iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Аналитика
Петр Басин. Александр Невский, молящийся об избавлении своего отечества.
ЖМП № 7 июль 2020 /  17 февраля 2021 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве

К 800-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.

Сочетание святости и героики — не единичный случай в мировой истории. В Древней Руси нередко причисляли к лику святых благоверных князей, но многие из них были канонизированы как страстотерпцы: это Борис и Глеб, погибшие от  руки Святополка Окаянного, Михаил Черниговский и Михаил Тверской, замученные в Орде. Были князья, причисленные к лику святых за просветительскую деятельность, например равноапостольный князь Владимир, креститель Руси, Ярослав Мудрый, строитель собора Святой Софии в Киеве, Даниил Московский. Были среди святых князей и воины, но, как ни странно, их совсем немного. Самые известные — это Тимофей-Довмонт, князь Псковский, и Дмитрий Донской, но последнего канонизировали только в ХХ веке. Так что даже в ряду князей-воинов Александр Невский занимает особое место. Популярность его можно объяснить, видимо, тем, что его образ отвечает существующему в русском народе идеалу правителя: он смел, отважен, готов прийти на помощь, защитить город, а если нужно — может стать и дипломатом, чтобы умом или хитростью одолеть врага.

В Российской империи орден Святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году. Им награждали как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году орден был упразднен вместе с другими наградами царского режима. Но во время войны, когда нужно было поднимать патриотический дух в стране, советское правительство вспомнило о народном герое, и 29 июля 1942 года в СССР был вновь учрежден орден Александра Невского — уже как военная награда для командного состава Красной армии. В Российской Федерации эта награда была сохранена, но только теперь медаль ордена Александра Невского воспроизводит дизайн не советского времени, а дореволюционного.

Причисленный к лику святых, благоверный князь, естественно, изображался на иконах, но его личность всегда вдохновляла и светских художников, писателей, композиторов, режиссеров. В 1757–1758 годах Михаил Ломоносов создал мозаичный портрет Александра Невского — это было одно из первых неиконных изображений князя.

Его писали на своих полотнах многие известные художники: Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Генрих Семирадский, Петр Басин, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Рерих, а в советское время — Павел Корин, Илья Глазунов. Из современных художников князю посвятили свои ­работы Павел Рыженко, Вячеслав Рожков, Сергей Присекин и другие.

Самое, пожалуй, яркое и выразительное воплощение этого образа мы находим у Павла Дмитриевича Корина (1892–1967).

В 1942 году праздновалось 700-летие Ледового побоища, и Комитет по делам искусств обратился к художнику с просьбой написать картину, посвященную Александру Невскому. Корину как бывшему иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но, приняв предложение, художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси.

Этот триптих писался в самое тяжелое для страны время — в разгар войны. На центральном полотне, на фоне тревожного неба стоит Александр Невский, опершись на меч. Его лицо сурово, взгляд сосредоточен. Князь облачен в военные доспехи, на нем шлем и красный плащ. За левым плечом развивается стяг с ликом Спаса Нерукотворного: под такими знаменами древнерусские князья шли «за родину и веру» против неприятеля. Вдали виден Великий Новгород с храмом Святой Софии. На правой части триптиха изображены два человека с булавами — это городское ополчение, которое во время нашествий и войн присоединялось к княжеской дружине. А в глубине, на фоне фрески со святителем Николаем Мирликийским, стоит старая женщина — символ народа, который, уповая на заступников небесных, ждет помощи и от земных. Правую часть картины Корин назвал «Старый сказ», а левую — «Северная баллада». На левой части изображена молодая княжна и воин княжеской дружины, простирающий руку вдаль и словно указывающий, откуда идет на Русь неприятель.

Но боковые части триптиха — это лишь прелюдия к главному образу. Фигура Александра Невского занимает практически все пространство полотна, что усиливает ощущение его мощи. Образ мгновенно притягивает взгляд зрителя и звучит как мощный аккорд героической симфонии. Впоследствии Корин возвращался к образу Александра Невского, когда работал над мозаиками московского метро. На станции «Комсомольская», в композициях на сводах, можно увидеть изображение князя на коне под развивающимся стягом со Спасом Нерукотворным.

Личность Александра Невского привлекала и советских кинематографистов. В 1937 году Сергей Эйзенштейн задумал снять фильм на историческую тему и остановился на образе Александра Невского — народного героя, олицетворявшего свободу и независимость Руси. Князя великолепно сыграл актер Николай Черкасов. Каждый помнит знаменитые слова, произнесенные им перед народом: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!». Естественно, советский зритель не догадывался, что это почти дословная выдержка из Евангелия от Матфея (Мф. 26, 52). Режиссер, прекрасно зная источник цитаты, делает на ней акцент, чтобы подчеркнуть не завоевательный, а оборонительный характер действий Александра Невского. В фильме звучит прекрасная музыка Сергея Прокофьева.

Фильм «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и имел огромный успех. Воодушевленный этим, Прокофьев решил на основе музыки к фильму создать кантату. Он трудился над новым произведением всю зиму 1938–1939 годов и написал кантату ор. 78 в семи частях — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков». 17 мая 1939 года ее премьера прошла в Большом зале Московской консерватории.

После картины Эйзенштейна вышло еще несколько фильмов про Александра Невского: «Господин Великий Новгород» (реж. Алексей Салтыков, 1984 год), «Житие Александра Невского» (реж. Георгий Кузнецов, 1991 год), «Александр. Невская битва» (реж. Игорь Каленов, 2008 год), «Дружина» (реж. Михаил Колпахчиев, 2016 год).

В современном искусстве образ Александра Невского стал особенно популярным у скульпторов. В 1993 году в Пскове на горе Соколиха воздвигли монумент в память о Ледовом побоище:  именно здесь в 1242 году пролегал путь войска великого князя к месту битвы на Чудском озере. Автор этого памятника — Иосиф Козловский.

В 2002 году в Санкт-Петербурге напротив Александро-Невской лавры установили памятник Александру Невскому, созданный по проекту архитектора Валентина Козенюка. На постаменте из розового гранита стоит отлитая бронзовая скульптура князя, восседающего на коне.

Памятники Александру Невскому установлены в Великом Новгороде, Москве, Владимире, Александрове, Ростове-на-Дону, Чите и других городах.

Образ Александра Невского вдохновлял и мастеров слова. Можно вспомнить яркую повесть «Господин Великий Новгород» писателя Дмитрия Балашова (1927–2000), который специ­ализировался на исторической беллетристике. Созданная в 1977 году, повесть увлекательно описывает сложные перипетии XIII века.

Безусловно, заслуживает внимания роман-эпопея «Ратоборцы» советского писателя, литературоведа и журналиста Алексея Югова (1902–1979). В этом произведении описывается жизнь двух величайших защитников Руси — Александ­ра Невского и Даниила Галицкого, показаны непростые взаимоотношения между князьями и рассказано об историческом выборе, который совершает каждый из них.

Белорусский писатель Сергей Моссияш (1927–2007), известный своими историческими книгами для юношества, также не обошел вниманием личность великого князя. У него есть роман-трилогия «Александр Невский», где он подробно прослеживает всю жизнь героя от детства до кончины и посмертной славы.

Известный писатель-фронтовик Борис Васильев (1924–2013), которого читатели больше знают по военной прозе, в конце жизни увлекся историей и написал ряд романов о русских князьях, в том числе и об Александре Невском.

Русский народ бережно хранит память о святом благоверном князе Александре. В 2008 году его имя было выбрано именем России, что говорит о широкой народной популярности этой личности. Не все современные историки дают однозначно положительную оценку деятельности Александра Невского, их взгляды порой диаметрально противоположны, особенно относительно его выбора в пользу Орды. Но в народной памяти и произведениях искусства Александр Невский остается героем, защитником Отечества, легендарной личностью и верным воином Христовым.

Ирина Языкова
17 февраля 2021 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00