![]()
Упростилось оформление права собственности на дома причта В новом году в правовом регулировании деятельности религиозных организаций произойдут серьезные изменения. Поправки внесены в Лесной и Налоговый кодексы, а также в ряд законов: о банках, об основах туристической деятельности, о регулировании в сфере собственности, земельных и имущественных отношений и др. Наиболее важные перемены в сфере юридических отношений Церкви и государства прокомментировала нашему журналу руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
17 февраля 2022 г. 13:00
На линии огня Летом риск пожара особенно высок. Справедливо это не только в отношении гражданских сооружений, но и монастырей, приходских храмов, любых церковных строений. Как снизить вероятность ЧП? Как правильно эксплуатировать свои объекты, чтобы инспекторы Госпожнадзора не выписывали штрафы общинам?
16 апреля 2019 г.
О формах и правилах господдержки НКО, относящихся к религиозным организациям В настоящее время в Юридическую службу Московской Патриархии поступают обращения из разных епархий, в которых содержится вопрос — могут ли церковные структуры, приходы или подворья считаться социально ориентированными организациями (НКО) согласно нормам действующего законодательства. И как следствие, пользоваться предусмотренных законом льготами в виде финансовой поддержки государства. Да, могут, и это право было законодательно закреплено в 2010 году. Что необходимо знать для получений такой государственной поддержки? PDF-версия.
27 января 2019 г. 16:21
Выпускники духовных семинарий и академий получат законодательное право на дополнительное профессиональное образование В Госдуме РФ в первом чтении принят законопроект, позволяющий выпускникам духовных образовательных организаций продолжить обучение в данных организациях по программам дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки), которой они лишены в настоящий момент.
19 июля 2018 г. 17:15
1 мая 2018 года вступит в силу закон о добровольцах 1 мая 2018 года вступает в силу закон о добровольчестве*. Этому событию была посвящена пресс-конференция в медиацентре «Российской газеты» на тему: «Новое в законодательстве и практике добровольчества (волонтерства) в России», на которой представители Госдумы РФ и молодежных центров добровольчества рассказали о новом в законодательстве и практике волонтерского движения в России.
27 апреля 2018 г. 12:34
В Госдуме подвели итоги взаимодействия органов законодательной власти государства и Церкви В рамках XXVI Рождественских чтений в Государственной Думе Федерального Собрания состоялся круглый стол «Религия и право: 20 лет Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях». Участники мероприятия подвели некоторые итоги взаимодействия органов законодательной власти государства с Русской Православной Церковью.
27 января 2018 г. 13:06
Игумения Ксения (Чернега): Наличие сведений о добровольцах в единой информационной системе не обязательно для предоставления государственной поддержки В Госдуме в третьем чтении принят закон о статусе волонтерских организаций (законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства»). В какой мере он важен для религиозных организаций, ЖМП рассказала руководитель Юридической службы Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега).
27 января 2018 г. 11:01
Преображение по-рузски В следующем месяце Рузское благочиние вступит в бессрочное владение храмом Преображения Господня в селе Нестерове, обещает районная администрация. Затянувшаяся история с передачей храма общине, превращенного в советские годы в общежитие, благодаря решительному вмешательству местных чиновников, наконец, подходит к концу.
7 октября 2015 г. 14:00
Чувства верующих или свобода искусства? Свобода совести и свобода слова в равной степени гарантированы Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Вопрос соотношения религиозных чувств и свободы творчества является чрезвычайно чувствительным и требует соблюдения принципов взаимного уважения и отказа от демонстративно провокационного поведения с обеих сторон. Каким же образом решаются мировоззренческие конфликты в рамках существующего правового поля в Европе?
8 июня 2015 г. 11:00
Гособвинение требует для «сахалинского стрелка» пожизненное заключение На Сахалине состоялось последнее, перед вынесением приговора, судебное заседание по делу Степана Комарова, который год назад в соборе Воскресения Христова г. Южно-Сахалинска убил двоих и ранил шесть человек. Руководитель группы государственных обвинителей Александр Жнакин заявил суду, что обвиняемый исключительно опасен для общества. Прокурор попросил суд назначить Комарову наказание в виде лишения свободы пожизненно с отбыванием в колонии особого режима.
26 марта 2015 г. 12:45
|
![]()
ЖМП № 5 май 2011 /
29 апреля 2011 г.
Христианофобия как феномен постхристианского мираНетерпимость и дискриминация по отношению к христианам могут выражаться не только в виде прямого физического насилия. Всё чаще нарушение прав христиан происходит в рамках существующих правовых систем. В Европе, культура которой основывается на христианских ценностях и традициях, христианство вытесняется из публичной сферы. Защита христианской идентичности Европы становится одной из форм борьбы с христианофобией.
Память о преследованиях христиан древнего и новейшего времени бережно хранится Церковью, а гонения будущих времен предсказаны и ожидаемы. Однако неотвратимость подобных гонений вовсе не означает, что христиане должны отказываться от борьбы за сохранение цивилизации, созданной на базисе их веры. Один из аспектов такой борьбы — деятельность, направленная на защиту прав христиан. Однако, чтобы она получила развитие, угроза правам христиан должна быть прежде всего признана. Термин «христианофобия» был введен в общественно-политический и научный оборот профессором права Нью-Йоркского университета Джозефом Вайлером в 2004 году(1), то есть позже, чем появилась на свет «исламофобия», и намного позже, чем «антисемитизм». Иудей по вероисповеданию, профессор Вайлер заговорил о христианофобии, когда Европейский парламент отклонил кандидатуру Рокко Буттильоне, практикующего консервативного католика, на пост комиссара Европейского союза. Буттильоне в рамках своей предвыборной кампании имел неосторожность заявить, что считает гомосексуализм грехом. Здесь стоит оговориться, что он не призывал к преследованию лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. И тем не менее этого было достаточно, чтобы сделать его нежеланным кандидатом в политкорректные ряды евробюрократии в глазах депутатов Европарламента, регулярно принимающих резолюции, поддерживающие права гомосексуалистов. Христианофобия как понятие включает в себя как нетерпимость в отношении христиан, так и их дискриминацию. Первое касается негативного стереотипирования христиан в социуме, вторая предполагает законодательные или правоприменительные акты, ущемляющие собственно права христиан. При определении этого понятия в целом применяется та же методология, что и в отношении «исламофобии» и «антисемитизма». Термин «христианофобия» получил некоторое международное признание. Так, на универсальном уровне он нашел отражение в ряде документов ООН, например в Итоговом документе Конференции по обзору Дурбанского процесса, который был принят в Женеве 24 апреля 2009 года(2). Встречается этот термин и в некоторых итоговых документах конференций, соорганизатором которых выступил Совет Европы (например, в Казанском плане действий, принятом в ходе Международного юношеского форума, проводившегося в Казани с 30 ноября по 4 декабря 2008 года(3), в Итоговом документе Бакинской молодежной инициативы, принятом в ходе конференции «Выходя за рамки религиозных различий», которая состоялась в Баку 5–8 ноября 2008 года, в Стамбульской декларации, принятой в ходе симпозиума «Межрелигиозный и межкультурный диалог в молодежной работе»(4), проходившего в Стамбуле с 27 по 31 марта 2007 года(5), и других). С другой стороны, в Белой книге по межкультурному диалогу(6), принятой Комитетом министров Совета Европы в 2008 году, этот термин отсутствует. ОБСЕ создала пост представителя по вопросам борьбы с расизмом, ксенофобией и дискриминацией, который занимается проблемами нетерпимости и дискриминации в отношении христиан и представителей других религий(7). Разумеется, практика выделения особо уязвимых социальных групп, меньшинств, не является безупречной с точки зрения национального и международного права. Опираясь на запрет дискриминации, группа людей, связанных любым признаком, может при благоприятном стечении политических обстоятельств доказать необходимость предоставления себе специального правового статуса. Мировое сообщество уже уделяет особое внимание расовым, этническим, религиозным, возрастным, сексуальным и иным меньшинствам. Зачастую кажется, что любой человек может отнести себя хоть к какому-нибудь меньшинству и бороться за свои права. В результате всего этого в обществе теряется представление о большинстве и его законных интересах. Христианские меньшинства в странах с нехристианским большинством очень часто становятся жертвами насилия и нетерпимости. Однако этой проблеме уделялось и уделяется мало публичного внимания. Как правило, защита любых меньшинств в мире обусловлена политическим интересом государств. Например, арабские государства на всех доступных политических площадках борются с проявлением исламофобии в отношении мусульманского меньшинства в западных странах. Антисемитизмом обеспокоен Израиль и еврейские общины мира. Христианские же общины, например на Ближнем Востоке, не представляют никакого интереса ни для одной мировой политической силы в первую очередь потому, что не могут быть использованы в качестве элемента приложения внешнего давления на местные политические режимы. Защита прав христианских меньшинств не обладает какой-либо спецификой по сравнению с другими меньшинствами. Однако, чтобы она была результативна, необходимо появление устойчивого интереса отдельных государств к данной проблеме. Скорее всего, подобный интерес возникнет, когда христианские меньшинства будут ориентироваться не на интеграцию в местное сообщество (как восточные христиане Ближнего Востока), а на внешние силы. Это вполне применимо к протестантским меньшинствам, которые появились в странах с нехристианским большинством в последние десятилетия. Не подкрепленное государственным интересом движение против христианофобии получило развитие и оформление в западных странах и является движением в защиту прав большинства. Именно в этом заключается феноменальность данного явления. На первый взгляд, говорить о борьбе с христианофобией в Европе и США — это всё равно, что бороться с исламофобией в Саудовской Аравии или антисемитизмом в Израиле. На деле христианское большинство чувствует себя не столь уж защищенным в колыбели собственной цивилизации — Европе. В последние годы создан ряд общественных институтов, которые занимаются мониторингом актов христианофобии, например Бюро по мониторингу нетерпимости и дискриминации в отношении христиан в Европе(8), Фонд «Alliance Defend»(9). Уместно рассмотреть ряд недавних происшествий, которые демонстрируют актуальность защиты прав христиан. Например, в феврале-марте текущего года зафиксированы следующие посягательства на права христиан. В Испании в одном из университетов Мадрида группа студентов в количестве 50 человек захватила католическую часовню в кампусе. Молодые люди выкрикивали антицерковные лозунги, девушки при этом разделись. В Великобритании суд постановил запретить родителям, осуждающим гомосексуализм, усыновлять детей. В Хорватии учительница католического катехизиса предстала перед судом за то, что на уроке назвала гомосексуализм болезнью(10). Актам христианофобии посвящен специальный доклад Бюро по мониторингу нетерпимости и дискриминации в отношении христиан в Европе под названием «Нетерпимость и дискриминация в отношении христиан в Европе в 2005–2010 годах», изданный в конце 2010 года(11). Самый поверхностный анализ этого документа позволяет сделать вывод, что большинство актов христианофобии являются результатом политической и законодательной поддержки меньшинств, которым в Европе уделяется повышенное внимание. Симптоматично, что даже Государственный департамент США в Докладе о реализации религиозной свободы в мире признал арест проповедника, назвавшего гомосексуализм грехом в проповеди на одной из улиц Лондона, примером нарушения религиозной свободы(12). Это говорит о том, что права меньшинств уже абсолютно доведены ad absurdum. Очередной попыткой найти баланс между правами большинства и меньшинства стало рассмотрение дела «Лаутси против Италии» в Европейском суде по правам человека. Как следует из материалов дела, заявительница посчитала нарушением своих прав размещение распятий в государственной школе Италии. В первой инстанции ЕСПЧ удовлетворил требование заявительницы (решение от 3 ноября 2009 года), однако в ходе рассмотрения дела в Большой палате, к которому в качестве третьей стороны присоединился ряд государств (Армения, Болгария, Кипр, Россия, Греция, Литва, Мальта, Сан-Марино, Монако и Румыния), суд не удовлетворил требований г-жи Лаутси, отменив первоначальное решение (18 марта 2011 года)(13). Разумеется, окончательное решение суда — в интересах прав христианского большинства. Однако аргументация этой правозащитной инстанции не дает слишком много поводов для оптимизма. Суд подтвердил свободу государственного усмотрения в религиозной сфере, которая остается достаточно широкой в силу отсутствия общеевропейского консенсуса по вопросу церковно-государственных отношений (например, государственные церкви в ряде европейских государств никто пока не отменял). Кроме того, судьи посчитали недоказанным факт христианской индоктринации детей Лаутси присутствием религиозного символа (распятия) на стене. Однако суд отказался от использования в мотивировочной части решения понятия большинства, его традиций и ценностей, к чему апеллировало правительство Италии. Это несколько двойственно. С одной стороны, суд посчитал себя вправе оценивать степень субъективизма мнения Лаутси относительно того, подвергаются ли ее дети религиозной индоктринации или нет, а с другой — отказался от признания очевидного конфликта с правами христианского большинства, которое встретило решение 2009 года протестными акциями. В этом приходится видеть нежелание признавать законные интересы большинства, что, конечно, находится в полном соответствии с последней практикой суда. Логике защиты прав меньшинств следует и резолюция Европейского парламента «О положении христиан в свете защиты свободы религии», принятая 20 января 2011 года(14). Упоминание христиан в документе института Европейского союза само по себе беспрецедентный случай, заслуживающий внимания. Однако необходимо заметить, что этот документ вызывает ряд вопросов. Например, в нем не упоминается термин «христианофобия», что свидетельствует о попытке вынести проблемы защиты прав христиан за пределы европейского континента. Не устанавливается в нем и связь между ухудшением в последнее время положения христиан на Ближнем Востоке и Северной Африке и ростом числа европейских и американских военных операций в этом регионе, а также потоком миссионеров, которые игнорируют межрелигиозный status quo. Авторитетность данного документа сильно нивелируется его происхождением из региона, где христианское большинство целенаправленно маргинализируется, как об этом говорится, например, в докладе «Маргинализация христиан» Христианского института (Великобритания), изданном в 2009 году(15). Чтобы борьба с христианофобией в Европе принесла плоды, необходима выработка концепции защиты прав большинства, которая определяла бы баланс его интересов с меньшинством. Из правоприменительной практики некоторые шаги в этом направлении были сделаны в рамках решения Европейского суда по правам человека по делу института «Отто Премингер против Австрии»(16). В решении по этому делу суд поддержал позицию властей Австрии, которые изъяли из проката антикатолический фильм. В частности, в его мотивировочной части подчеркивалось, что «суд не может игнорировать тот факт, что римско-католическая вера является религией подавляющего большинства тирольцев». В некоторой степени права большинства получили признание в решении ЕСПЧ по делу «Шар Шалом ве Цадик против Франции»(17), в котором право властей устанавливать исключительные отношения с доминантной иудейской религиозной общиной получило подтверждение. Однако указанных решений слишком мало, чтобы говорить о целенаправленном формировании подходов к учету прав большинства, тогда как это особенно необходимо в поликультурной Европе, где продвижение прав меньшинств в исключительном порядке уже вызывает объяснимый рост правого радикализма. А ведь игнорирование прав большинства столь же опасно для общественного благополучия, как и нарушение прав меньшинств. Сосуществование же отличающихся по этническим, религиозным и прочим признакам групп населения в едином публичном пространстве невозможно без общего базиса, который немыслимо найти внутри правовой системы, закрытой для ценностного вклада традиционных религиозных общин, а для Европы прежде всего — христианских Церквей. Вахтанг Кипшидзе,
Примечания: 1. http://www.intoleranceagainstchristians.eu/index.php?id=239. 2. http://www.un.org/russian/durbanreview2009/. 3. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Documents/2008_Kazan_Action_Plan_en.pdf. 4. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Training/Training_courses/2008_Baku_Youth_Initiative_en.pdf#xml=http://www.search.coe.int/texis/search/pdfhi.txt?query=christianophobia&pr=Internet_D2&prox=page&rorder=500&rprox=750&rdfreq=500&rwfreq=500&rlead=500&rdepth=250&sufs=1&order=r&mode=&opts=&cq=&sr=&id=4d2e95e47. 5. http://www.coe.int/t/dg4/youth/Source/Resources/Documents/2008_Istanbul_Declaration_en.pdf#xml=http://www.search.coe.int/texis/search/pdfhi.txt?query=christianophobia&pr=Internet_D2&prox=page&rorder=500&rprox=750&rdfreq=500&rwfreq=500&rlead=500&rdepth=250&sufs=1&order=r&mode=&opts=&cq=&sr=&id=4d2e9575d. 6. http://www.coe.int/t/dg4/intercultural/Source/Pub_White_Paper/White%20Paper_final_revised_EN.pdf. 7. http://www.osce.org/node/44357#3. 8. http://www.intoleranceagainstchristians.eu. 9. http://www.alliancedefensefund.org/#. 10. http://www.intoleranceagainstchristians.eu/index.php?id=573. 11. http://www.intoleranceagainstchristians.eu/fileadmin/user_upload/Five-Year_Report_Intolerance_against_Christians_in_Europe_-_online_version.pdf. 12. www.state.gov/g/drl/rls/irf/2010/. 13. http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/view.asp?action=html&documentId=883169&portal=hbkm&source=externalbydocnumber&table=F69A27FD8FB86142BF01C1166DEA398649. 14. http://www.europarl.europa.eu/sides/getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P7-TA-2011-0021+0+DOC+XML+V0//EN&language=EN. 15. http://www.christian.org.uk/wp-content/downloads/marginchristians.pdf. 16. Otto-Preminger-Institut v. Austria. http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/view.asp?item=1&portal=hbkm&action=html&highlight=Otto-Preminger-Institut%20|%20v.%20|%20Austria&sessionid=69366834&skin=hudoc-en. 17. Cha’are Shalom Ve Tsedek v. France. http://cmiskp.echr.coe.int/tkp197/view.asp?item=1&portal=hbkm&action=html&highlight=Cha%27are%20|%20Shalom%20|%20Ve%20|%20Tsedek%20|%20v.%20|%20France&sessionid=69366834&skin=hudoc-en.
29 апреля 2011 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|