iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Плачьте с плачущими
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
30 мая 2022 г. 16:00
Таинства для людей, находящихся без сознания
Этим материалом ЖМП продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника.  Основой для этих статей служат публикации интернет-­портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели-священнослужители могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
5 мая 2022 г. 15:00
История
ЦВ № 10 (407) май 2009 /  28 мая 2009 г.
версия для печати версия для печати

Духовное наследие свт. Игнатия Брянчанинова и современность

Святитель Игнатий Брянчанинов широко почитается в Русской Православной Церкви, хотя канонизирован он был всего два десятилетия назад. Трудам святого была посвящена церковно-общественная конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова», которая прошла 14 мая в Москве.

Конференция, организованная Фондом апостола Андрея Первозванного, собрала самых разных участников: священнослужителей и прихожан, монашествующих, учащихся Московской духовной академии, специалистов в области святоотеческого наследия, людей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и трудами святителя Игнатия. Свое приветствие участникам и организаторам конференции направил Святейший Патриарх Кирилл.

С докладами выступили архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, потомок рода Брянчаниновых экономист Ольга Шафранова, протоиерей Максим Хижий. В центре внимания докладчиков были малоизвестные факты из жизни святителя Игнатия, поставленные им научные и богословские вопросы.

Доклад архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана «Учение святителя Игнатия о послушании в свете творений святых отцов» был посвящен одному из важнейших принципов христианской жизни — послушанию. Святитель Игнатий писал, что «послушание старцам, такое, как было в древних веках, сегодня невозможно». Архиепископ Максимилиан, соглашаясь со святителем, обосновывал его позицию опытом святых отцов (надо заметить, что именно эта часть учения святителя Игнатия часто оспаривается или неверно трактуется современными авторами). Докладчик убедительно показал, что сегодня, так же как при жизни свт. Игнатия, нет необходимых условий для послушания, описанного в древних патериках. Такими необходимыми условиями можно считать: наличие опытного духоносного старца, наличие ревностного послушника, наличие благоприятных внешних условий. Архиепископ Максимилиан показал, ссылаясь на мнение наших духовно авторитетных современников, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), архимандрит Кирилл (Павлов), святитель Феофан Затворник, что ни одно из этих условий в наше время не выполнимо. «Мы не имеем того, что имели древние подвижники, и это надо не отрицать, а принимать со смирением», — отметил он. Если же мы станем обманываться на этот счет, то неизбежно столкнемся с такими духовно опасными явлениями как младостарчество и лжестарчество, неверно понятое послушание, фанатизм. Все это может быть крайне губительно для души.

Но, тем не менее, другие формы послушания в наше время возможны, необходимы и спасительны. Одной из форм, «особенно приличествующей текущему времени», Игнатий Брянчанинов считал «жизнь по совету», когда христианин согласовывал сложные жизненные вопросы с духовно опытными благочестивыми людьми — священнослужителями, монашествующими или мирянами. Среди подвижников, пришедших ко спасению этим путем, такие великие святые как Антоний Великий, Василий Великий, Нил Сорский. Еще одной безусловно универсальной для любого времени формой послушания является соотнесение своей жизни с Божественным Писанием и Преданием.

Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, возглавляющий ныне кафедру, которую некогда занимал сам святитель Игнатий, в своем докладе обратился к его трудам «кавказского периода» и его опыту богословского ответа (словом и делом) на вызовы современной общественной жизни. Докладчик напомнил, что святитель Игнатий занимал Кавказскую кафедру в тревожное и неспокойное время, схожее с нашим. Тем не менее святитель Игнатий много сделал для того, чтобы христианство на Северном Кавказе, находившееся в упадке, вновь «обрело дыхание и жизнь». При этом он занимался не только внутрицерковными вопросами, но и принимал участие в общественной жизни, радел о просвещении народов Кавказа, откликался на «веяния времени» (например, одним из первых указал на опасность нигилизма, на двойственность западной философии). Как заметил архиепископ Феофан, Церкви можно и нужно уклоняться от политики, но уклоняться от участия в жизни общества она не должна. Многочисленные попечения святитель Игнатий сочетал с ревностным монашеским деланием. На основе собственного опыта во время служения на Кавказе он составил свой знаменитый труд «Приношение современному монашеству».

В докладе на тему «Благодарность современного монашества» архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что «святитель Игнатий привнес несомненное вдохновение в жизнь монашества и его времени, и нашей современности. Он опытно прошел путь от человека светского к влюбленности в святых отцов, в их путь». По словам архимандрита Тихона пример святителя Игнатия и сегодня «влечет человеческие души ко спасению и многих — к монашеству».
Темой доклада клирика Владимирской епархии протоиерея Максима Хижего были находящиеся в российских архивах и еще практически не изученные материалы жизни святителя. К числу таких находок можно отнести недавно найденные свидетельства о взаимоотношениях святителя с графом Д.Н. Шереметьевым, государственным деятелем и писателем А.С. Норовым и другими представителями московского дворянства.

Архивные материалы открыли то, что было неизвестно даже современникам — факт плачевного состояния знаменитой Сергиевой пустыни, наместником которой был будущий святитель, огромное число долгов, часть из которых лежала лично на Игнатии Брянчанинове. В связи с этими долгами он проходил по материалам III жандармского отделения как «неблагонадежный подданный». Эти обстоятельства побудили святителя Игнатия просить помощи у семейства Шереметьевых.
Также интересна история взаимоотношений святителя с известным русским писателем и путешественником Авраамием Норовым, собирателем манускриптов, книг и летописей (на базе его собрания впоследствии был создан Румянцевский музей, ставший основой Российской государственной библиотеки). Изучая собранные в экспедициях Авраамия Норова материалы, святитель Игнатий получал дополнительную информацию о наследии святых отцов, которую позже использовал в работе над своими сочинениями «Аскетические опыты» и «О Богоматери».

Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов описал и проанализировал учение святителя Игнатия о молитве, обратив особое внимание на наблюдения святителя об отличии православного опыта богообщения от протестантского и католического.
Архимандрит Алексий (Поликарпов) рассказал о заметках последнего старца Оптиной пустыни иеромонаха Никона (Беляева) на полях книги святителя Игнатия «Приношение современному монашеству», которые о. Никон сделал, читая книгу в советской тюрьме.
Участники конференции единодушно отметили удивительное совпадение исторической ситуации XIX века, в котором жил святитель Игнатий Брянчанинов, с нашим временем. Очевидно, что труды святителя еще долго не утратят свою актуальность для современных христиан.

 

28 мая 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00