iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Некрологи
ЖМП № 11 ноябрь 2011 /  22 декабря 2011 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Протоиерей Борис Присяжнюк (+ 01.09.2011)

1 сентября на 74-м году жизни скончался настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище города Москвы протоиерей Борис Присяжнюк.

Протоиерей Борис родился 15 июня 1938 года в городе Барановке Житомирской области в семье рабочего. Его дед был старостой и псаломщиком в храме села Жаберецы. Родители Илья и Акилина (впоследствии приняла монашество с именем Анастасия) были глубоко верующими благочестивыми людьми.

Во время войны Илья ушел на фронт и погиб. Немцы, которые заняли село, зажгли хату Присяжнюков, и сгорела младшая сестра протоиерея Бориса Надежда (впоследствии он долгие годы служил настоятелем в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище Москвы). В 1946 году мать с оставшимися детьми — Борисом и Галиной направилась на жительство в город Почаев. Но вторая сестренка протоиерея Бориса умерла от воспаления легких.

Мать помогала в монастыре, и братия отправила Бориса в школу, где он обучался вместе с будущим митрополитом Иовом (Тывонюком) и получил семилетнее образование. Духовное образование Борис получил в Почаевской лавре. Чтобы как-то прокормиться, молодой человек пас летом частных коров. Всей душой он тянулся к Церкви, и лаврский звонарь научил его церковному звону. Борис стал послушником-звонарем.

В 1957 году по рекомендации наместника Почаевской лавры архимандрита Севастиана (Пилипчука; впоследствии епископ Кировоградский; †1992) Борис поступил в 1-й класс Ленинградской духовной семинарии, которую окончил в 1961 году. В том же году по благословению ректора протоиерея Михаила Сперанского был повенчан с православной девицей Зинаидой Ершовой. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Елевферия (Воронцова; †1959) епископом Ладожским Алексием (Коноплевым, впоследствии митрополит Тверской; †1988) рукоположен в сан диакона. После рукоположения диакон Борис переехал в село Виноградово Мытищинского района Московской области, где его супруга работала во Владимирском храме.

30 июля 1961 года диакон Борис был рукоположен во иерея. Хиротонию совершил будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен (†1990), который тогда был архиепископом Тульским и Белевским. Священник Борис получил назначение в храм Успения Божией Матери села Шубина Подольского района Московской области. Затем служил в храмах в Павлове-Посаде и в Коломне.

В 1967 году был назначен в Москву в храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве. Затем служил в московских храмах Адриана и Наталии и Николо-Кузнецком. В 1990 году назначен настоятелем вновь переданного Церкви храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, что на Миусском кладбище Москвы. Эта церковь была закрыта в 1934 году. Настоятель протоиерей Борис получил руины когда-то прекрасного храма и благословение на его восстановление.

За 56 лет безжалостной эксплуатации церковь была сильно изуродована, колокольня снесена, купол полуразрушен и чем-то надстроен, по периметру надстройки тянулись толстые провода... За алтарной частью было возведено двухэтажное строение, соединенное с галереей.

Внутри храм оказался разделен на два этажа. Цокольную часть здания скрывали от посторонних глаз огромные груды строительного мусора... А ведь этот храм освящал когда-то святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.

С Божией помощью стараниями отца Бориса храм удалось восстановить: была построена колокольня, опять звонят, уже новые, колокола, расписан, позолочен иконостас, воссозданы все три престола — главный в честь мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии и боковые в честь иконы Божией Матери «Знамение» и в честь святителя Митрофана Воронежского. При храме действует воскресная школа, работает библиотека, восстанавливается богадельня.

Протоиерей Борис с любовью и благоговением совершал богослужения. Он и матушка Зинаида неотлучно находились при храме. Матушка отца Бориса до конца его дней была ему верной спутницей и помощницей. Она читала и пела на клиросе, помогала в храме. Вдвоем они вырастили троих детей. Сын Василий стал священником, настоятелем Спасского храма в городе Лобне Московской области. Он скончался в 2007 году в возрасте 45-ти лет. Остались две младшие дочери Ольга и Марина. Протоиерей Борис был скромным, не любил привлекать к себе внимания, всегда старался быть незаметным среди священников. Он мог часами слушать других. Но когда требовалось принять четкое решение, он твердо делал это, терпеливо выслушав сначала различные суждения.

Каждый год протоиерей Борис посещал дорогую его сердцу Почаевскую лавру, ездил туда со всей семьей на день своего ангела 6 августа (5 августа празднование иконы Божией Матери «Почаевской»).

15 июня он отметил 50-летний юбилей служения в священном сане и был удостоен высокой церковной награды — права служения с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни. Последнюю Божественную литургию протоиерей Борис совершил на Успение. 1 сентября его не стало.

Протоиерей Борис долгие годы страдал от сердечной недостаточности, перенес несколько инфарктов. В ночь на 31 августа с ним случился сильный сердечный приступ. Вызвали скорую, реанимацию, но всё было бесполезно: Господь принял своего верного служителя. Гроб с телом был доставлен в храм, где 3 сентября Преосвященный Тихон, епископ Подольский, возглавил Божественную литургию и отпевание. Вот строки из прощальной телеграммы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла:

«Со скорбью воспринял известие о кончине возродителя и долголетнего настоятеля храма святых Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище Москвы протоиерея Бориса Присяжнюка. Вечная ему память. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

Протоиерей Борис похоронен напротив алтаря храма, в котором служил настоятелем более двадцати лет.

Царствие ему Небесное и вечный покой.

22 декабря 2011 г. 01:00
Ключевые слова: духовенство
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00