Прославления святых в царствование последнего российского императора

4 октября 2013 г. 10:00

http://www.e-vestnik.ru/reports/usovo-proslavleniya_7366/

Дмитрий Анохин

Романовский юбилей в Православном просветительском центре «Усово-Спасское» отметили оригинальной выставкой

В подмосковном Усове юбилей последней династии всероссийских самодержцев отметили не совсем обычным культурным событием. При содействии Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества в зале местного Православного просветительского центра развернули выставку «В память вечную будет праведник: великие прославления русских святых в царствование императора Николая II». Она полностью войдет в экспозицию XII Церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь», запланированной в столичном Манеже с 4 по 8 ноября.

«Мы хотим воздать должное церковно-исторической памяти последней венценосной семьи Российской Империи, - говорит руководитель просветительских программ «Усова-Спасского» Андрей Миланович. – Ведь за весь предшествовавший Николаю II отрезок Синодального периода (без малого два столетия) канонизовано было лишь пятеро святых Русской Церкви. А c 1896 по 1916 годы прославлено семь общецерковных и несколько местночтимых святых. По инициативе императора и с его Высочайшего согласия в 1909 году Святейший Синод официально восстановил общецерковное почитание святой благоверной Анны Кашинской (+1368). Годом позднее мощи преподобной Евфросинии Полоцкой (+1173) были принесены из Киева и захоронены в родном городе княгини. Евфросиния, первая русская преподобная, к тому же первой из святых русских жен воплотила и раскрыла для других наших женщин путь святости преподобных как главный в делании Святой Руси. Всем этим событиям сопутствовали зафиксировавшие мощный духовный подъем в народе масштабные многолюдные крестные ходы. К примеру, на прославлении свт. Иоасафа Белгородского (+1754) в Белгороде в 1911 году собралось 300 тысяч человек».

На посвященном святителю Иоасафу стенде, кстати, представлен редчайший образ святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского, Цареградского и Лубенского чудотворца (+1654). Святых изображений предавшего Богу душу в Лубенском Спасо-Преображенском монастыре (Полтавская губерния) восточного первоиерарха вообще не так много. А этот к тому же относится к малораспространенному типу «икона в иконе»: сам святой изображен здесь дважды. Со святителем Иоасафом икона связана посредством Лубенской обители: с 1737 по 1744 г.г. молодой игумен был настоятелем этого монастыря, успешно восстановил и обновил его храмы, после чего был возведен в сан архимандрита и стал наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры...

Иконография – изюминка этой выставки. Все иконы представлены частными коллекционерами, подавляющее их большинство написано около ста лет назад – к моменту канонизации или сразу после нее. Из частных собраний удалось подобрать и богатый иллюстративный материал периодической печати того времени – фоторепортажи, зарисовки и отчеты об официальных актах канонизации в журналах «Искры», «Нива», «Московский летописец», «Всемирное иллюстрированное обозрение». Народное почитание угодников Божиих красноречиво иллюстрируют дошедшие до нас выпускавшиеся к прославлениям огромными тиражами эмалевые образки и сувенирная церковная продукция тех лет – бутылочки для елея, для святой воды и для воды обычной, днепровской (очевидцы перенесения мощей преподобной Евфросинии утверждали, что православные пили воду из реки, считая ее освященной).

Но не все святые, к прославлению которых тогда прилагала силы императорская семья (и в первую очередь Великая княгиня Елизавета Федоровна), одинаково хорошо знакомы современному поколению церковных людей. Конечно, о святителе Феодосии Черниговском, не говоря уж о преподобном Серафиме Саровском или о священномученике Патриархе Гермогене, знают почти все. А вот священномученик Исидор Юрьевский (+1472) в России известен, наверное, меньшинству. И вряд ли дело в том, что святой пресвитер служил и претерпел мученическую кончину на территории современной Эстонии (кстати, орден в его честь – главная награда Эстонской Православной Церкви, которой в нашей стране удостоено лишь несколько человек). Многие ли из нас в подробностях могут изложить жития канонизованных в 1911 – 1916г.г. преподобного Ефросина Синозерского (+1612), святителей Питирима Тамбовского (+1698) и Иоанна Тобольского (+1716)? После расстрела царской семьи в Ипатьевском доме Екатеринбурга нашли восемь образов автора-составителя знаменитого «Илиотропиона» св. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири – а сегодня, за три года до двойного юбилея (преставления и прославления) святителя, в Тобольске признают, что связанных с ним подлинных мемориальных предметов или святынь не сохранилось... И ниточка народной памяти подчас не прерывается благодаря отдельным энтузиастам, хранителям ценных реликвий прошлого. Так, диакон Казанского храма Устюжны (Вологодская епархия) Геннадий Казачинский специально привез на выставку бесценные исторические материалы о преподобном Ефросине.

Выставка в Усове скоро закроется. Но все ее стенды целиком можно будет увидеть в начале ноября в Центральном выставочном зале «Манеж». Более того, посетителей форума «Православная Русь» ждет приятный бонус. Если, конечно, так можно говорить об уникальном экспонате, только недавно попавшем в Россию — иконе священномученика Геромогена с позолоченным серебряным ковчегом-мощевиком. Как выяснили искусствоведы, эта святыня была выполнена на фирме «П.И. Оловянишникова сыновья» век назад к моменту прославления св. Патриарха Гермогена (скорее всего, по заказу Императорского Двора или Святейшего Синода, поскольку мощи только что прославленного святого могли преподноситься лишь на самом высоком уровне). Сейчас икона с мощами находится в частном собрании российского коллекционера, который пообещал продемонстрировать ее публике в Манеже.

Адрес Православного просветительского центра при Храме Спаса Нерукотворного Образа: Московская обл., Одинцовский р-н, с. Усово, Рублево-Успенское шоссе, 101.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011