iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Новоторжец
В 1667 году Патриархом Московским и всея Руси стал Иоасаф II. Это был человек преклонных лет, но, вопреки прогнозам недоброжелателей, ему удалось сделать немало. Патриарх много потрудился для того, чтобы установить мир и спокойствие в Церкви. Новую жизнь получило при Иоасафе II миссионерское служение на окраинах государства, он начал необходимые преобразования в богослужении, радел о соблюдении традиционного канона в иконописании, при нем активно развивалось книгоиздание, восстановилась традиция произнесения проповеди за богослужением. И пусть не все из задуманного удалось за пять лет его патриаршества, но поистине тот огонь любви к Православию, что горел в его сердце, смог воодушевить на новые свершения в Русской Православной Церкви многих людей. Каким был этот человек и чем запомнился своим современникам, «Журналу Московской Пат­риархии» рассказала петербургский историк Наталья Тарасова. PDF-версия.
8 февраля 2022 г. 17:00
Аналитика
Жировичский Успенский ставропигальный мужской монастырь
20 мая 2020 г. 09:34
версия для печати версия для печати

С Днем рождения, святая обитель!

Успенскому Жировичскому ставропигиальному мужскому монастырю 500 лет

Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сегодня сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировицкой иконы Божией Матери. Его история неразрывно связана с историей Беларуси. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь разделил вместе со своей паствой два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался.

В его стенах в разное время жили выдающиеся церковные деятели, подвижники благочестия и будущие новомученики: митрополит Иосиф (Семашко), священномученик Петр (Полянский), священномученик Гермоген (Долганов), преподобномученик Серафим (Шахмуть)2, митрополит Антоний (Мельников), схиархимандрит Иоанн (Маслов) и многие другие. Благодаря их молитвенному подвигу и смирению в обители никогда не прерывалось преемство монашеской традиции и духоносного старчества. Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. В начале 1990-х годов в обители возродилась Минская духовная семинария и была учреждена Минская духовная академия, подготовившие новые поколения белорусского духовенства. Отвечая на вызовы времени, монастырь занимается сегодня и социальной работой. Рядом с обителью, в деревне Сосновка, открыт реабилитационный центр для алко- и наркозависимых «Анастасис», а для занятий иппотерапией больным ДЦП детям обитель предоставляет лошадей из своего хозяйства.  

Сегодня Жировичский монастырь посещает до 50 тыс. паломников в год, не только из ближнего, но и дальнего зарубежья. Среди молящихся у лика Пречистой Девы, молебны Которой совершаются ежедневно, можно встретить даже представителей других конфессий. И побывав в этом уголке Белой Руси, в сердце сами собой рождаются слова благодарности Богу и Пресвятой Богородице за ту молитвенную радость и благодать, которую испытывает здесь душа. С 500-летним юбилеем, святая обитель!

История монастыря

Жировичский монастырь был основан вскоре после чудесного обретения в 1470 г. Жировичской иконы Пресвятой Богородицы, при храме, основаном видным государственным деятелем Великого Княжества Литовского Солтаном (в крещении Александром) Александровичем Жировичским.

Самое раннее упоминание о Жировичском монастыре связано с пожаром 1520 года, в котором сгорела его самая первая церковь. Как говорится в книге польско-литовского историка и католического богослова, иезуита Войцеха Кояловича «Вещи различные в положении церковном, в Великом княжестве Литовском обретающиеся», «монастырь тот весь с храмом был уничтожен огнем»1. Монастырь находился в имении видного государственного деятеля Великого княжества Литовского Александра Сóлтана. До современности дошло несколько богослужебных книг первого Жировичского храма: рукописная бумажная Псалтирь толковая блаженного Феодорита Кирского, переписанная по заказу Солтана во Владимире Волынском в 1471 году2, и Минеи, которые сегодня хранятся в архивах Литвы3 и России4.

Вплоть до начала XVII века православный Жировичский монастырь находился под покровительством семьи Солтанов. Затем в результате судебной махинации он был отнят у православных и около 1618 года передан униатским монахам-базилианам. Так на 200 лет монастырь оказался в собственности униатов. В это время уже были заключены Люблинская (1569 год, объединение Литвы с Польшей) и Брестская (1596 год, принятие православным духовенством католического вероучения и переход в подчинение Папе Римскому) унии и шло активное ополячивание и окатоличивание населения Белой Руси. В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. К 1820-м годам в среде высшего униатского духовенства сформировалась группа священнослужителей во главе со священником Иосифом Семашко, которые осознали необходимость своего возвращения в Православную Церковь. Идею поддержали в России на государственном уровне. Центром ее реализации стал Жировичский монастырь.

В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились с Православием, а семинария стала православной. В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище.

В 1896–1906 годах его смотрителем был будущий Местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Петр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915–1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотворная икона Жировицкой Божьей Матери и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель.

Обитель и ее насельники пережили и немецкую оккупацию 1941–1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси просиял преподобному́ченик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский (по официальной версии он внезапно скончался в тюрьме НКВД СССР от сердечной недостаточности). В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущевскими гонениями). Во второй половине ХХ века здесь нашли приют сестры закрытых Гродненского и Полоцкого женских монастырей. За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Ермоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию духоносного старчества. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году.

Чудотворная Жировицкая икона Пресвятой Богородицы пребывает в Успенском соборе, в первом ряду иконостаса, справа от Царских врат, где она доступна для поклонения верующим. Ежегодно, в праздник обретения Жировичской иконы – 20 мая по новому стилю, после праздничной Божественной литургии совершается крестный ход с иконой к Явленскому храму – месту Явления Пресвятой Богородицы после пожара первого храма и второго обретения чудотворной иконы. Камень, на котором в 1520 г. явилась Сама Пречистая Дева ныне является основание престола в Явленской церкви.

Священоархимандритом Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря является Митрополит Минский и Слуцкий Павел (Пономарев), Патриарший Экзарх всея Беларуси. По благословению священноархимандрита повседневная жизнь обители протекает под руководством наместника Архиепископа Новогрудского и Слонимского Гурия (Апалько).

19 мая, в канун празднования Жировичской иконы Божией Матери (1470), архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий возглавил праздничное Всенощное бдение в Успенском соборе Жировичского монастыря.

 

 

20 мая 2020 г. 09:34
Ключевые слова: Белоруссия, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00