Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
«Вышеестественный и равноангельский отец отцов» Жизнь великого учителя христианского подвижничества известна нам мало. Сам он скрывал свое происхождение. Святитель Димитрий Ростовский в житии преподобного Иоанна упоминает давнее предположение, что святой Иоанн — один из сыновей преподобного Ксенофонта (память 26 января ст. ст. / 8 февраля н. ст.) и Марии, но это невозможно проверить авторитетными источниками. И хронология жизни преподобного Иоанна не может быть точно установлена. PDF-версия.
11 апреля 2024 г. 13:30
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию. Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.
12 февраля 2024 г. 14:00
Открывая богатство и глубину смыслов Нового Завета Геофизик по первому образованию, будущий архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) после окончания университета несколько лет работал по специальности, участвовал в изучении околоземного космического пространства. В 1970 году он пришел в Церковь, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и стал выдающимся исследователем Нового Завета, талантливым преподавателем и наставником. О личности богослова, его литературном наследии и о том, как книги отца Ианнуария учат читателя глубже понимать Новый Завет, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Издательского отдела Тихвинской епархии, редактор книг профессора священник Артемий Корыхалов. PDF-версия.
5 августа 2023 г. 12:00
О Евхаристии в службе Великого Четвертка Службы Страстной седмицы слушаются с особенным вниманием. Но здесь есть и несомненные трудности. В эти святые дни церковная жизнь становится в высшей степени интенсивной. PDF-версия.
11 апреля 2023 г. 18:30
Первенство как политический институт Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек. Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
|
ЦВ № 11 (384) июнь 2008 /
11 июня 2008 г.
Священник Геннадий Егоров: Знание основ своей веры нужно всемНа сегодняшний день теология — востребованное направление в российской высшей школе, поскольку в гуманитарной сфере невозможно обойтись без богословских знаний. Между тем человек взрослый, семейный, работающий очень часто не имеет возможности получить дополнительное богословское образование. Сделать это, не меняя внешне свою жизнь и окружение, можно на факультете дополнительного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Речь идет об отделении интернет-обучения — так называемой дистанционной форме образования, гораздо более доступной и удобной, чем вечернее или заочное. В мае 2008 года состоялся первый выпуск дипломников, закончивших новое отделение. На вопросы корреспондента ЦВ отвечает декан факультета дополнительного образования ПСТГУ священник Геннадий Егоров. — Отец Геннадий, расскажите, когда возникла идея создания отделения интернет-обучения? Какой путь пришлось преодолеть от зарождения этой идеи до ее воплощения? — Идею эту пять лет назад нам предложил ректор одного московского вуза. Он же помог нам наладить систему, щедро поделился опытом работы. Милость Божия проявилась в том, что программа, применявшаяся в этом вузе, как нельзя лучше подошла именно для организации обучения по богословским предметам. Впрочем, поняли мы это отнюдь не сразу. Сначала ощупью, путем проб и ошибок, пришлось искать новый путь, одновременно преодолевая недоверие к «новшеству». — В чем отличие дистанционного обучения от привычного всем заочного? — В процессе заочного обучения учащийся учится сам, преподаватель время от времени снабжает его заданиями, а потом проверяет результаты его самоподготовки. Тем самым контакт преподавателя с учащимся сведен до минимума. Потому оно и заочное. Так же часто обстоят дела и с дистанционным обучением, если ограничиться заменой обычной почты на электронную. Мы решили исправить это положение и решительно увеличили объем общения преподавателя с учащимся, реализовав в Свято-Тихоновском университете собственный сетевой вариант дистанционного обучения. Теперь дистанционное обучение стало ближе к обучению на вечернем отделении. — На отделении интернет-обучения образовательный процесс идет по единственной программе, или у поступающих есть возможность выбора? — У нас есть разные программы. Есть, например, программа под названием «Основы православия», предназначенная для всех, кто хочет как-то упорядочить и расширить свои знания о православии. Этот курс ориентирован не на тех, кто только вчера пришел в Церковь, а, скорее, на тех, кто уже как-то начал врастать в церковную жизнь, прочитал некоторые книги. Такой человек теперь нуждается в систематизации своих знаний, ему требуется дать систему, на основании которой он дальше мог бы постигать православную традицию. И еще у нас есть большая программа профессиональной переподготовки «Теология», которая рассчитана на тех, кто собирается либо сам преподавать, либо заниматься миссионерской деятельностью. Также можно учиться на отдельных полу- и семестровых курсах по различным дисциплинам, причем не всегда богословским. Для примера назову курсы по русскому языку или систематической философии. — Расскажите подробнее о том, как проходит учеба. — Принципиально все происходит точно так же, как и в традиционном процессе обучения. Существует учебный план, состоящий из предметных модулей, которые рекомендуется изучать в определенном порядке. Каждый предмет подразумевает определенную содержательную часть, определенную логику его изучения, разбиения на темы и т.п. Все это тем или иным образом доводится до сведения учащегося. Он самостоятельно изучает учебный материал и затем под постоянным присмотром преподавателя выполняет необходимые задания, не только прорабатывая учебный материал, но и демонстрируя, как он им владеет. Мы стараемся разнообразить формы заданий: ответы на контрольные вопросы, обсуждения, доклады, составление глоссариев, тестирование по определенным темам. Следует заметить, что установлен достаточно жесткий график. Предметы изучаются не параллельно, а последовательно, один за другим, как бы методом «погружения». За счет этого учащийся в течение некоторого времени полностью сосредотачивается на изучаемом материале, а его работа над материалом постоянно корректируется преподавателем. Поэтому у нас практически не бывает двоечников и троечников — все результаты доводятся до того уровня, который является оптимальным для данного учащегося. — А как проходит сессия? — Сессии как таковой не бывает. Аттестация по каждому предмету проходит сразу после его завершения. По-разному — в зависимости от особенностей предмета. Некоторые экзамены сдают в режиме синхронной связи, или, как говорят пользователи Интернета, он-лайн. В этом случае преподаватель и учащийся одновременно присутствуют в виртуальном учебном «конференц-зале»: преподаватель прямо задает учащемуся достаточно несложные вопросы, а тот должен на них быстро отвечать. Либо экзамен проводится в виде итоговой письменной работы или тестирования. А иногда итоговая аттестация по дисциплине проставляется автоматически, на основании баллов, полученных по всем выполненным заданиям. Что касается выпускного экзамена, то, поскольку ПСТГУ — аккредитованный вуз и мы выдаем государственные дипломы, в соответствии с российским законодательством он должен проходить в очной форме, в вузе. То есть итоговый экзамен ничем не отличается от тех, что сдают у нас учащиеся на вечернем и заочном отделениях. Это устный экзамен, который предполагает несколько междисциплинарных вопросов разной сложности. Поскольку у нас учатся взрослые люди, у которых память уже не является основным познавательным инструментом, вопросы эти направлены, в основном, не на проверку памяти. Часть вопросов — на знание каких-то фактов, понятий и связей между ними, а часть — аналитического и проектного плана. То есть мы проверяем, насколько человек умеет пользоваться полученными знаниями. Кроме того, защищается квалификационная работа — либо по темам, которые мы предлагаем, либо связанная с той деятельностью, которой учащиеся непосредственно занимаются в своей жизни, и эти работы особенно интересны. — Каковы мотивы тех, кто поступает на отделение интернет-обучения? — Мотивы те же самые, что и у других наших учащихся. Одни приходят учиться «для себя», то есть упорядочить знания, которые были получены в результате самообразования, потому что рано или поздно в области богословия этот процесс заходит в некий тупик. Возникает много вопросов, на которые трудно самостоятельно найти ответы в книгах; либо в книгах высказываются различные мнения; либо рассудок требует жесткой логики там, где ее, по разным причинам, нет. Ведь для учебы нужна система и проверка правильности полученных знаний с помощью опытного преподавателя, которому обучающийся доверяет. Кроме того приходят учиться по послушанию. Например, человеку предстоит преподавать где-либо — в воскресной школе или в вузе, где создается теологическая кафедра. Или человек уже преподает какую-то гуманитарную дисциплину, но понимает, что без богословского осмысления эта гуманитарная дисциплина является ущербной, и ему требуется расширить свой образовательный горизонт, а заодно познакомиться с имеющимися методиками, учебными материалами. И поэтому он обращается к нам. Может возникнуть ситуация, когда человек поставлен, скажем так, в условия практической миссии, то есть это офицер, который отвечает за солдат, либо работник социальной службы, который постоянно общается с людьми, либо это юрист, либо врач. Богословское знание нужно любому православному человеку. — А как, скажем, юрист может применить эти знания в своей профессиональной деятельности? — Для юриста вообще очень полезно понять фундаментальные основания права и его фундаментальные ограничения; понять, откуда «вырастает» право и как оно соотносится с совестью; понять, что такое нравственный закон и как он соотносится с законами общества, то есть те вещи, без знания которых всё становится просто торговлей. — У вас уже есть выпускники? — В мае 2008 года на отделении интернет-обучения состоялся первый выпуск. На выпускном экзамене и защите слушатели проявили себя с самой лучшей стороны, ни в чем не уступив своим коллегам — вечерникам и заочникам. Двое выпускников приглашены на наш факультет в качестве преподавателей. — Как вы сами оцениваете результаты создания системы интернет-обучения? — Поскольку множество людей живет там, где нет иной возможности учиться, мы должны использовать преимущества новых технологий. Пока трудно говорить о результатах. Сейчас дистанционно у нас учатся около 200 человек. Могло бы быть больше, но довольно трудно подготовить квалифицированных преподавателей, и в этом, пожалуй, сейчас наше главное затруднение. Мне хочется подчеркнуть, что полученный нами опыт убеждает, что и с помощью интернет-образования удается вести полноценное обучение, готовить знающих людей, которые хотят и могут потрудиться на благо Церкви. Беседовала Наталья Зяблицына, пресс-служба ПСТГУ
11 июня 2008 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
Архимандрит Илия (Рейзмир) 25.05.1944 –09.01.2024 9 января на 80-м году жизни отошел ко Господу один из старейших насельников Троице-Сергиевой лавры архимандрит Илия (Рейзмир).
11 апреля 2024 г. 15:50
Архиепископ Анатолий (Кузнецов) 28.05.1930–26.01.2024 26 января 2024 года на 94-м году жизни преставился ко Господу старейший архиерей Русской Православной Церкви архиепископ Анатолий (Кузнецов).
11 апреля 2024 г. 15:40
Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний Предстоятель Ассирийской Церкви Востока Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III возглавляет эту древнюю кафедру всего два года и уже дважды посетил Россию. В ноябре 2023 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о награждении Католикоса «за большой вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, укрепление мира и согласия между народами» государственной наградой России — орденом Дружбы. О тесных связях русского и ассирийского народов, диалоге Русской Православной Церкви и Ассирийской Церкви Востока и целях своего служения Святейший Мар Ава рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
9 апреля 2024 г. 14:00
|