iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Чудо по расписанию
Больше года в Ростове-на-Дону работает созданный под эгидой Донской митрополии Центр гуманитарной помощи. Помогающий сотням людей ежедневно и тысячам ежемесячно, он стал первой церковной организацией, где работе с украинскими беженцами придали системный характер. Затем эту эстафету подхватила соседняя Белгородская митрополия. Продолжением подобной практики стал организованный год назад Общецерковный центр приема беженцев и помощи им в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине (Москва). Нынешний год для ростовского и белгородского центров стал настоящей проверкой на прочность: эти точки стали узлами распределения гуманитарной помощи по благотворительному проекту, осуществленному по патриаршему благословению международной христианской организацией.
11 декабря 2015 г. 11:25
Новости
25 января 2012 г. 00:30
версия для печати версия для печати

В Церкви создадут координационный центр по организации работы с душевнобольными прихожанами

В рамках Рождественских чтений впервые состоялся «круглый стол» на тему «Душепопечение на приходах о прихожанах, страдающих психическими расстройствами и зависимостями».

Выступающие на секции перечислили ряд проблем, с которыми сегодня сталкивается прихожане, страдающие психическими расстройствами и обращающиеся за помощью к приходскому священству. Так, по словам ректора Православного гуманитарного института «Со-действие» Петра Кондратьева, большинство их не отличают душевную болезнь от проблем духовного порядка. Вместо того, чтобы идти к психиатру, они просят благословения на отчитку, ошибочно полагая, что это решит их проблемы с психическим нездоровьем. «Например, человек видит прямую связь между грехом и нарушением психики, которое в данный момент переживает, - говорит врач-психиатр Национального центра психического здоровья Ольга Щелокова. - И даже проводит прямую связь: шизофрения - следствие греха гордости. Хотя шизофрения имеет, прежде всего, биологическую природу, является телесным заболеванием».

А вот прямо противоположный случай. Астенический невроз возникает как следствие завышенных притязаний человека и ощущения неспособности их удовлетворить. Например, человек считает, что обязан стать успешным, занять высокое общественное и материальное положение. При этом он понимает, что не справляется с завышенными стандартами и у него возникает печальное самоукорение, что он недостаточно хорош, чтобы достигнуть завышенных требований. Он загоняет себя в тупик - это постоянное раздражение, истощение, у него возникает не проходящая усталость, нарушается сон, возникает тревога по необоснованным поводам. Здесь можно выявить очевидную связь между его состоянием и переоценкой своих возможностей, подогреваемой тщеславием и самомнением. Хотя связь и непрямая. Ведь тщеславие не всех приводит к неврозу.

 «Другая проблема в том, что есть немало психиатров, преимущественно получивших образование в советское время, которые убеждены, что вера в Бога - это так же форма психического расстройства», - продолжает Петр Кондратьев. А это препятствует установлению доверительных отношений между врачом и пациентом. Еще одна проблема – присутствие в нашем обществе такого явления как стигматизация. Оно выражается в настороженном и недоверчивом отношении окружающих людей к страдающим душевным недугом. Им трудно найти работу, с ними избегают общаться, они испытывают психологическое давление и притеснение родственников. В этих условиях храм становится последним прибежищем, где душевнобольные люди могут встретить внимание, сочувствие и человечное отношение.

 Конечно, чтобы общаться с этой категорией прихожан и уметь отличать духовный недуг от психического пастырям и социальным работникам на приходах нужна соответствующая подготовка. По этому поводу митрополит Сурожский Антоний как-то заметил, что сфера духа и сфера души так глубоко проникают друг в друга, что мы не всегда можем провести между ними границы. По мнению выступающих, 72 часа курса «пастырской психиатрии», который читается в ПСТГУ, в МДАиС явно недостаточно. В какой-то степени здесь может помочь «Настольная книга священнослужителя», где опубликована работа Дмитрия Мелихова, сформулировавшего курс пастырской психиатрии. В ней перечислены восемь пунктов, позволяющие до некоторой степени определить, что данного человека следует направить все-таки ко врачу.

 «Есть некие «якорные точки», на которые священник может опираться в постановке предварительного диагноза, - говорит Ольга Щелокова. - Например, такие критерии как состояние переоценки собственной личности, переоценки своих возможностей, легкомысленное отношение к жизни, бессмысленные траты денег, ощущения беспричинно бодрости и энергии, которые не проходят длительное время - могут быть расценены как грех гордости и самомнения. Но если человек говорит при этом, что ему в сутки хватает на сон всего 2-3 часов и он чувствует себя выспавшимся и отдохнувшим – это может подсказать, что здесь явные нарушения психики с определенным диагнозом, который надо лечить психиатрическими методами».

 Подводя итоги «круглого стола» в части помощи духовенству, его участниками было принято решение начать подготовку создания координационного центра, на базе которого будет аккумулироваться информация по теме душепопечения о страдающих психическими расстройствами прихожан и создаваться сообщество специалистов. Всех, кто хочет участвовать в этой работе, просят присылать свои предложения на адрес: artvuz@mail.ru

25 января 2012 г. 00:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59