В суете будней сохранить главное Во время Великого поста от священнослужителей и мирян требуется особое напряжение сил — как душевных, так и физических. Как, не забывая о делах повседневных, не впасть в суету, уделяя главное внимание Святой Четыредесятнице? О важных аспектах созидания приходской жизни в это спасительное время «Журнал Московской Патриархии» поговорил со священнослужителями. PDF-версия.
11 апреля 2022 г. 18:00
Если Господь — ведущий У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Невский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.
29 ноября 2021 г. 15:00
Просвети ум мой светом святого Евангелия Твоего Забота о развитии просветительского служения Церкви, включающего в себя катехизацию и религиозное образование, стала одной из основных первосвятительских задач Святейшего Патриарха Кирилла. В этом году исполняется десять лет с того момента, как Священным Синодом был утвержден документ о катехизическом служении в Русской Православной Церкви (журнал Священного Синода № 152 от 27 декабря 2011 года). Евангельские встречи на приходах, где люди совместно читают и изучают Священное Писание, лежат в основе современной катехизации. Какие могут быть формы этих встреч и чем должно быть наполнено их содержание, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 ноября 2021 г. 17:00
Карельский как родной Сегодня, когда продолжается вымирание сел и деревень, а вместе с ними из нашей жизни уходят культура и язык малых народов, находятся настойчиво этому сопротивляющиеся энтузиасты. В их числе и настоятель прихода Введения во Храм Пресвятой Богородицы Бежецкой епархии протоиерей Димитрий Лихачев, который вместе с неравнодушными людьми в селе Ко`злово Спировского района старается сохранить духовные и культурные ценности тверских карелов. Как ему удалось использовать гранты для восстановления собора, почему карельский язык многие годы был предан забвению, в чем особенности духовного окормления карелов и есть ли перспективы у этого села, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
16 ноября 2021 г. 16:00
Александро-Невский храм Ижевска: святыня города оружейников В 2023 году Александро-Невский собор города Ижевска отпразднует двухсотлетний юбилей. Брат-близнец уничтоженного большевиками кронштадтского Андреевского собора, он уцелел в безбожные годы, хотя был осквернен, разграблен и обезображен: большевики снесли купол и барабан под ним, а также часть колокольни. В храме продавали мороженое и «крутили» кино. Но, к счастью, по молитвам верующих ижевчан в 1990-х годах началось его восстановление. Подробности возрождения храма, как строится приходская жизнь и какие задачи планируется решить к юбилею, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 июня 2021 г. 17:30
Если хочешь — угостись На стойке в приходском кафе Александро-Невского храма Московского государственного университета международных отношений — грифельная доска с написанным мелом слоганом: «Если можешь — угости, если хочешь — угостись!» Рядом — ящик для пожертвований. Любой желающий может «подвесить» кофе или чашку чая с булочкой, неимущий или просто оказавшийся в кафе без денег прохожий — воспользоваться милостыней и подкрепиться. Ничего необычного, скажете вы: и в церковных, и вообще во многих общедоступных заведениях с общепитовскими функциями это давно стало обыденностью. И будете, в общем, правы. Но особая деликатность и ненавязчивое постоянство, с которыми принципы приходской солидарности здесь претворяются в жизнь, мгновенно улучшают настроение даже у человека, случайно зашедшего с улицы не в настроении. На Александро-Невском приходе подобный стиль общения универсален: здесь редко кто-то кого-то заставляет, при этом совокупность совместных дел, направленных на проповедь, миссию и социальное служение, исчисляется несколькими десятками. PDF-версия.
11 мая 2021 г. 13:00
В храме святого Ильи Пророка в Лемешево молитвенно отметили 25-летие возрождения приходской жизни 13 сентября, в храме святого Ильи Пророка в Лемешево (Подольское благочиние) епископ Видновский, викарий Московской (областной) епархии возглавил торжественное богослужение, приуроченное к двадцатипятилетию возрождения прихода.
13 сентября 2020 г. 20:26
На линии огня Летом риск пожара особенно высок. Справедливо это не только в отношении гражданских сооружений, но и монастырей, приходских храмов, любых церковных строений. Как снизить вероятность ЧП? Как правильно эксплуатировать свои объекты, чтобы инспекторы Госпожнадзора не выписывали штрафы общинам?
16 апреля 2019 г.
Священник Александр Волохань: Для человека важно молиться на родном языке Его не всегда можно застать дома, в Тронхейме. Половину месяца он проводит в поездках по Северной и Центральной Норвегии, спеша к своей пастве в разбросанные по стране православные общины. Используя все доступные виды транспорта, он несет людям слово Божье и радость соединения во Христе. Востребованность в богослужениях так высока, что его прихожане порой приезжают на службу, преодолев 300-400 километров. Каковы особенности служения в Норвегии, где совершаются службы при дефиците православных храмов, какое место в жизни прихожан-норвежцев занимает православная вера, настоятель прихода преподобной княгини Анны Новгородской священник Александр Волохань рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
18 марта 2019 г. 16:07
Небесная покровительница Петербурга Петербуржцы называют несколько небесных покровителей своего города. Но блаженную Ксению они выделяют особо, именуя ее «небесным губернатором» Петербурга. Ее могила на Смоленском кладбище — одна из главных святынь Северной столицы. 6 июня исполнилось 30 лет, как блаженная Ксения была прославлена Русской Церковью как блаженная. PDF-версия.
6 февраля 2019 г. 13:45
|
ЦВ № 3-4 (449) февраль 2011 /
2 марта 2011 г.
О практике оглашенияДоклад епископа Саратовского и Вольского Лонгина на XIX Международных Рождественских чтениях о практическом опыте епархии в деле катехизации оглашенных и новообращенных православных христиан стал одним из самых интересных и значимых документов образовательного форума. Своими мыслями об этой непростой области церковного служения, а также о том, как удается наладить миссионерскую и катехизаторскую работу на приходах Саратовской епархии, владыка поделился с читателями «Церковного вестника».
Служение мирян в Церкви с древности было очень активным и разнообразным. Да и сегодня оно очень развито в традиционно православных странах, например Греции и Румынии, где выпускники духовных школ часто не принимают священный сан, а трудятся при храмах или в школах, университетах на должности преподавателей духовных дисциплин. В России в течение многих десятилетий богоборческой власти служение мирян в Церкви искоренялось и было практически уничтожено. Мы предпринимаем только первые шаги по возрождению этого явления, и, безусловно, это очень важно. В то же время практика показывает, что в деле катехизации надеяться исключительно на работу мирян было бы неправильным. Почему? Во-первых, христианство передается другдругоприимательно, есть такое хорошее славянское слово, очень объемное по своему смыслу. Христианской жизни нужно не просто учить — важно показать ее своим примером. И роль священника здесь основная. Да, у священника должны быть помощники-миряне: они могут встретить человека в храме, что-то подсказать ему, посоветовать какую-то литературу, то есть сделать значительную часть необходимой работы. Но все-таки потом привести к священнику — так, чтобы состоялась не просто встреча, а установление глубокого личного контакта. И опять-таки опыт всей Церкви говорит о том, что такой контакт может возникнуть только на исповеди. Как говорил один известный московский духовник, именно на исповеди происходит «таинство усыновления», без которого невозможно настоящее вхождение человека в Церковь. Сегодня мы пытаемся в какой-то мере возродить древнюю традицию оглашения, но в древности, согласно церковным установлениям, крещению взрослых людей обязательно предшествовала исповедь. Конечно, мы верим в то, что крещение омывает прежде бывшие грехи, но если человек не осознал какие-то свои поступки, привычки — то, что является частью его привычного образа жизни, — как греховные, скорее всего, он вернется к ним и после крещения. Именно поэтому мы считаем, что крещению обязательно должны предшествовать не только занятия по вероучению или беседы с разъяснением основных христианских истин, но и осмысленная, сознательная исповедь во всем, чем отяготил человек свою совесть до этого момента. Тогда-то и приходит понимание: что должно остаться в прошлом, к чему человек уже не должен возвращаться. Если беседы — это в каком-то смысле теория, то исповедь уже практика, начало собственного пути человека к Богу. Исповедь перед крещением мы называем исповедальной беседой только потому, что после нее не читается разрешительная молитва — отпущение грехов происходит во время совершения таинства крещения. Других отличий от исповеди практически нет, кроме того, что для нее назначается специальное время и священник старается уделить исповедующемуся особое внимание как новоначальному. Необходимо помнить еще вот о чем: христианство — это религия, которой необходимо учиться. Вспомним слова святителя Филарета Московского о том, что не случайно Спаситель именует своих апостолов учениками. Главное препятствие катехизической деятельности сегодня состоит в том, что в нашем обществе с каждым годом увеличивается количество людей, которым просто ничего не надо: культура общения и простого человеческого общежития практически разрушена, уровень высшего образования во много раз ниже того, который существовал в нашей стране в советскую эпоху, школьное образование в районах и на селе держится на последних энтузиастах. Да и в городах сейчас не редкость выпускник средней школы, который не прочитал ни одной серьезной книги. Нежелание трудиться над собой и очень низкий культурный уровень стали отличительными признаками сегодняшних россиян, и для них язык евангельского благовестия становится слишком сложным. Ведь сокровищница нашей Церкви вобрала в себя за века очень многие достижения философии, искусства, культуры. Чтобы разобраться в этом, нужны интеллектуальные усилия, определенный уровень образования. Еще в 20-е годы прошлого века известный духовник и проповедник протоиерей Валентин Свенцицкий констатировал, что христианство становится городской религией, оно слишком сложно для людей с низким уровнем общей образованности. Но в этом отношении сегодня город уже мало чем отличается от деревни. Поэтому еще одна важнейшая наша проблема (которая, впрочем, характерна для всех епархий) — острая нехватка кадров как духовенства, так и мирян, желающих трудиться в Церкви. У нас в епархии действуют катехизаторские курсы для мирян, есть актив при молодежном православном обществе. Их опыт можно назвать удачным, но пока очень рано говорить о сложившейся системе широкой подготовки к катехизической деятельности на приходах, и считать, что мы быстро, в течение двух-трех лет, справимся с этой проблемой, было бы, конечно же, утопией. Все те усилия, которые предпринимаются сегодня в нашей Церкви — по подготовке к таинствам наших прихожан, развитию системы духовного образования для мирян, желающих послужить Церкви, — должны стать более активными, обязательными и системными. При этом нельзя противопоставлять служение духовенства и мирян в трудах по катехизации и оглашению, ведь здесь и мы, люди, и Господь действуем сообща.
Воцерковление человека во многом зависит от того, что он увидит в храме: почувствует ли, что «теория» христианской жизни на этом приходе не расходится с «практикой». Вопрос в том, куда мы приведем новообращенного. Если в храме благоговейно совершается богослужение, есть дружная община, сплоченная вокруг Божественной литургии и таинств, объединенная совместными делами, в том числе делами милосердия и благотворительности, то есть если человек сможет увидеть церковную жизнь во всей ее полноте, он с гораздо большей долей вероятности останется в этом храме. Если нет — его ничто не задержит в Церкви, даже если он прослушал цикл прекрасных лекций. И, конечно, главное, что необходимо, — искреннее, заинтересованное участие священника в трудах по катехизации оглашенных, его доброе внимание ко всем приходящим людям. Многие батюшки, прослужившие на приходе не один год, отмечают, что совершение крещения над людьми, не подготовленными к таинству, не понимающими его сути, оставляет боль в душе священника. Напротив, опыт живого общения, возможность видеть, как всеваются в душу человека семена слова Божия, а затем причащаться с ними от одной чаши дают внутреннее удовлетворение от проделанной работы. Радость, которую испытывает священник от таких трудов, с избытком покрывает трудности, которые неизбежны в его служении при увеличении его нагрузки... ...Я уже говорил, что значительную помощь в организации систематической работы на приходах по подготовке людей к таинствам нам оказали подробные инструкции Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Но было в них и то, с чем мы не смогли согласиться, в частности предложение об установлении двухмесячного испытательного срока перед таинством венчания и подачи предварительного заявления по образцу того, которое подается в органы ЗАГСа. Мы должны учитывать, что наш народ страшно устал от всякого рода формальностей. Практически любое дело в нашей стране, в том числе и вступление в брак, и так связано с оформлением огромного количества документов и хождением по инстанциям. И если в Церкви они видят хотя бы подобие того же формализма, они просто «взрываются», разочаровываются и уходят. Конечно, священнику нужно проводить беседы с людьми, желающими венчаться (кстати, сегодня их очень немного), нужно объяснять им, что такое христианский брак и что такое таинство венчания, что это не просто красивый обряд, на который можно прийти в перерыве между застольями. Но двухмесячный испытательный срок, на мой взгляд, уже «бремена неудобоносимые»... ...И к нам в епархию, и в Патриархию поступило несколько жалоб на духовенство, связанных с новой практикой. Так, по-видимому, прямо и четко воспринял разговор со священником офицер запаса, который направил в Патриархию письмо следующего содержания: «Намеревались крестить ребенка в эту субботу, священник не отказал, но сказал, что на территории Саратовской области действует новый порядок по допуску к обряду крещения, который подразумевает для крестных родителей четыре причащения в год, четыре исповедания, знание наизусть не менее 15 молитв со сдачей письменного экзамена и необязательное, но добровольное пожертвование на нужды храма. С его слов, пока эти условия не будут выполнены, крестные родители не могут быть допущены к крещению ребенка». Или вот еще письмо: «Мы в воскресенье хотели покрестить младенца, но нам отказали. Сказали, что крещение младенца без причащения и исповедания родителей, а также без их участия в делах данной церкви — это крещение на смерть». Настоятели храмов, о которых идет речь в этих письмах, утверждали, что некоторые слова ими не произносились вовсе, а что-то было вырвано из контекста или неправильно понято. И всё же я всегда прошу духовенство помнить о том, что когда нас понимают, как нам кажется, неверно, возможно, виной тому жесткий, учительный тон священника. А вместе с теми «дополнительными сведениями», которые пришедший в храм человек получает из уст наших свечниц, информация и в самом деле принимает в сознании людей, пока далеких от Церкви, совершенно искаженное содержание.
2 марта 2011 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|