выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Документы
ЦВ № 20 (441) октябрь 2010 /  7 октября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наречение архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора г. Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии.

Слово архимандрита Геннадия (Гоголева) при наречении в епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Благоволением человеколюбивого Бога, избранием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода Русской Православной Церкви надлежит мне, грешному, слабому телом и духом человеку, воспринять от ваших рук огненную благодать Пятидесятницы, призывающую меня к архиерейскому служению.
Сердце мое смятеся во мне, страх и трепет прииде на мя... (Пс. 54, 5–6) — именно эти слова Псалтири передают нынешнее мое состояние духа. В трепет приводят меня мысли о моем недостоинстве, о моих душевных немощах и физических болезнях. Со смущением и страхом предстою я ныне пред вами, милостивые архипастыри.
Но едва подниму глаза и обращу взор на святыню предстоящего мне служения, как смущаюсь и переживаю еще более — ибо апостольская благодать, даруемая в сем таинстве, столь велика и значительна, что простое осознание этого факта способно привести в крайнее смущение самую бесстрашную душу.
«Люди, живущие на земле и еще принадлежащие ей, поставлены распоряжаться небесным», — свидетельствует святитель Иоанн Златоуст о высшем таинстве священства. Где найти подкрепление, вступая на поприще столь ответственного служения?

Слово Божие и опыт Церкви дают ответ на этот вопрос. И ответ этот состоит в следующем: душевные и физические немощи наши, располагая нас ко смирению и пробуждая в нас непрестанное покаянное чувство, могут послужить нам во благо, чтобы совершая служение, не уповать на свои силы и таланты, но стремиться быть послушным орудием Бога и Его Святой Церкви. Осознавая эту простую и высокую истину, найду ли сегодня силы произнести вместе со святым апостолом Павлом столь утешительные и ободряющие слова: Сладко да похвалюся в немощех моих, да вселится в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9)?
Не я первый: многих Церковь призывает к архиерейскому служению. Вглядимся в опыт жизни богомудрых святителей минувших лет и эпох. Как им удавалось преодолевать эту великую пропасть между святостью сана и греховностью немощного человеческого естества? Как им было возможно примирять требования высшей справедливости и чистоты с земными помыслами ума? Вглядимся пристально и поймем: в помощь им была дана великая сила послушания.
Епископ, слуга Божий, поставленный на высшую степень служения, как никто другой из христиан призван покорить все разумные силы своей души церковному разуму. У епископа не может быть ничего личного. Каждый свой шаг, каждое слово и каждый жест он должен соизмерять с той степенью ответственности, которая лежит на нем как хранителе истинной веры, священной апостольской традиции, попечителе о церковном мире и благе своей паствы.

Каждый христианин призывается Богом к ответственности, к любому из нас обращены слова Христа Спасителя: За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 36). Но если прегрешения мирянина подчас остаются незамеченными, то грех епископа может привести к гибели тысячи душ. Выражение священномученика Игнатия Богоносца «Где епископ — там Церковь» подчеркивает эту великую ответственность епископа за духовное состояние и сами судьбы пасомых.
Сегодня, глубоко прочувствовав и осознав все то, о чем говорил ранее, я обращаюсь мысленным взором в прошлое, не устаю удивляться милости и попечению обо мне всеблагого Бога. Святое Крещение, первые Исповедь и Причащение, воспринятые мною в храме поселка Верхний Мост Псковской епархии, оставили глубокий след в моей детской душе. Как громом поразил меня, двенадцатилетнего отрока, сосредоточенный вид погруженных в молитву монахов, идущих ко всенощной в Псково-Печерском монастыре при равномерных ударах колокола.

Эти печорские колокола окончательно разбудили меня в 18-летнем возрасте. Слова Апокалипсиса: Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою... (Откр. 2, 4), которые летом 1985 года я прочитал в старой дореволюционной Библии у своей крестной матери в полузабытой псковской деревне, воскресили в моей мятущейся душе окончательное желание навсегда обручить себя с благодатью Божией.

Как золотое время вспоминаю годы обучения в Санкт-Петербургских духовных школах, где бережно сохранялись заложенные Вами, Ваше Святейшество, на многие годы вперед традиции, которыми и поныне живет любимая alma mater.
Я счастлив, что Вы, Ваше Святейшество, удостоили меня рукоположения в сан пресвитера в день пятидесятилетия моего первого настоятеля, протоиерея Николая Гундяева, в Спасо-Преображенском соборе северной столицы. И где бы мне в дальнейшем ни приходилось совершать свое служение, я всегда, Ваше Святейшество, ощущал Вашу молитвенную помощь и отеческую любовь.

По окончании Духовной академии мне довелось продолжить служение в Богохранимой Костроме под сенью Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. В этот судьбоносный для меня день прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Александр, принять искренние слова сыновей благодарности за те бесценные уроки и наставления в духовной жизни, в пастырском служении и в административной деятельности, которые я имел радость получать от Вас в течение 15 лет нашего совместного труда, как на Костромской земле, так и в Синодальном отделе по делам молодежи. Если есть во мне какие-то способности и добрые качества, ими я обязан Вашему воспитанию. Под Вашим руководством мне довелось возрождать духовное образование на Костромской земле; а сегодня — уже в сане Вашего викария — предстоит создавать новое богословское учебное заведение в Алма-Ате.

Мое служение будет проходить в Казахстане — на земле, обильно орошенной кровью новомучеников и исповедников Российских, где сама бескрайняя степь являет собой открытый солнцу антиминс. Незнакомые прежде культурные традиции, новый климат, особые условия жизни совместно с людьми, исповедующими различные религии, создают особые трудности. Но, подобно солнечным лучам, любовь новомучеников Казахстана щедро изливается на всякого, кто со смирением и любовью несет здесь свое церковное послушание. Смиренно молюсь, да помогут мне в служении молитвы всех святых, просиявших в этом благословенном крае.

Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри!
Ныне смиренно прошу вас вознести молитвы обо мне, грешном, да попалит Божественная благодать невещественным огнем мои грехи и да соделает меня неленостным и непостыдным работником на ниве Христовой. Аминь.

 

7 октября 2010 г.
Ключевые слова: хиротония
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00