![]()
Основ православной культуры, возможно, не будет в обновленной версии предмета Основы религиозных культур и светской этики, подобный вариант по-прежнему рассматривается и обсуждается — Минпрос Экспертное сообщество продолжает обсуждать новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Текущая версия документа не предусматривает в программе курса Основ религиозных культур и светской этики ни одного из четырех конфессиональных модулей, в том числе и Основ православной культуры. Если этот вариант в итоге будет официально принят, родителям будущих четвероклассников придется выбирать всего из двух модулей, перечисленных в подпункте 25.3 «Организационный раздел основной образовательной программы» — «Основы религиозных культур народов России» (вместо прежних «Основ мировых религиозных культур») и «Основы светской этики».
12 ноября 2019 г. 16:59
В очках зеленых стереотипов Природоохранная тема в новостной повестке прибавляет веса чуть ли не еженедельно. Редкий политический лидер в наши дни позволяет себе дистанцироваться от так называемой экологичности сознания. Беда только в путанице, едва ли не повсеместно сопутствующей этому термину. Ведь экологию, почти как и счастье, в современном мире разные сообщества понимают по-своему. Это очень ярко проиллюстрировал прошедший 23 октября в российской столице V Международный форум «Религия и мир», тема которого была заявлена как «Религия и экология».
1 ноября 2019 г. 13:10
В чем заблуждается Патриарх Варфоломей «Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея. В апрельском номере за 2019 год мы познакомили читателя с исторической фабулой происходящих ныне событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам. PDF-версия.
28 октября 2019 г. 16:17
Епископ Плесецкий и Каргопольский Александр: Добрые дела должны быть наполнены духовным смыслом Приобщение детей и молодежи к православной вере в новых духовно-культурных центрах, организация эффективной просветительской работы духовенства с военнослужащими космодрома «Плесецк» и сохранение шедевров деревянного зодчества и древних монастырей Русского Севера. Это далеко не весь список проблем, которые приходится решать епископу Плесецкому и Каргопольскому Александру. Как найти подход к пассивным атеистам и почему лучше переносить храмы, чем их реставрировать в заброшенных деревнях, правящий архиерей объяснил в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
23 октября 2019 г. 14:44
В Ярославле чиновники ограничивают движение крестных ходов по проезжей части В Ярославской митрополии состоялся традиционный Казанский крестный ход. Икона Божией Матери Казанская - главная святыня ярославского Казанского женского монастыря, обойдя за 18 дней Рыбинскую и Ярославскую епархии, вернулась в свою обитель. Но в Ярославле возник неприятный инцидент - участников молитвенного шествия попросили перейти с проезжей части на тротуар.
17 июля 2019 г. 13:34
Строить будут после меня Личность и деятельность Святейшего Патриарха Сергия, автора известной «Декларации», и сегодня вызывает горячие споры. Немало нелестных эпитетов в свое время досталось архипастырю и от современников. Между тем именно Патриарху Сергию было доверено управление церковным кораблем, когда религия была врагом государства, а Церковь оказалась на грани уничтожения. Чего стоил ему этот компромисс с властью, через какие испытания пришлось пройти, почему решение Патриарха сохранить Церковь оказалось единственно верным, размышляет доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Кострюков. PDF-версия.
10 июля 2019 г. 14:06
В Переславле-Залесском пройдет второй этап Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 - 21 июня, 21 июля и 17 августа на пяти площадках Переславля-Залесского состоится летняя сессия Свято-Феодоровского историко-культурного форума, посвященного истории, культуре и святыням Переславской земли. Мероприятие, стартовавшее 27 марта этого года, как международное , проводится впервые и обещает стать крупным ежегодным культурным и духовным событием в жизни города, привлекательным для паломников и туристов. Форум посвящен 1700-летию подвига святого великомученика Феодора Стратилата и 715-летию основанного в его честь Свято-Феодоровского женского монастыря.
4 июня 2019 г. 14:40
В Москве состоялась конференция памяти Патриарха Сергия (Страгородского) В Институте российской истории РАН состоялась научная конференция «Патриарх Сергий (Страгородский). Время и наследие (к 75-летию со дня кончины)», на которой историки и священники дали свою оценку деятельности предстоятеля Русской Церкви в период 1920-40- хх годов.
15 мая 2019 г. 18:05
Олег Ольхов: Для разговения достаточно одного яйца, кусочка кулича и пасхи После ночной пасхальной службы почти во всех приходах Русской Православной Церкви по традиции следует праздничная трапеза с обилием скоромных блюд. А каким столом наши предки встречали Светлое Христово Воскресение? Какие блюда обязательно должны присутствовать на пасхальной трапезе и как после долгого поста правильно из него выходить, не нанеся вреда своему здоровью? Об этом рассказывает Олег Ольхов, 10 лет несший послушание шеф-повара Данилова монастыря, телеведущий, автор книг по истории русской и монастырской кухни. PDF- версия
22 апреля 2019 г. 16:30
Епископ Барышевский Виктор: Не бойтесь ничего, будьте с Богом, и Бог будет всегда с вами В непростой ситуации, которая складывается сегодня для Украинской Православной Церкви, она вынуждена прибегать не только к правовой защите внутри государства, но и обращать внимание международных организаций на нарушения прав верующих в стране. О том, как это происходит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал глава Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Барышевский Виктор (Коцаба). PDF-версия
22 апреля 2019 г. 15:40
|
![]()
ЖМП № 5 май 2015 /
8 июня 2015 г. 15:02
Душепопечение сегодня: практические аспектыДушевный кризис, когда человек буквально теряет под ногами почву, рано или поздно переживает почти каждый. Смерть близких, насилие, депрессия, расставание или тяжелая болезнь заставляют задуматься о смысле жизни. В поисках совета и утешения человек часто приходит в Церковь. Но всегда ли в храме ему готовы объяснить на понятном даже для невоцерковленного «захожанина» языке, как жить дальше? К подобной помощи, которая, по сути, является душепопечением, призывает членов Церкви и Святейший Патриарх Кирилл: «Настоящему христианину естественно утешать страждущих, помогать обездоленным, делиться своими знаниями о вере с теми, кто этими знаниями еще не обладает». Но как при этом не совершить ошибки, не оттолкнуть грубым словом, некомпетентным советом страждущую душу? Об этом размышляет руководитель Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, член правления Ассоциации онкопсихологов России Михаил Хасьминский. Татьяна пришла в храм в состоянии наркотической ломки и попросила священника выслушать ее, а затем исповедовать. Тот отказался, предложив прийти на исповедь в другой день и в более адекватном состоянии. Девушка была очень расстроена и ушла. Больше ее в этом храме не видели. Человек, которому я доверяю Именно в таком значении — частная беседа о проблеме и ее решение в соответствии со Священным Писанием и учением Церкви — автор рассматривает термин «душепопечение». Хотя, как известно, введенный в употребление святым Григорием Двоесловом он часто рассматривается как синоним духовничества и в широком смысле включает в себя даже богослужение. Душепопечение — это деятельная сторона заповеди «любите друг друга» (ср.: Ин. 13, 34), несение душевных тягот ближнего (в евангельском понимании этого слова), сострадательная любовь, забота о каждом пасомом. Душепопечение, конечно, помощь и участие в преодолении кризисов именно то, на что надеется человек, обращаясь к священнику за советом, мучаясь внутренними сомнениями и переживаниями. К сожалению, помочь людям, приходящим за утешением именно в моменты кризисных ситуаций, в храме могут не всегда. Хотя, бесспорно, сегодня Церковь уделяет значительное внимание социальному служению, в немалой степени это и забота о страдающих различными зависимостями, о теряющих нормальный человеческий облик. Церковь пытается обратиться к каждому, создавая по возможности все условия, чтобы спасти эти заблудшие души. Православным священникам не нужно «подкарауливать» людей на улице, навязывать книги странного содержания, приглашать на «тайные» собрания, как это делают сектанты. Люди сами приходят в храм, сами стремятся к личному разговору, к исповеди. Они чувствуют, что храм именно то место, где их поймут, утешат, успокоят, подскажут правильное решение. Неудивительно, что человек надеется, что его ожидания сбудутся. Как часто можно услышать от подопечных центра: «Для меня главное, что это откровенный разговор с человеком, которому я полностью доверяю, священником, который в духовном отношении будет выше обычного прихожанина». Во многих случаях люди действительно получают ожидаемую помощь, однако автору в силу своей профессии приходится сталкиваться с прямо противоположными ситуациями и их последствиями. В большинстве случаев речь идет о переживаниях тех, кто еще мало знаком с жизнью Церкви, еще не готов к требованиям, которые предъявляются к уже воцерковленным. Таким людям, находящимся в кризисе, в первую очередь нужны не готовые ответы-штампы, не сложные психологические теории, не заученные цитаты из богословских трудов, а простые, ясные ответы на интересующие вопросы. Какие же характерные ошибки допускает священнослужитель при общении с людьми, попавшими в кризисные ситуации? Сюда же относится и ситуация, когда в храме что-либо категорично (и правильно) запрещают или жестко устанавливают, но при этом не умеют тактично объяснить причину, почему это надо исполнять. Скорее всего, священник сказал Анне, что за мужа нельзя подавать на проскомидию записки, но она неправильно его поняла. Так человек ушел из храма, потому что у священника не нашлось времени и желания с ним поговорить хотя бы во внебогослужебное время. Обиды вызывают и случаи, когда не объясняют, почему во время Херувимской нельзя ничего покупать в лавке, разговаривать, а нужно молиться. Автору часто приходится общаться на сайте с людьми, которым в состоянии душевного кризиса вместо слов утешения (это относится и к сотрудникам храма) предлагают вычитывать молитвы, заказывать поминания. При этом не учитывается опыт церковной жизни пришедшего: он не готов к этому, не понимает, зачем это нужно, а объяснить это некому. Или другой характерный случай, когда, встречая в храме потенциального прихожанина, обратившегося за помощью, священник сразу начинает разговор, используя сложные богословские и аскетические понятия — «Страшный суд», «Божия кара», «покаяние» и др. Однако не всегда можно так говорить о Боге напрямую, «в лоб» с человеком маловоцерковленным или совсем невоцерковленным. Это часто вызывает обратную реакцию — отторжение или агрессию. Таким людям лучше просто и доходчиво объяснять, не запугивая, используя простые метафоры и понятные примеры (а не богословские цитаты). Ведь в этом случае склонный к мыслям о самоубийстве вряд ли поверит в пагубность последнего шага как великого греха. Ссылка на святоотеческий опыт вряд ли покажется ему авторитетной: он просто не поймет ее смысл, потому что пока это для него слишком сложно. В итоге человек уйдет из храма разочарованным. Неизвестно, придет ли он в храм снова, однако стоит задуматься, чем для вас является помощь страждущему — исполнением ли «дежурной» миссии или же желанием действительно разделить его скорбь? Отсутствие знаний о конкретной кризисной ситуации, советы с опорой исключительно на личный субъективный опыт, но без учета психологических особенностей другого человека способны привести к трагедии. Пример. Ирина страдала обсессивно-компульсивным расстройством (невроз навязчивых состояний). Придя в храм, поделилась с дежурным катехизатором, что у нее есть навязчивые мысли, выраженные иногда хулой на святыни. Ее состояние обусловливалось психической болезнью. Но вместо того чтобы успокоить и объяснить, что такая хула, с которой человек сам не согласен, не является грехом, дежурный катехизатор стал строго внушать Ирине, что это хула на Духа, которая не простится «ни в этом веке, не в будущем», после чего выпроводил ее из храма. Следствием такого «вразумления» девушка впала в отчаяние и надолго охладела к церковной жизни. После медикаментозного лечения и занятий с православным психологом психическое здоровье Ирины удалось восстановить. Чувство вины Иногда непродуманный ответ священнослужителя может сформировать у страдающего тяжелейшее патологическое чувство вины. Это, безусловно, возможно по неопытности или невнимательности, но отнюдь не умаляет последствий. Сюда же можно отнести случаи, когда церковнослужитель, толком не разобравшись, объясняет причину тяжелой болезни обратившегося к нему «платой за грех» или болезнь ребенка «платой за родительские грехи», причиняя дополнительные страдания самому болеющему и его родственникам. И такового толкователя совсем не смущает, что есть родители, которые никогда не ходили в храм, жили без оглядки на заповеди Христа, но при этом имеют здоровых детей. Продолжение здесь. Справка Ресурсы душепопечения Наиболее полную информацию по кризисным ситуациям и рекомендации по их решению можно получить на сайтах «Пережить.ру», общая посещаемость которых составляет 65 тысяч уникальных посетителей в день. Цель сайтов — практическая помощь страждущим людям. Советы дают опытные священники, врачи, православные психологи и другие компетентные специалисты. Ресурсы публикуют структурированную, профессионально выверенную информацию, которая способна эффективно помочь в кризисных ситуациях не только самим страдающим, но и тем, кто им помогает. Статьи и материалы базируются на православной антропологии и написаны понятным современному невоцерковленному читателю языком. Тематические сайты:
8 июня 2015 г. 15:02
Ключевые слова:
психология
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Епископ Кронштадтский Назарий: "Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви" На вопросы "Журнала Московской Патриархии" отвечает наместник Александро-Невской лавры PDF-версия
6 декабря 2019 г. 12:59
Архипастырь Эстонской земли В декабрьском номере "Журнала Московской Патриархии" будет опубликован материал о служении Патриарха Алексия II на Эстонской земле, которой он посвятил большую часть своей жизни. Его Святейшеству удалось отстоять предписанные к закрытию в эпоху хрущевских гонений храмы и монастырь, сохранить в них молитвенную жизнь. После избрания на первосвятительский престол Алексию II пришлось противостоять Константинополю, чтобы защитить приходы Русской Православной Церкви в Эстонии уже от притязаний Фанара. О том, какие задачи ставил перед собой епископ Таллинский и Эстонский Алексий, с какими трудностями столкнулся в их решении и как их удалось преодолеть "Журналу Московской Патриархии" рассказала аспирант ПСТГУ Марина Непочатова.
5 декабря 2019 г. 11:37
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
Костромская стратегия В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» глава Костромской митрополии вспоминает, как получил имя по жребию, называет сроки воссоздания кремлевского архитектурного ансамбля и объясняет, почему пока не успел объехать все приходы своей епархии. PDF-версия
29 ноября 2019 г. 16:59
Архимандрит Савва (Мажуко): Языков проповеди очень много Современные информационные технологии, в особенности активно развивающиеся социальные сети, создают новые возможности для евангельской проповеди. Священники не только пишут книги, выступают на радио и телевидении, они осваивают соцсети и YouTube, становятся популярными блогерами. О том, как отбирать темы и на каком языке говорить со столь широкой аудиторией, сохраняя собственный стиль, размышляет архимандрит Савва (Мажуко) из Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля (Беларусь). ПДФ - версия
26 ноября 2019 г. 14:40
|