выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
Фото Алексея Реутского
16 ноября 2015 г. 12:30
версия для печати версия для печати

Иконописцы обсудили проблемы в современном церковном творчестве

В Сергиев Посаде, в стенах Троице-Сергивой Лавры состоялся Круглый стол на тему: «Актуальные вопросы практического иконописания. Иконопись и стенопись в XXI веке», в котором приняли участие иконописцы, искусствоведы и учащаяся молодежь.

Сегодня между последователями традиционной иконописи и модернистами (сторонниками так называемого прогрессивного церковного творчества) идет активная полемика о том, какой должна быть современная иконопись. По словам протоиерея Александра Салтыкова суть спора в том, что по мнению модернистов современные иконописцы, которых поддерживает Церковь, не создают ничего нового, а только копируют в своих работах веками созданное до них. В частности, священник процитировал слова своих оппонентов: «В иконопись нужно внести узнаваемую печать времени, обогащать творческий процесс, нужно новое прочтение древности». Другие хотят  «оживить» церковное искусство, словно оно умерло. Третьи убеждены, что: «церковное общество должно наконец понять, что украшение храма – это не ритуальное декорация, а возможность одаренным людям принести свой талант Богу». А кого-то смущает словосочетание «христианское искусство», пока оно существует, мы оказываемся в лучшем случае в анденграуде. Примечательно, что модернистов поддерживают и некоторые православные священнослужители, уточнил отец Александр.

Что можно ответить на это? «Нам нужно постоянно обращаться к основам церковного учения об образе и постигать это учение в свете подобных современных вызовов и требований к церковному искусству», - считает отец Александр.В частности, в учении Церкви нет никакого свободного искусства в церковном смысле слова. Оно существует автономно само по себе. В Церкви есть догмат об иконопочитании, который разделяет изображения религиозного содержания на почитаемые (обладающие святостью) и не почитаемые. Проблема в том, по мнению отца Александра, что модернисткую общественность волнует вопрос о каноне в церковном искусстве, но вопрос о догмате –гораздо более существенный- не интересует вообще. Между тем учение об иконопочитании есть учение о правдивом образе Христа и святых. Если отступить от догмата, образ Христа и образ святых будет искажен, и в результате произойдет подмена образа. А нарушение догмата как такового Церковь всегда определяла как ересь. По мнению выступающего, только разъяснение этой позиции Церкви в процессе диалога поможет в решении возникающих споров.

Народный художник РФ, действительный член Российской Академии художеств Евгений Максимов затронул тему подготовки и заинтересованности молодых художников в церковном искусстве. Так, по его словам, молодые люди, поступающие в Суриковский институт после художественного училища, оказываются совершенно не подготовленные для церковной живописи и работе с фреской. «У них смутное представление о том, что такое церковное искусств, мне постоянно приходится разъяснять основы литургики и богословия,- рассказал Евгений Максимов.- Еще одна проблема в том, что они думают больше о деньгах, чем о творчестве. Эйфория 90-х начала 2000-х прошла. И если в то время у молодых художников было больше энтузиазма, люди не спрашивали, сколько вы мне заплатите, то сейчас люди достаточно прагматичны. Они начинают настенной живописью заниматься с расчетом, что это каким-то образом поможет им в жизни». В этом конетексте вспоминаются слова известного  иконописца Александра Солдатова, которые он говорит своим ученикам: «Ребята, не гонитесь за деньгами, пусть деньги сами за вами бегают», подразумевая, что мастерство и профессионализм важнее денег.

Руководитель реставрационно-иконописной мастерской Александро-Невской Лавры Дмитрий Мироненко поделился опытом проектирования иконостасов и интерьеров храмов. В частности, он отметил, что часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда современные архитекторы совершенно не задумываются, как этот храм будет расписан, где будут царские врата, хватит ли места для того, чтобы их полностью раскрыть. Дмитрий призвал также участников конференции, среди которых было много студентов, к обязательному творческому сотрудничеству с духовенством, чей храм они расписывают: «Вы должны уметь говорить, уметь защищать икону не только своим профессиональным мастерством, но и словом. Иконописец должен уметь убедить даже того, кого убедить сложно». В доказательство своих слов он привел историю из личной практики, когда настоятель храма настаивал на том, чтобы его храм был расписан яркими красками. «У тебя палитра слишком тихая, все блеклое, людям это не понравится. Ты выйди на улицу, кругом сочная реклама, люди смотрят цветной телевизор – все яркое, пестрое, броское, сделаем таким ярким и наш храм», - говорил он. Но Дмитрий возразил на это, что человек от этой яркости, броскости, наглости, пассионарности устает. И где как не в церкви ему искать утешения для души и для глаз. Если он увидит это еще и в церкви, то надолго ли останется там? Позже настоятель признал, что иконописец был прав. 

Подводя итоги Круглого стола заведующий Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре архимандрит Лука (Головков) выразил надежду, что такие круглые столы очень полезны, и такие встречи, на которых обсуждаются спорные вопросы церковного искусства и где происходит обмен опытом, станут регулярными. 

На круглом столе также выступили с докладами Анатолий Алёшин: «Росписи Троицкого собора Дивеевского монастыря», Игорь Самалыго « Росписи храма св. блгв. кн. Владимира Московского Епархиального дома», Лариса Гачева «Практика обустройства домовых храмов в светских учереждениях», Андрей Патраков «Об опыте взаимодействия священника-заказчика и иконописца при создании росписи храма Троицы Живоначальной в Бестужево», Людмила Армеева «Прот. Михаил Боголюбский о соотношении реалистичиского и церковного искусства», Мария Глебова: «Образы святых ХХ века: проблема создания новой иконографии».

16 ноября 2015 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00