iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Великое наследие Петрока Малого
Даже далеким от истории православного зодчества людям прекрасно известен этот архитектурный памятник, словно парящий над широкой излучиной Москвы-реки в Коломенском. Давно ставший визитной карточкой не только Московского государственного объединенного музея-заповедника, но и всего юга российской столицы, 41-метровый двухъярусный восьмигранный шатер поражает воображение даже сегодня. В течение почти 500 лет своей истории «Коломенская свеча» была церковью при летнем государевом дворе и обычным приходским храмом, являла верующим великую святыню – Державный образ Пречистой Владычицы – и служила декорациями нескольких вошедших в золотой фонд советской классики кинолент. Ровно четверть века назад – 17 декабря 1994 года – ее внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальную реализованную заявку на новый стиль в зодчестве и ландшафтной архитектуре. Еще годом ранее здесь было создано Патриаршее подворье. С того момента Вознесенский храм совместно используется музеем и Церковью.
17 декабря 2019 г. 13:59
Дети Николая Александровича и Александры Федоровны: повседневный мир будущих царственных страстотерпцев на выставке в Московском государственном объединенном музее-заповеднике
Сегодня, 13 ноября, в залах Сытного двора в Коломенском открылась выставка «Детский мир семьи императора Николая II. Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и Алексей» – историко-мемориальный проект, организованный совместно с Государственным Эрмитажем и Государственным архивом Российской Федерации (ГАРФ). Экспозиция знакомит с повседневным миром наследника-цесаревича и великих княжон: системой их воспитания и обучения, дневниковыми записями, взаимными подарками и поздравлениями, окружавшими их предметами и деталями личного обихода. Она посвящена 125-летнему юбилею бракосочетания Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской 14 ноября (ст.ст.) 1894 года и хронологически охватывает бытование семьи последнего государя от рождения первенца Ольги до пребывания венценосных узников в тобольской ссылке.
13 ноября 2019 г. 21:35
Новости
Археологические находки близ Успенского храма на Городке (Звенигород, Московская обл.)
15 августа 2014 г. 12:30
версия для печати версия для печати

В московском Зачатьевском монастыре откроется археологический музей

В православных храмах российской столицы может появиться сразу несколько археологических музеев. Об этом со ссылкой на завсектором археологии Москвы Института археологии Российской академии наук Леонида Беляева сообщает ИТАР-ТАСС.

Как считает Леонид Андреевич, это должны быть музеи с экспонатами, найденными на территории той или иной церкви во время археологических работ. «Хороший некрополь XVI-XVII веков сохранился у храма Черниговских чудотворцев на Пятницкой улице. Там будут применены какие-то формы музеефикации, и мы увидим маленький, но яркий музей», - приводит агентство слова археолога. По мнению Леонида Беляева, архитектурно-археологические музеи можно было бы создать также в Новодевичьем монастыре, где перед комплексной реставрацией проводятся археологические исследования и ожидаются открытия, а также в Богоявленском соборе: там сохранились остатки трапезной храма и саркофаги.

Один музей подобного типа уже создан в Зачатьевском монастыре (правда, он еще не работает). «Пока мы его не оформили. Там замечательный церковно-археологический музей Алексеевского и Зачатьевского монастырей с остатками фундаментов, с прекрасной коллекцией московской посуды XV-XVI веков и многими другими хорошими экспонатами», - говорит Беляев. Он рассчитывает, что после проведенных исследований небольшие археологические музеи появятся во многих районах Москвы.

Напомним: в прошлом году ужесточилось российское законодательство, охраняющее объекты культурного наследия в археологических объектах. После этого многие частные коллекционеры, в том числе на церковных приходах, стали опасаться грядущей национализации собраний и фактической отмены публикации новых находок, не слишком интересных государственным музеям (а все небольшие приходские и монастырские музеи в России де-факто считаются частными). «Церковный Вестник» подробно разбирал эту коллизию в публикации «Лопата вне закона» от 14 апреля с.г. (см. также ЖМП № 4).

15 августа 2014 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00