iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Репортажи
Перенсесение святых мощей прп. Серафима Его Императорским Величеством Государем Императором и их Императорскими Высочествами Великими  Князьями из церкви свв. Зосимы и Савватия в Саровский Успенский собор 18 июля 1903 года. Хромолитография Е.И. Фесенко
4 октября 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Прославления святых в царствование последнего российского императора

Романовский юбилей в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» отметили оригинальной выставкой

В подмосковном Усове юбилей последней династии всероссийских самодержцев отметили не совсем обычным культурным событием. При содействии Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества в зале местного Православного просветительского центра развернули выставку «В память вечную будет праведник: великие прославления русских святых в царствование императора Николая II». Она полностью войдет в экспозицию XII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», запланированной в столичном Манеже с 4 по 8 ноября.

«Мы хотим воздать должное церковно-исторической памяти последней венценосной семьи Российской Империи, - говорит руководитель просветительских программ «Усова-Спасского» Андрей Миланович. – Ведь за весь предшествовавший Николаю II отрезок Синодального периода (без малого два столетия) канонизовано было лишь пятеро святых Русской Церкви. А c 1896 по 1916 годы прославлено семь общецерковных и несколько местночтимых святых. По инициативе императора и с его Высочайшего согласия в 1909 году Святейший Синод официально восстановил общецерковное почитание святой благоверной Анны Кашинской (+1368). Годом позднее мощи преподобной Евфросинии Полоцкой (+1173) были принесены из Киева и захоронены в родном городе княгини. Евфросиния, первая русская преподобная, к тому же первой из святых русских жен воплотила и раскрыла для других наших женщин путь святости преподобных как главный в делании Святой Руси. Всем этим событиям сопутствовали зафиксировавшие мощный духовный подъем в народе масштабные многолюдные крестные ходы. К примеру, на прославлении свт. Иоасафа Белгородского (+1754) в Белгороде в 1911 году собралось 300 тысяч человек».

На посвященном святителю Иоасафу стенде, кстати, представлен редчайший образ святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Цареградского и Лубенского чудотворца (+1654). Святых изображений предавшего Богу душу в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре (Полтавская губерния) восточного первоиерарха вообще не так много. А этот к тому же относится к малораспространенному типу «икона в иконе»: сам святой изображен здесь дважды. Со святителем Иоасафом икона связана посредством Лубенской обители: с 1737 по 1744 г.г. молодой игумен был настоятелем этого монастыря, успешно восстановил и обновил его храмы, после чего был возведен в сан архимандрита и стал наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры...

Иконография – изюминка этой выставки. Все иконы представлены частными коллекционерами, подавляющее их большинство написано около ста лет назад – к моменту канонизации или сразу после нее. Из частных собраний удалось подобрать и богатый иллюстративный материал периодической печати того времени – фоторепортажи, зарисовки и отчеты об официальных актах канонизации в журналах «Искры», «Нива», «Московский летописец», «Всемирное иллюстрированное обозрение». Народное почитание угодников Божиих красноречиво иллюстрируют дошедшие до нас выпускавшиеся к прославлениям огромными тиражами эмалевые образки и сувенирная церковная продукция тех лет – бутылочки для елея, для святой воды и для воды обычной, днепровской (очевидцы перенесения мощей преподобной Евфросинии утверждали, что православные пили воду из реки, считая ее освященной).

Но не все святые, к прославлению которых тогда прилагала силы императорская семья (и в первую очередь Великая княгиня Елизавета Федоровна), одинаково хорошо знакомы современному поколению церковных людей. Конечно, о святителе Феодосии Черниговском, не говоря уж о преподобном Серафиме Саровском или о священномученике Патриархе Гермогене, знают почти все. А вот священномученик Исидор Юрьевский (+1472) в России известен, наверное, меньшинству. И вряд ли дело в том, что святой пресвитер служил и претерпел мученическую кончину на территории современной Эстонии (кстати, орден в его честь – главная награда Эстонской Православной Церкви, которой в нашей стране удостоено лишь несколько человек). Многие ли из нас в подробностях могут изложить жития канонизованных в 1911 – 1916г.г. преподобного Ефросина Синозерского (+1612), святителей Питирима Тамбовского (+1698) и Иоанна Тобольского (+1716)? После расстрела царской семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга нашли восемь образов автора-составителя знаменитого «Илиотропиона» св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири – а сегодня, за три года до двойного юбилея (преставления и прославления) святителя, в Тобольске признают, что связанных с ним подлинных мемориальных предметов или святынь не сохранилось... И ниточка народной памяти подчас не прерывается благодаря отдельным энтузиастам, хранителям ценных реликвий прошлого. Так, диакон Казанского храма Устюжны (Вологодская епархия) Геннадий Казачинский специально привез на выставку бесценные исторические материалы о преподобном Ефросине.

Выставка в Усове скоро закроется. Но все ее стенды целиком можно будет увидеть в начале ноября в Центральном выставочном зале «Манеж». Более того, посетителей форума «Православная Русь» ждет приятный бонус. Если, конечно, так можно говорить об уникальном экспонате, только недавно попавшем в Россию — иконе священномученика Геромогена с позолоченным серебряным ковчегом-мощевиком. Как выяснили искусствоведы, эта святыня была выполнена на фирме «П.И. Оловянишникова сыновья» век назад к моменту прославления св. Патриарха Гермогена (скорее всего, по заказу Императорского Двора или Святейшего Синода, поскольку мощи только что прославленного святого могли преподноситься лишь на самом высоком уровне). Сейчас икона с мощами находится в частном собрании российского коллекционера, который пообещал продемонстрировать ее публике в Манеже.

Адрес Православного просветительского центра при Храме Спаса Нерукотворного Образа: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Усово, Рублево-Успенское шоссе, 101.

4 октября 2013 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00