iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Общество
ЦВ № 19 (463) октябрь 2011 /  14 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Право на социальное обеспечение. Православные юристы отстаивают интересы верующих, не принимающих паспорта РФ

Позиция граждан, отказывающихся по религиозным убеждениям от получения паспорта Российской Федерации, не является официальной позицией Русской Православной Церкви. Тем не менее Церковь выступила против дискриминации своих чад в социальных правах по причине их отказа по тем или иным причинам от использования цифровых технологий.

 Русская Православная Церковь на протяжении многих лет ставит вопрос о недопустимости дискриминации граждан в социальных и других правах по причине отказа от социальной карты, медицинских полисов и других документов с использованием идентификаторов личности, штрихового кодирования информации, микрочипов. Об этом сказано в заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года, посланиях Архиерейского Собора 2004 года Президенту РФ В.В. Путину и Президенту Украины Л.Д. Кучме, обращении Священного Синода Русской Православной Церкви к органам власти стран Содружества Независимых Государств и Балтии от 6 октября 2005 года, определении Освященного Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (пункт 54), в принятых тем же Собором «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» (пункт IV.7), письме Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла уполномоченному по правам человека в РФ В.П. Лукину от 28 июля 2009 года, разъяснении председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина по вопросу использования новых документов и технологий идентификации граждан от 6 июля 2010 года, докладе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года, определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (пункт 45).

Значительное число граждан по религиозным убеждениям отказывается от получения паспорта гражданина РФ и вынужденно проживает с паспортом гражданина СССР, со свидетельством, удостоверяющим тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии. Паспорт образца 1974 года является действительным документом, поскольку в соответствии с пунктом 3 указа Президента РФ от 13.03.1997 года № 232 окончательный срок действия паспорта гражданина СССР не установлен. Несмотря на это, проживающие с этим паспортом граждане лишены возможности получать по нему пенсии, пособия, медицинскую помощь. Данная категория граждан многие годы подвергается негласной дискриминации, о которой стали открыто говорить только в последние годы.

В связи с обращением ГУ УПФР в Краснохолмском районе Тверской области по вопросу назначения пенсий и других социальных выплат гражданам, отказывающимся по религиозным убеждениям от получения паспорта гражданина РФ, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин 9 июня 2011 года направил разъяснение. Это документ, в котором заявлена позиция Русской Православной Церкви по сложной с правовой и духовной точки зрения проблеме.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества напоминает, что в послании Архиерейского Собора РПЦ 2004 года к Президенту РФ говорится: «Учитывая опасения многих верующих граждан, Собор призывает государственную власть принять во внимание их озабоченность при разработке новых образцов основного документа гражданина России, который, как мы считаем, не должен содержать отметку о личном коде, а также какие-либо данные, неизвестные или непонятные владельцу документа. Необходимо приложить все усилия, чтобы развитие законодательства и административной практики в сфере идентификации граждан не ущемляло их вероисповедной и мировоззренческой свободы».

Давая оценку сложившейся ситуации, Церковь призывает объективно и беспристрастно рассмотреть аргументацию граждан, составляющих значительную часть населения, и напоминает чиновникам, что паспорт гражданина СССР является действующим документом, дающим основания для назначения человеку заслуженной пенсии и других выплат. Пенсионному ведомству также напоминается, что свидетельство, удостоверяющее тождественность личности гражданина с лицом, изображенным на фотографии, является одним из документов, удостоверяющих личность человека. Этот документ выдается нотариусом на основании Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (от 11 февраля 1993 года № 4462-I).

Надеюсь, что официальное разъяснение Русской Православной Церкви будет способствовать гражданам в защите их конституционного права жить в обществе в соответствии со своими религиозными убеждениями и правами на получение пенсий, пособий и других социальных выплат.

 

Справка

Конституция Российской Федерации

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека

IV.7. Гражданские и политические права.

…Частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия. В случаях, когда того требуют защита Отечества, сохранение нравственности, охрана здоровья, прав и законных интересов граждан, а также предотвращение либо раскрытие преступлений и осуществление правосудия, сбор сведений о человеке может совершаться без его согласия. Однако и в этих случаях получение и использование информации должно осуществляться сообразно заявленным целям и с соблюдением законности. Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею.

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви»

45. В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ.

14 декабря 2011 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00