iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Как вызвать священника к больному в стационар
Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Аналитика
23 января 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Закон и мораль: есть ли соответствие?

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который регламентирует оказание медицинских услуг населению России. Работа над законопроектом, вызвавшим неоднозначную реакцию в обществе, длилась в Госдуме почти полгода. По словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, закон содержит ряд нововведений, многие из которых уже существуют в жизни, но не урегулированы законодательно. Однако некоторые положения закона вызвали серьезную обеспокоенность Церкви. Например, норма, легализующая суррогатное материнство и позволившая некоторым критикам законопроекта заявить об «аморальности» всего документа...
В этой связи нелишне вспомнить предыдущий закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (от 22.07.1993 г.), который, несмотря на все несовершенства, все же содержал определенную нравственную доминанту в своих положениях. Остается надеяться, что работа над медицинским законодательством в России будет продолжена и данный закон лишь промежуточный этап в этой деятельности.
О новом законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» размышляет завкафедрой биомедицинской этики Российского государственного университета им. М.И. Пирогова профессор Ирина Силуянова.

- Чтобы понять, на каких принципах отныне будет строиться отечественное здравоохранение, достаточно провести небольшой сравнительный анализ двух законов – закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», подписанного президентом Дмитрием Медведевым 21 ноября 2011 года, и предыдущего закона «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (от 22 июля 1993 года).

Отметим, что в данном случае речь идет о рассмотрении этих документов прежде всего с этической точки зрения, т.е. в контексте моральных представлений и традиционных для общества ценностей. То, что такой анализ целесообразен и важен, говорит и суждение Владимира Путина: «Закон не может быть не моральным; закон всегда морален, иначе это плохой закон» (В.В.Путин. Послание Федеральному собранию. 2006 г. – ред.).

«Право на платные услуги»

Нельзя не отметить, с одной стороны, полные текстовые совпадения и отдельных формулировок и даже целых статей двух законов (например, статьи 60 в прежнем законе и статьи 71 – в новом, касающиеся клятвы врача). С другой стороны, все же различия между ними   существенны.

Так, новый закон в качестве основного понятия вводит понятие «медицинской услуги». Даже сама  медицинская помощь, которая для общества всегда была наполнена  моральным смыслом, трактуется как совокупность медицинских услуг. Тем не менее очевидно, что услуга – это понятие из сферы финансовых, рыночных отношений. Услуга обязательно предполагает её оплату. И не случайно в законе появляется статья № 84, которая вводит уникальное новое право - «право граждан на получение платных медицинских услуг».

Оказывается, что каждый человек теперь имеет право пойти в медучреждение и заплатить за предоставленную услугу! Такое право в новом законе сосуществует параллельно с  бесплатной медициной. Данная тенденция, безусловно свидетельствует о   выхолащивании нравственного, морального смысла врачебной деятельности, в которую привносятся иные мотивы и интересы.

Уважение к пациенту?

Статья № 64 нового закона вводит понятие «качества медицинской помощи». Согласно документу, качество медицинской помощи оценивается с помощью трех  параметров:  своевременность помощи, правильность выбора методов лечения и степень достижения результата. К сожалению, ни слова не сказано о необходимости уважительного и гуманного отношения к пациенту со стороны обслуживающего персонала, хотя это безусловно важнейший элемент медицинской помощи.

И если, к примеру,  вокруг больного будет суперсовременное оборудование, но при этом будет царить равнодушие, грубость и  хамство, то вряд ли можно будет говорить о  качестве оказываемой медицинской помощи. Не случайно в законе 1993 года первым среди зафиксированных прав пациента шло именно «право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского обслуживающего персонала». В  новом же законе такого права у пациента нет.

Игнорируются и такие понятия, как «уважение достоинства человека» и «автономность  личности» – ключевые для современного международного права, для мирового врачебного сообщества. К примеру, во французском Кодексе здравоохранения уже в одной из первых статей фиксируется, что больной имеет право на уважение его личности и достоинства. Но этих установок мы не найдем в нашем законодательстве. Хотя они очень важны для врачей, ведь в своей практике они сталкиваются с разными людьми. Например, человек болен тяжелыми  заболеваниями  (хронический сифилис, СПИД), которые, тесно связаны, как правило, с образом жизни, который он вёдет.  Это, вполне понятно, отталкивает от него других людей. Но врач в любой ситуации обязан соблюдать чуткость и уважение к пациенту, в любых условиях помнить о своем профессиональном долге и о достоинстве пациента.  Не случайно ряд документов международного права, например, «Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» (Конвенция о правах человека и биомедицине) от 04.04.1997 г. непосредственно содержит требование защиты достоинства личности человека при осуществлении медицинской деятельности.

 Запрет эвтаназии

Сохранение  запрета на эвтаназию, безусловно можно отнести к   положительным моментам. Причем если в 1993 году запрещалась активная эвтаназия, то сейчас запрет налагается еще и на бездействие врача, то есть на пассивную эвтаназию.  Этот факт особенно значим в условиях, когда в СМИ не перестают предприниматься попытки смирить сознание человека с правом на самоубийство.

Репродуктивные технологии

Регулирование применения репродуктивных технологий свидетельствует так же не в пользу нового закона. Мужчина и женщина, не состоящие в браке, получают право иметь ребенка. В законе 1993 года искусственное оплодотворение разрешалось при согласии супругов,  теперь это возможно и при желании лиц, не состоящих в браке.  Также оба документа прописывают право одинокой женщины на указанную процедуру. Все это создает предпосылки для того, чтобы процесс разрушения традиционной семьи пошел полным ходом. Это относится и к росту числа неполных семей, которых у нас уже сейчас 30%, это относится и к созданию условий для легализации гомосексуальных семей.  

Но, главное, возникает вопрос: а не нарушаются ли права ребенка в данной ситуации? Допустим, одинокая женщина «имеет право». А ребенок имеет право иметь отца? У него спросили, хочет ли он родиться и жить, не имея родителей или имея своим родителем какого-то непонятного мифического донора? Этически некорректная легализация репродуктивных прав приводит к лишению ребенка права иметь отца или мать.

Суррогатное материнство

При обсуждении  суррогатного материнства в Государственной Думе экспертная рабочая группа отстаивала позицию Церкви о том, что с моральной  точки зрения это явление неприемлемо. Но пытаясь найти компромисс, были предложения хотя бы не включать суррогатное материнство в систему товарно-рыночных отношений. Но эти предложения учтены не были.

В результате созданы условия для формирования  так называемой «биологической проституции», т.е. торговли женщиной, ее биологической способностью рожать детей. Естественно, появятся и частные фирмы-организаторы такой торговли, которые будут забирать  основную долю дохода, и, таким образом, будет формироваться новая, довольно изощренная форма рабства…

Трансплантация и торговля

Большие опасения вызывает и то, как закон об охране здоровья граждан регулирует отношения, касающиеся трансплантации органов и тканей человека ( статья 47).

Как известно, в 1993 году закон устанавливал запрет на куплю-продажу органов. И это прямо было связано с ценностью  человеческого достоинства: человек - не вещь, в силу этого ни он, ни его органы, не могут быть предметом купли-продажи. Однако, как мы видим, в новом законе этот запрет отсутствует. Раньше  живым донором мог стать только родственник пациента-реципиента. Это блокировало возможность «купли-продажи» органов и  не вступало в противоречие с правилами человеческой морали. Кроме того, это положение было еще и биологически обусловлено, поскольку между близкими людьми существует генетическая связь, которая важна как  препятствие отторжению пересаживаемых тканей и органов.

Новый закон не фиксирует наличие обязательной генетической связи живого донора с реципиентом - для трансплантации достаточно «информированного добровольного согласия» любого человека. Все это, безусловно  расширяет  поле для товарно-рыночных отношений и спекуляций. Практическая реализация этих предложений уже началась. В Российском медицинском университете им. Н.И. Пирогова уже появились объявления, предлагающие студенткам продавать свои яйцеклетки (стоимость от 50000 руб.).   При этом нельзя не напомнить, что подобное хирургическое вмешательство - внедрение в яичники и забор яйцеклеток – операция опасная, часто калечащая, а в некоторых случаях вызывающая и смерть женщины.

"Неделя тишины"

Искусственное прерывание беременности – та позиция, где произошли некоторые сдвиги в результате переговоров.

Мы выступали категорически против того, чтобы искусственное прерывание беременности трактовалось как «право» женщины, что было зафиксировано в законе 1993 года. Права  на прекращение человеческой жизни,  права на детоубийство не должно и не может быть. В новом законе это право отсутствует, оно заменено более мягкой формулировкой о том, что «каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве».  К сожалению, не было принято  добавление, что это решение приминается  «по  нравственным и религиозным убеждениям».

Но главное, что аборт больше не классифицируется как право. В новый закон вводится принцип "времени тишины". Это - пусть  небольшая, но преграда на пути реализации трагического поступка,  которая даст возможность женщине подумать и, может быть, изменить принятое решение.

Кроме того - и это еще один положительный момент, достигнутый в результате согласований, - в законе прописано право врача на отказ от проведения аборта. Это положение соответствует и морали, и принципам международных этических документов.

Все же легализация абортов сохранилась. Не были учтены и предложения о том, чтобы муж также давал согласие на проведение аборта. Ведь вряд ли справедливо  лишать  мужчину  права на принятие решения о сохранении жизни его ребенка.

К сожалению, не были приняты и предложения о необходимости введения такой процедуры как прослушивание сердцебиения плода и визуализация плода при подписании женщиной «информированного согласия» на искусственное прерывание беременности. Впрочем, чиновники от здравоохранения обещали, что это будет предусмотрено  нормативными актами Минздравсоцразвития.

  Заключение

     Какой вывод можно сделать в итоге?  К сожалению, Закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в отдельных своих положениях не всегда соответствует  традиционным моральным ценностями общества. Реализация «новых прав»  (например, репродуктивных) неизбежно повлечет за собой возникновение новых стандартов поведения, новых принципов и форм отношений между людьми, среди которых набирает силу потребительское отношение к человеку.  Умаление ценности достоинства человеческой личности снижает порог нравственной ответственности врачебного сообщества перед человеком и обществом. Но для  христианской этики эта ценность слишком значима, так как непосредственно связана со спасением человеческой жизни. И это дает нам надежду и уверенность в необходимости дальнейшей работы по совершенствованию российского законодательства в тесном сотрудничестве с врачебным сообществом.

23 января 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00