iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Понять русскую душу через молитву
В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона, когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале. PDF-версия.    
18 мая 2023 г. 14:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Аналитика
Состояние деревянных храмов и часовен Севера
ЖМП № 5 май 2021 /  29 июня 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Помощь сверху

В РОССИИ СТАРТУЕТ ПРОГРАММА ЭЛЕКТРОННО-ЦИФРОВОГО ОПИСАНИЯ ГИБНУЩИХ ПАМЯТНИКОВ ЦЕРКОВНОГО ЗОДЧЕСТВА

Число храмов в продолжающем пополняться реестре аварийных и руинированных церковных зданий, созданном по указанию председателя Патриаршего совета по культуре митропо­лита Псковского и Порховского Тихона, приближается к четырем тысячам. По суммарным оценкам епархиальных древлехранителей, уже подавших сведения священноначалию, высок риск обрушения в ближайшее десятилетие примерно у тысячи церквей. PDF-версия.

«Это проблема не только сохранности архитектурных памятников, но еще и демографическая, — считает председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин. — Испокон веков жизнь в новых селах начиналась с храма. Вымирает населенный пункт — брошенный храм быстро ветшает, приходит в негодность и рушится, ведь присматривать за ним некому». 

Совершенно очевидно, что даже просто законсервировать такое колоссальное число со­оружений за несколько лет невозможно. Высший Церковный Совет 25 июля 2018 года одобрил концепцию создания в сжатые сроки электронно-цифровых архивов по всем руинированным и остро­аварийным храмам (причем не только состоящим на государственной охране), данные которого впоследствии помогут воссоздать их даже при самом негативном сценарии вплоть до полной утери здания-оригинала. И вот теперь она начинает претворяться в жизнь. Министерством культуры РФ при участии Церкви создана основная исполнительная структура проекта — Благотворительный фонд поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI». «Мы собираемся привлекать средства грантов и пожертвования частных компаний и физических лиц. Все технические вопросы, в том числе отбор исполнителей работ, контроль качества работ и создание системы хранения данных в виде файлов в оцифрованном реестре, возьмет на себя генеральный оператор — учрежденная нами автономная некоммерческая организация “Наследие”», — рассказал «Журналу Московской Патриархии» президент фонда «Иннотех XXI» Алексей Агапов.“

Непосредственно для подробного описания объемно-пространственных характеристик зданий с целью дальнейшего их перевода в графические файлы будут применяться два метода — фотограмметрия и лазерное сканирование. Первый, предполагающий две фазы натурных работ (облет дрона с цифровым фотоаппаратом вокруг храма и круговую панорамную фотофиксацию всего убранства), мы подробно разбирали в материале «Квадрокоптер нам поможет» (ЖМП. 2020. № 3). Он позволяет описать всю геометрию объекта примерно с миллиметровой точностью. Для памятников, по которым впоследствии будет приниматься решение о консервации, этого, как правило, достаточно. Можно по результатам фотограмметрии построить и эскизный проект реставрации. Лазерное сканирование дороже, зато точнее, и по его результатам законодательство разрешает готовить рабочие чертежи для проекта по комплексной научной реставрации и приспособлению к современному использованию.

«С 2018 года мы занимаемся похожей программой, в рамках которой работаем с корпусом архивной проектной документации по объектам культурного наследия. Сейчас оцифрована информация по 14 тыс. архитектурных памятников, 3,5 тыс. из этого числа — шедевры церковного зодчества, — говорит руководитель главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры РФ Александр Хлопцов. — Для начинания, о котором идет речь, мы уже создали программную платформу оцифровки данных. В ближайшем будущем предстоит определиться, чем и как ее наполнять». Пока создаваемый реестр объектов предполагается строить по двум принципам: географическому и типологическому. Интерфейс, скорее всего, будет организован в виде таблицы всех памятников, мини-карточек храмов (содержащих, в свою очередь, обмерные чертежи, документы по недвижимости и визуальные образы зданий в виде графических файлов) и интерактивной карты всех занесенных в архив церковных памятников. Причем некоторую часть этого ресурса предполагается сделать открытой для внешних интернет-пользователей.

Первоочередные усилия решено направить на деревянные храмы как наиболее уязвимые для естественного старения. В России их около 8 тыс. Состояние не каждого, разумеется, вызывает беспокойство. Но, по данным руководителя проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» протоиерея Алексия Яковлева, из 1 239 существовавших накануне революции на Русском Севере деревянных церквей (без учета часовен) до нас дошло всего 390. Больше половины из них сейчас под угрозой исчезновения (43 % аварийны, 10 % руинированы). Для этого этапа уже подобраны три фирмы-исполнителя, а два памятника деревянного зодчества в Архангельской области — Владимирская церковь в деревне Подпорожье и Вознесенский храмовый комплекс в деревне Ворзогоры — в ранге пилотных объектов прошли через процедуру лазерного сканирования.

Пилотной площадкой по оцифровке руинированных и аварийных храмовых зданий определена Нижегородская митрополия. В этом году на ее территории запланировано сканирование двух сотен объектов, 150 из которых признаны памятниками архитектуры федерального значения.

29 июня 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00