iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Тактика лояльности и сопротивления: как будущий Патриарх Пимен управлял Костромской епархией
      Диссиденты-писатели и диссиденты-священники 1960 - 1970-х годов упрекали Церковь в лице Патриарха Пимена в молчании по поводу фактов гонения на религию в СССР. Но костромской период служения епископа Пимена свидетельствует об обратном, а именно о его бескомпромиссной позиции по отстаиванию интересов Церкви и духовенства. О его дипломатических, организаторских и человеческих достоинствах говорят документы Костромского областного государственного архива. В условиях жесткого контроля идеологических органов будущий Патриарх, будучи лояльным по отношению к государству, занял твердую позицию по ряду принципиальных вопросов, касающихся деятельности духовенства. Его требовательность по отношению к внутренней дисциплине и проповеднической миссии священнослужителей принесла свои плоды: религиозность населения в регионе возросла. Тактика, взятая на вооружение епископом в Костромской епархии, оправдала себя и на общецерковном уровне и создала предпосылки для возрождения Церкви в 1990-е годы. (Материал будет опубликован в майском номере (№5, 2020) "Журнала Московской Патриархии")  
5 мая 2020 г. 11:39
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Мы расширяем преподавание религиозных культур на 5–9-е классы средней школы»
Минувшей осенью Министерство просвещения России опубликовало для общественного обсуждения новую редакцию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Как следовало из текста проекта на федеральном портале «Нормативные правовые акты», из школьного курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) предполагалось исключить все четыре конфессиональных модуля, оставив лишь два — основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Как это соотносится с методической разработкой государственными органами целой новой предметной области основ духовно-нравственной культуры народов России, к чему готовиться родителям будущих четвероклассников и не пропадут ли втуне методические наработки по преподаванию основ православной культуры в средней школе, «Журнал Московской Патриархии» узнал у председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. PDF-версия.  
31 января 2020 г. 12:00
Новости
Фото из архива приюта "Нечаянная радость"
1 июня 2020 г. 09:50
версия для печати версия для печати

28 младенческих жизней сохранили в православном приюте "Нечаянная радость" Екатеринбурга

Сегодня в России отмечается Международный день защиты детей. Немалую роль в этом благородном деле играют и церковные кризисные центры для беременных женщин и матерей с детьми, созданные по всей стране. Так, за четыре с половиной года православный приют для помощи женщинам с детьми в кризисной ситуации «Нечаянная радость» в Екатеринбурге сохранил от аборта 28 младенческих жизней. Всего же за этот период здесь помогли 54 мамам (30% из них были беременны) и 81 ребенку, оказавшимся без жилья и средств к существованию. Примерно половина из них из Екатеринбурга и Свердловской области.

В масштабах страны это, конечно, немного. Но если учесть, что приют существует целиком на средства благотворителей и одновременно может предоставить кров только 7 женщинам и 9 детям (время пребывания от 3 до 6 месяцев, и год, если женщина беременна). В течение первой половины этого года приют «Нечаянная радость» 16-ти мамам и 22-м детям. Приют расположен на территории больницы, здесь же находится и храм вмч.Пантелеимона, который посещают его подопечные. Но покидая приют, мамы не остаются одни.

«Мы поддерживаем контакт с нашими подопечными и после того, как они которые уходят от нас, - рассказывает руководитель приюта Ирина Наврось. - Помогаем им продуктами, материально, необходимыми вещами. Например, в период пандемии многие мамы потеряли работу и сейчас, в основном, нуждаются в продуктах». Специально для них Ирина создала год назад в соцсетях группу для общения, где женщины обсуждают общие проблемы, делятся новостями, помогают друг другу (например, посидеть с детьми) и т. д. В этой группе пока 14 мам, но есть тенденции к росту.

«У нас две задачи - спасти жизнь нерожденного ребенка и сохранить детей в их родных семьях, - продолжает Ирина, - был даже случай, когда одна из наших подопечных, находясь в приюте, родила и вышла замуж».

Катя (имена изменены) приехала в приют беременной, но отец ребенка навестил ее только после родов. Его визиты быстро стали регулярными. В ходе общения с ним выяснилось, что есть ряд проблем, до решения которых Борис не хочет оформить с Катей супружеские отношения. «У него не было постоянной работы, не было своего жилья, его родственники Катю не принимали,- говорит Ирина. - Тем не менее мне и нашим психологам удалось убедить его заключить брак. Мы говорили ему: «Борис, чтобы у тебя все устроилось, с самого начала все должно быть построено правильно: нужно расписаться, взять на себя ответственность за семью, а потом все приложится». Молодые люди поженились, Боря нашел работу (причем у него даже был выбор), сначала снимали квартиру, а потом родители Бориса предложили переехать жить к ним.

По данным руководителя «Дома для мамы» православной службы помощи «Милосердие» Марии Студеникиной в России открыто 75 церковных кризисных центров и 209 гуманитарных центров для беременных женщин и матерей с детьми. В них оказывается социальная, психологическая, юридическая и материальная помощь, а также предоставляются возможность бесплатного временного проживания. Только в 2019 году при финансовой поддержке Русской Православной Церкви по всей стране были открыты 16 новых приютов для женщин в кризисной ситуации.

 

1 июня 2020 г. 09:50
Ключевые слова: социальное служение
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00