![]()
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
Наследие Альфреда Парланда Сегодня, 16 сентября 2019 года, исполняется 100 лет со дня кончины автора петербургского храма-памятника Воскресения Христова (Спас на Крови) Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) — выдающегося архитектора, преподавателя, мастера акварели, археолога. Парланд прожил удивительно яркую жизнь, реализовав себя в разных областях. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего были построены десятки зданий по всей Российской империи — в основном церкви в русском стиле, в которых он продолжил дело своего любимого учителя Давида Ивановича Гримма, основоположника этого направления в архитектуре. PDF-версия
16 сентября 2019 г. 14:59
|
![]()
22 августа 2014 г. 11:30
Ясный взгляд на куполаМОСКОВСКИЙ ЖИВОПИСЕЦ ДИАНА СУРЖИНА: «В СОЮЗЕ ХУДОЖНИКОВ НЕ СМОГЛИ ПОДОБРАТЬ СЕКЦИЮ ДЛЯ МОЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ» Рецепт качественной современной акварели от Дианы Суржиной: доверие к карандашу, блокноту и верной помощнице цифровой фотокамере густо замешать на любви к родной Москве. Добавить щедрую горсть исторической достоверности, ретроснимки использовать по вкусу. Не жалеть света и солнца и по мере возможности приправлять старинную технику рисунка компьютером и хорошим принтером. И, конечно, не забывать проверять алгеброй «Фотошопа» гармонию церковного зодчества. «В Союзе художников так и не смогли определить меня в какую-либо секцию, - посмеивается Диана Вадимовна на собственной персональной выставке «Купола Москвы» в столичном музее А.Н. Скрябина. – Использование векторного графического редактора для создания рисунков «от руки» в России прецедентов не имеет. Хотя за рубежом оно перестала быть диковинкой – впрочем, не так давно. Наверное, самое точное определение, которое корректно описывает эту технику – цифровая графика с акварельными эффектами. Звучит длинновато, но ничего лучше пока не придумали». Старая любовь не ржавеет Коренная москвичка, Суржина в историю архитектуры и церковного зодчества на всю жизнь влюбилась в старших классах. Пока училась на строительном факультете МИИТа, с такими же сверстниками-энтузиастами объездила, обошла, облазила больше сотни московских храмов, существовавших в первой половине 1980-х годов: и действовавших, и закрытых, и перепрофилированных, и полуразрушенных. «Мы каждый из них зафиксировали – сфотографировали и зарисовали, - вспоминает художница. – Центральный Дом туриста немного платил за эту работу: там разрабатывали перспективные туристические маршруты по старой Москве, и наши материалы в этом очень помогали». Потом была служба в реставрационных и в проектных мастерских. Старую любовь к акварели поддерживали задания по обследованию старых церковных зданий на основной работе. Новая жизнь началась девять лет назад, когда Суржина закончила Академию рынка труда по специальности «дизайн». «Это заведение занимается повышением квалификации с преподаванием современных знаний, - объясняет собеседница. – Естественно, базируются все это на хорошей компьютерной подготовке». Вооружившись новыми навыками, художница решилась сказать собственное слово в современной отечественной живописи. Требуется солнце При взгляде на работы Суржиной (небольшие, в основном формата А4 или А3) посетителя охватывает странное чувство. Как будто кто-то большой и мудрый с едва заметной усмешкой легким движением смахнул прилипший к фотообъективу кусочек полиэтилена, начисто протер оконное стекло, распахнул настежь рамы – и в комнату ворвался светлый весенний день... Вы же помните то прозрачное утро, когда, беззаботно болтая ножками, вы пили поданный родной бабушкой чай, и блюдце смешно играло с вами солнечным зайчиком?! Как она, в самом деле, это делает? Ведь это и не живопись (откуда в акварельном рисунке такие неправдоподобно фотографические четкие линии?!), но и не фотография. Конечно, если фотограф не воспользовался машиной времени, съездив на пару часов туда, где деревья были большими. «Это старинная техника акварели с тушью, только с использованием современных компьютерных технологий, - терпеливо растолковывает сам автор. – Сначала я беру карандаш, блокнот и фотоаппарат и кропотливо зарисовываю и фотографирую храм – общие виды, отдельные планы, детали и фрагменты. Такая кропотливая подготовительная процедура необходима восновном потому, что тот или иной фасад целиком зафиксировать невозможно: он или скрыт подходящей вплотную застройкой, или постоянно в строительных лесах. Единственное условие при работе с натурой – солнечный свет. А то вот в Медведкове, на ул. Хачатуряна, в 1998 году построили Никольский храм. Выбрали «уникальную» точку: солнце даже в самый ясный день светит туда только полчаса утром и столько же вечером... Возвращаюсь в мастерскую, в программе CorelDRAW собираю кусочки воедино. В «Фотошопе» обрабатываю заготовку при помощи инструментов цветокоррекции и рисования. Распечатываю ее на акварельный лист и перекрашиваю от руки: добавляю оттенки, тени, сочетания цветов и красок. Если уж совсем точно, используемые при этом краски называются пигментными. В отличие от классической акварели, при высыхании они становятся несмываемыми подобно темпере либо гуаши. Получается промежуточный оригинальный рисунок. Его снова сканирую и опять-таки в компьютерной программе довожу до совершенства, добиваясь чистоты линий. В финале результат еще раз распечатываем на акварельной бумаге». Разумеется, начать творить в этой технике Суржина рискнула не без повода. Таковым стал своевременный заказ коллег и хороших друзей-архитекторов на красочный путеводитель по московским храмам на немецком языке. При работе над ним удалось сделать промежуточные оригиналы и финальные файлы двух сотен столичных церквей. На выставке же «Купола Москвы» в большеформатных распечатках представлены полсотни работ. «Здесь я старалась максимально отразить разнообразие московской церковной архитекторы, - объясняет мастер. – Дать и новостройки (например, храмовый комплекс Армянской Апостольской Церкви по Трифоновской ул.), и древние каменные храмы (Спасский собор Андроникова монастыря), и старообрядческие (Никольский по Бутырскому валу)». Посмотреть незамыленным глазом Своеобычный технический алгоритм Суржиной дает редкую возможность ценителям московской старины взглянуть на давно известные храмовые здания с совершенно иного ракурса – как в переносном, мировоззренческом, так и в буквальном смысле. Например, помогает «демонтировать» строительный забор, окружающий уже два десятка лет отреставрированную Знаменскую церковь за Петровскими воротами (1-й Колобовский пер., 1), чтобы тот не мешал наслаждаться изяществом шатрового барочного узорочья. Или вовсе «отправить» другую Знаменскую церковь – на Шереметевом дворе, в нынешнем Романовом переулке – на полтора столетия назад, избавив ее от нагромождения соседней застройки прошлого века и поместив в антураж старомосковской усадьбы с щедрой зеленью, роскошно одетой дамой и дрожками с вышколенным кучером. Иногда вместо фантазии приходится подключать старинные фотоальбомы, справочники, путеводители и собственное знание московской истории. В этих случаях получается нечто вроде исторической реконструкции (впрочем, Диана Вадимовна тактично оставляет снесенные, отсутствующие ныне архитектурные компоненты в незакрашенной черно-белой графике). Такова разрушенная в 1930 году (под предлогом того, что она «уродует древнюю церковь») колокольня Трифоновского храма в Напрудном. «А вот храм Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, - демонстрирует художница здание с прозрачными прорисями барабанов, куполов и крестов пятиглавой массивной церкви и устремленной ввысь колокольни по Новослободской ул., 58. – Один архитектор долго уверял меня, что усеченным здание выглядело с самого начала – мол, зодчие стилизовали его под плоские европейские крыши. Ничего подобного! Но доказать это удалось лишь с помощью единственной фотографии в дореволюционном альбоме Найденова и еще одного редкого фотоснимка с сайта «Старая Москва». Кстати, бывшую монастырскую территорию университет «Станкин» использует под общежитие и учебные классы». В совершенно необычном виде предстает церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» при Старо-Екатерининской больнице (ныне больничный храм клиники МОНИКИ). В реальности (тоже без куполов, крестов и главок) он виден только пациентам палат второго этажа – и то частично. На акварели же мы можем лицезреть его, что называется, в нормальном виде, с законченными полными фасадами. Похожая история и с Зачатьевским монастырем. «Зимой, когда я его снимала, нужная мне точка была перегорожена старыми бараками, - вспоминает Суржина. – По пояс в снегу пришлось забираться на их крыши. Это одна из самых дорогих мне работ: здесь удалось едва ли не идеально передать сияние золотых куполов на зимнем морозе. Хотя при виде лихо прыгавшей с крыши в сугроб вместе с зарисовками и с фотоаппаратом женщины почтенного возраста, окружающим, наверное, было не по себе...» В целом же москвичи, побывавшие на выставке, к творческому поиску Дианы Суржиной относятся с пониманием и даже с благодарностью: она, судя по отзывам, помогает им увидеть, почувствовать и вдохнуть их настоящий родной город. «Вот буквально вчера одна из посетительниц вспоминала, как долгие годы прожила в коммуналке в трапезной братского корпуса при храме Троицы Живоначальной в Листах с печным отоплением. Рассказывала, что, когда ломали это помещение, в интерьерах обнаружился старый декор, заботливо обмазанный кем-то из жильцов мягкой глиной и поверх заштукатуренный». Мечта Дианы Суржиной – издать собственный полноформатный подробный путеводитель на русском языке. Диана Суржина – член Творческого союза профессиональных художников. Выставка «Купола Москвы» открыта до 24 августа в Мемориальном музее А.Н. Скрябина (Большой Николопесковский пер., 11). Вход свободный
22 августа 2014 г. 11:30
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Сергей Сергеевич Хоружий 05.10.1941 — 22.09.2020 22 сентября на 79-м году жизни отошел ко Господу выдающийся религиозный мыслитель, философ и математик Сергей Сергеевич Хоружий.
13 января 2021 г. 19:00
Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020 17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча».
13 января 2021 г. 18:50
|