихожанина, обратившегося за помощью, священник сразу начинает разговор, используя сложные богословские и аскетические понятия — «Страшный суд», «Божия кара», «покаяние» и др. Однако не всегда можно так говорить о Боге напрямую, «в лоб» с человеком маловоцерковленным или совсем невоцерковленным. Это часто вызывает обратную реакцию — отторжение или агрессию. Таким людям лучше просто и доходчиво объяснять, не запугивая, используя простые метафоры и понятные примеры (а не богословские цитаты). Ведь в этом случае склонный к мыслям о самоубийстве вряд ли поверит в пагубность последнего шага как великого греха. Ссылка на святоотеческий опыт вряд ли покажется ему авторитетной: он просто не поймет ее смысл, потому что пока это для него слишком сложно. В итоге человек уйдет из храма разочарованным. Неизвестно, придет ли он в храм снова, однако стоит задуматься, чем для вас является помощь страждущему — исполнением ли «дежурной» миссии или же желанием действительно разделить его скорбь? Отсутствие знаний о конкретной кризисной ситуации, советы с опорой исключительно на личный субъективный опыт, но без учета психологических особенностей другого человека способны привести к трагедии. Пример. Ирина страдала обсессивно-компульсивным расстройством (невроз навязчивых состояний). Придя в храм, поделилась с дежурным катехизатором, что у нее есть навязчивые мысли, выраженные иногда хулой на святыни. Ее состояние обусловливалось психической болезнью. Но вместо того чтобы успокоить и объяснить, что такая хула, с которой человек сам не согласен, не является грехом, дежурный катехизатор стал строго внушать Ирине, что это хула на Духа, которая не простится «ни в этом веке, не в будущем», после чего выпроводил ее из храма. Следствием такого «вразумления» девушка впала в отчаяние и надолго охладела к церковной жизни. После медикаментозного лечения и занятий с православным психологом психическое здоровье Ирины удалось восстановить. Чувство вины Иногда непродуманный ответ священнослужителя может сформировать у страдающего тяжелейшее патологическое чувство вины. Это, безусловно, возможно по неопытности или невнимательности, но отнюдь не умаляет последствий. Сюда же можно отнести случаи, когда церковнослужитель, толком не разобравшись, объясняет причину тяжелой болезни обратившегося к нему «платой за грех» или болезнь ребенка «платой за родительские грехи», причиняя дополнительные страдания самому болеющему и его родственникам. И такового толкователя совсем не смущает, что есть родители, которые никогда не ходили в храм, жили без оглядки на заповеди Христа, но при этом имеют здоровых детей. Продолжение здесь. Справка Ресурсы душепопечения Наиболее полную информацию по кризисным ситуациям и рекомендации по их решению можно получить на сайтах «Пережить.ру», общая посещаемость которых составляет 65 тысяч уникальных посетителей в день. Цель сайтов — практическая помощь страждущим людям. Советы дают опытные священники, врачи, православные психологи и другие компетентные специалисты. Ресурсы публикуют структурированную, профессионально выверенную информацию, которая способна эффективно помочь в кризисных ситуациях не только самим страдающим, но и тем, кто им помогает. Статьи и материалы базируются на православной антропологии и написаны понятным современному невоцерковленному читателю языком. Тематические сайты:
8 июня 2015 г. 15:02
Ключевые слова:
психология
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|