iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Репортажи
Фото Владимира Ходакова
7 августа 2020 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Благодарственная восписуем Ти раби Твои

В ЗАЧАТЬЕВСКОМ ЖЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ ЗАВЕРШЕНЫ РАБОТЫ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ ПО РОСПИСИ СОБОРНОГО ХРАМА

Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.

Ныне существующий соборный храм Зачатьевского монастыря на Остоженке – третий по счету (не считая более древних деревянных) в истории обители. Его предшественник, возведенный, как предполагают, в начале XIX столетия Матвеем Казаковым, был уничтожен богоборческой властью. Теперь воссоздавать его убранство, о котором сохранились весьма скудные сведения, бессмысленно: в центре соборной площади красуется совсем другое здание с иными объемно-пространственными характеристиками и художественным наполнением.

«Мне посчастливилось и разработать, и реализовать концепцию убранства нового большого монастырского храма в строгом стилевом единообразии, - рассказывает заслуженный художник России Владимир Ананьев. – Это редкая творческая удача и ценнейший профессиональный опыт. Благодарен за доверие, оказанное мне насельницами монастыря по главе с игуменьей Иулианией (Каледой), которая неизменно уделяет нашей деятельности колоссальное внимание и никогда не отказывается от совета, если он нам бывает нужен. Этот процесс оказался сложным и многоэтапным. Около года ушло на согласование проекта. Под стенопись пришлось сбивать почти всю штукатурку, не менее трудоемкой оказалась специальная подготовка поверхностей под мозаику. Но результат, смею надеяться, того стоит...»

Иконописная программа стенописи общей площадью 2,3 тыс. квадратных метров включает в себя 64 больших сюжета, прославляющих Пречистую Владычицу. Тематически она скомпонована из двух больших изобразительных ансамблей, взаимосвязанно дополняющих друг друга: галереи образов, повествующих о земной жизни Пречистой Девы, и иллюстративного ряда к тексту Акафиста. Стилевую основу для них Владимир Ананьин черпает в Московской иконописной школе, ориентируясь, как он сам признается, на период ее расцвета времен Дионисия.

Над поясом стенописи царит мозаичное убранство (общая площадь 350 кв.м). Ярусы ростовых фигур пророков и архангелов уходят по барабану к вершине купола и венчаются изображением Спаса Вседержителя диаметром восемь метров (см. Илл.) Художник оригинально и подчас остроумно решает задачу деликатного сопряжения двух больших компонентов, различающихся по самой технике. Своды арок и конх, оконные проемы и простенки сложной внутренней геометрии собора он использует как ритмически просчитанные акценты – взор плавно переходит от мозаичного убранства к стенописи и наоборот. Пока четверик собора не освобожден от строительных лесов. Но уже сейчас заметно: расписанные интерьеры не получились излишне «громкими». Они нисколько не заглушают работу зодчего – заслуженного архитектора России Андрея Оболенского, хотя, конечно, отныне «обречены» играть первую скрипку.

Во второй очереди работ художники перейдут на помещение главного алтаря. Завершат же свою деятельность они двумя боковыми приделами, трапезной частью храма и притвором.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Новый соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы сооружен во второй половине 2000-х годов после разборки школьного здания, возведенного в советское время на месте храма XIX века. По результатам археологического исследования территории, предшествовавшего строительным работам, церковная история места в середине Остоженки прослеживается со Средневековья и в современной московской историографии ассоциируется с первым расположением Алексеевского женского монастыря. В частности, об этом свидетельствуют обнаруженные надгробные плиты первой половины XIV — первой половины XVI вв. из древнего монастырского некрополя, а также найденный клад средневековых монет (свыше полутора сотен экземпляров).

Вероятно, Зачатьевский монастырь на этом месте основан в 1580-х годах. В письменном источнике как женское общежитие инокинь и монахинь он впервые упоминается в 1623 году. К революции здесь проживало 375 насельниц. После Великой Отечественной войны частично сохранялись фрагменты монастырской стены, Святые врата с надвратным храмом Нерукотворного образа Спасителя (реставрированы после передачи архитектурного ансамбля Церкви), старые трапезный корпус, кельи и перестроенный больничный корпус с Духосошественским храмом (реставрированы в советское время после постановки зданий на государственную охрану).

7 августа 2020 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00