iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Интервью
Фото из архива миссионерского отдела Сахалинской епархии
5 июня 2020 г. 10:50
версия для печати версия для печати

Протоиерей Виктор Горбач: «Пандемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации».

Пандемия коронавируса охватила все регионы России. Не стал исключением и остров Сахалин. На день публикации этого материала в Сахалинской области зарегистрировано 147 заболевших. О том, что изменилось в работе епархии в условиях карантина, какие полезные уроки преподнесла эпидемия и чем православные добровольцы помогли региону, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель миссионерского и молодежного отделов Южно-Сахалинской и Курильской епархии, настоятель храма Cвятителя Иннокентия Московского в Южно-Сахалинске протоиерей Виктор Горбач.

— Ваше Преподобие, что изменилось в жизни храмов, епархии с введением на Сахалине карантина?

— Заметно уменьшилось количество людей в храме. Накануне Страстной седмицы мы призывали всех, особенно пожилых, оставаться дома, и на богослужения стала приходить примерно четверть прихожан. Сократилось и само число богослужений. С конца марта служим уже не каждый день, а только в двунадесятые, престольные и воскресные праздники. В новых условиях стараемся служить вдвоем — один священник служит, другой исповедует, чтобы не задерживать прихожан в храме. В конце марта миссионерский отдел епархии открыл телефонную горячую линию, где священники круглосуточно отвечают на вопросы верующих. Чаще всего людей интересовало, какие меры безопасности требуется соблюдать при посещении богослужений, как в новых условиях проходит исповедь, преподается Святое Причастие, как можно попросить священника прийти домой? К слову, священников стали чаще приглашать к прихожанам для совершения треб. В среднем было до 10 звонков в день, но сейчас звонят один-два раза в сутки. Не поверите, люди до сих спрашивают: «Храмы открыты или нет? Можно зайти поставить свечку и написать записку?» Хотя вся информация есть у нас на сайте.

В первые недели карантина звонили не только из Южно-Сахалинска, но и из других районов и городов Сахалинской области (из Корсакова, Невельска, Холмска, Поронайска, Охи, Курильска и др.). Было несколько звонков из Москвы и Московской области. Москвичи почему-то первыми находили в интернете телефон нашей горячей линии. Людям хотелось, чтобы их выслушал священник, поддержал, развеял страхи, вселил уверенность и надежду. Но из-за разницы во времени у нас уже часто была ночь. Вот так ощущается церковное единство нашей большой страны.

— Вы лично и ваша семья как на себе ощутили карантин?

— Я почувствовал, что стал более ответственен за своих прихожан. Ведь никто вначале не знал, какова степень распространения заболевания на Сахалине. Люди в поисках заработка прилетают к нам со всех уголков России и даже из стран ближнего зарубежья. Например, ты принимаешь исповедь. А вдруг этот человек болеет, да еще без симптомов? Общаешься с прихожанами и постоянно думаешь об этом, особенно накануне праздника Пасхи, когда в интернете и СМИ гуляли самые противоречивые слухи. К счастью, региональная власть быстро приняла все необходимые меры. В аэро- и морских портах всех приезжающих переписывают, берут у них анализы и отправляют на 14-дневный карантин. Благодаря этому процент заболевших в Сахалинской области продолжает оставаться одним из самых низких в стране. Сам я тоже несколько раз сдавал анализы и делал КТ (компьютерная томография). Слава Богу, ни я, ни мои близкие не заболели. Что касается финансового положения, то оно у нашего духовенства, как и у многих прихожан, сейчас сложное, пожертвования сильно сократились. Священники разделили последствия эпидемии вместе со своей паствой.

— Вы сказали, храм по-прежнему посещает только четверть прихожан. Какого возраста эти люди?

— Это одинокие люди самого разного возраста, которым тяжело долго находиться дома. Те, у кого есть семья или пожилые родственники, откровенно признаются, что боятся за своих близких: «Батюшка, я бы пришел с удовольствием на службу, но боюсь за своих детей». Или: «Со мной бабушка живет, мало ли что». Кроме того, в каждом храме есть категория людей, которые приходили не на службы, а просто поставить свечу или подать записку. Большинство из них после начала карантина приходить перестали.

— Можно сказать, что пандемия нас чему-то научила?

— Самое главное, наверное, что для наших прихожан возросла ценность богослужения, ценность участия в Таинствах. Хочется верить, что ко многим пришло понимание, что церковная жизнь не всегда может быть такой доступной, как прежде.

С другой стороны, можно сказать, что эпидемия проверила на эффективность систему церковной онлайн-коммуникации в форс-мажорных обстоятельствах. Например, как хорошо работает обратная связь между духовенством и приходом? Какие у современных средств коммуникаций есть возможности компенсировать привычную духовную жизнь? Так, выяснилось, что не у всех наших прихожан есть дома компьютер, интернет и возможность, не покидая квартиру, посетить занятие воскресной школы на той же платформе Zoom. Мы поняли, что нужны элементарные знания по установке таких программ, что тариф мобильного телефона не позволяет участвовать в коллективных онлайн-мероприятиях.

Но вместе с тем проще стало собрать людей на совместную молитву. По благословению архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Аксия каждый день, в 8 утра и 9 вечера, мы с прихожанами нашего храма молимся об избавлении от эпидемии. И это объединило людей, которые чувствуют необходимость в соборной молитве. Утром и вечером на телефон приходит напоминание, что начинается совместная молитва, и предлагается ее текст. Кроме того, у нашего храма есть несколько чатов в соцсетях, и благодаря общению в них многие прихожане лучше узнали друг друга.

Кроме того, мы увидели, насколько отработана у Церкви система взаимодействия с органами власти и общественными организациями. Например, наши православные миссионеры из Братства Александра Невского, Сахалинского отделения движения «Сорок сороков» и Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел» практически сразу влились в ряды созданного на Сахалине единого волонтерского центра. На его горячую линию поступали заявки от нуждающихся в помощи и находящихся на самоизоляции жителей. Часть заявок передавали в наш епархиальный Молодежный отдел, и молодежь подключались к работе: созванивались, покупали все необходимое и привозили человеку домой, а он уже расплачивался. Чаще всего это были продукты и лекарства. Как правило, такие заявки делали пожилые люди или одинокие мамы с маленькими детьми, но были случаи, когда человек находился на карантине. Поэтому здесь приходилось соблюдать все меры предосторожности.

Также мы провели акцию на день жен-мироносиц. Поздравили наших женщин-прихожанок, подарили им цветы и передали продуктовые наборы, небольшие подарки. Было видно, что им это очень приятно. Неоднократно православные волонтеры развозили продуктовые наборы, которые для одиноких пенсионеров, многодетных и малоимущих семей покупали частные благотворители. Иногда в день нужно было объехать 15–20 адресов. Охватили не только Южно-Сахалинск, несколько раз выезжали в другие районы: в Александровск-Сахалинский, Корсаков, Холмск. Большую работу православные волонтеры проводили в самом северном городе острова — Охе.

Среди наших добровольцев было много студентов и школьников. И хотя учеба у них продолжалась, они нашли способ подменять друг друга. Им выдавались перчатки, маски, антисептические средства. Губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко даже отметил двух ребят — Виктора Казначевского и Ирину Жилинскую. Виктор — пономарь в нашем храме. Ирина и Виктор практически каждый день участвовали в волонтерской работе. Вместе с сотрудниками Министерства внутренних дел они патрулировали улицы Южно-Сахалинска и рассказывали прохожим, какие меры профилактики нужно соблюдать, чтобы не заболеть коронавирусом.

Во время волонтерской эпопеи не обошлось и без курьезов. Одну из заявок сделала женщина, которая приехала из Москвы и вынужденно попала в самоизоляцию. Когда мы ей позвонили и спросили, чем помочь, то первое, что она попросила, были сигареты. Мы посовещались и решили, что все-таки надо купить. Но что самое интересное, недавно ее в городе встретил один из наших добровольцев, и она ему рассказала, что после всех событий и переживаний бросила курить.

5 июня 2020 г. 10:50
Ключевые слова: Сахалин, волонтерство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00