iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»
В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия.    
5 января 2024 г. 15:00
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Церковь
ЦВ № 12 (409) июнь 2009 /  26 июня 2009 г.
версия для печати версия для печати

Монастырь в городе: крест или служение?

Монастырь и мегаполис — кажется, понятия несовместимые. Первый ассоциируется с тишиной, размеренным ритмом жизни, уединением, молитвой. Второй — с шумом, спешкой, суетой. Однако в наши дни в крупных городах возрождаются монастыри, и они неизбежно включаются в городскую жизнь. Как монастырь может участвовать в жизни мегаполиса, не нарушая при этом своего внутреннего распорядка? В каких формах допустимо сотрудничество между мирянами и монахами? Что дает город монастырю и монастырь — городу? В одном из крупнейших городских обителей России — Ново-Тихвинском женском монастыре, расположенном в Екатеринбурге, знают ответы на эти вопросы. В 2009 году монастырь отмечает 15 лет со дня возрождения.

Монастырская территория отделена от шумного городского проспекта лишь каменной стеной, но стоит сделать несколько шагов за нее — и словно попадаешь в иной мир, в котором тебя окружают тишина и покой. Впрочем, через некоторое время замечаешь, что жизнь здесь кипит почти как на покинутом проспекте, только с каким-то иным содержанием и в другом, размеренном ритме. Ново-Тихвинская обитель — в полном смысле городской монастырь.

Существует мнение, что монастыри, как хранители древних традиций, неохотно используют различные технические новшества. Поэтому многие люди удивляются, когда видят в современных монастырях компьютеры или какое-либо высокотехнологичное оборудование. Однако на самом деле большинство монахов смотрят на технический прогресс спокойно и практично: да, не стоит придавать развитию цивилизации слишком большого значения, не нужно считать, что в этом цель человечества, но если какие-то технические достижения могут послужить благу Церкви, то зачем их чураться? Эти достижения сами по себе не хороши и не плохи, все зависит от того, с какой целью их использовать. Так относятся к техническим нововведениям и в Ново-Тихвинском монастыре. Практически на всех направлениях деятельности обители используются новые технологии. Например, сестры вышивают иконы на самых современных машинах с компьютерным программированием. Изучают древнегреческий и новогреческий языки в режиме on-line. Даже на певческом послушании проходят виртуальные уроки древне-византийского пения: профессор из Фессалоник, не покидая родного города, делится секретами своего искусства, при этом сестры видят своего педагога на огромном экране и могут повторять за ним витиеватые мотивы. Впрочем, если какой-то старая технология дает лучшие результаты, чем новая, то сестры предпочитают ее. Например, в иконописной мастерской не используются современные краски: как в незапамятные времена, сестры перетирают минералы сами.

Чтобы успевать следить за развитием того или иного церковного искусства, насельницы обители ездят на различные выставки, конференции и семинары. Иконописцы за последние несколько лет побывали в городах Золотого кольца России, в Стамбуле, Греции, Сербии, а недавно посетили международную выставку шедевров византийской иконописи в Лондоне. Все это, конечно, не ради любопытства. В Ново-Тихвинском монастыре возрождают древнее церковное искусство — каноническую иконопись.

«Поскольку традиции такой иконописи в России почти утеряны, то постоянно приходится куда-то выезжать, обращаться к профессионалам, много учиться, — рассказывает руководитель иконописной мастерской инокиня Девора. — Поэтому развивать церковные искусства удобнее в большом городе».
Итак, город дает монастырю многое: возможность развивать церковные искусства, перенимать профессиональный опыт. А что дает городу монастырь? Возможность приобщиться к красоте православия. Это и есть главная цель монастыря, в этом и состоит его служение людям.

Верующие люди всегда старались побывать в монастырях, чтобы впитать в себя молитвенный дух обители, получить духовный совет, слово утешения, отдохнуть душой. Но не у всех есть возможность поехать в паломничество. Да и духовные нужды у человека возникают постоянно, а не только во время отпуска. Поэтому если в городе есть монастырь, то он обязательно является для горожан источником духовной помощи и поддержки.

«Бывали случаи, — рассказывает монахиня Марфа, старшая среди сестер, несущих послушание в монастырском магазине, — когда люди приходят в монастырь в некотором смятении из-за множества жизненных проблем или же из-за того, что их сердца коснулась живая вера, а как верить, что делать — они не знают. Мы всегда стараемся каждого выслушать, подобрать литературу, подходящую для духовного возраста человека. И бывает радостно, когда человек, прочитав книгу, приходит и говорит, что он нашел ответы на какие-то свои вопросы, что ему стало легче. Особенно утешительно, когда он приходит к вере, начинает жить полноценной духовной жизнью».

Социальное служение — еще одна необходимая функция городского монашества. При Ново-Тихвинском монастыре созданы Высшие миссионерские курсы, дающие богословское и гуманитарное образование, общество «Трезвение», помогающее людям избавиться от алкогольной зависимости, приют для девочек, благотворительная столовая для бедных. Этими организациями руководят миряне, особо близкие обители люди.

Рассказывает руководитель Высших миссионерских курсов, доктор филологических наук Наталья Дьячкова: «Я считаю очень важным тот факт, что курсы созданы и действуют именно при монастыре. Известно, что монахи любили селиться в отдаленных уединенных местах, вдали от больших и шумных городов, так что можно сказать, что русское монашество все время осваивало новые земли. Но вот что удивительно, в каком бы глухом, заброшенном, диком месте ни возникал монастырь, он в скором времени становился центром культурной и духовной жизни в округе на многие сотни верст. При монастырях открывались школы, в монастырях духовно просвещались тысячи людей. Выдающиеся писатели, ученые ездили к монахам, чтобы получить ответы на свои вопросы, и эти ответы они не смогли бы прочитать ни в одной энциклопедии. Монастыри содействовали распространению христианства. И сегодня монастырь, находящийся посреди большого города, по необходимости должен стать духовным центром, если, конечно, его насельники сами имеют правильные взгляды и им есть чем поделиться с людьми».

«Монашеское уединение состоит не в том, чтобы совершенно не соприкасаться с миром, не общаться с мирянами и так далее, — считает настоятельница монастыря игумения Домника. — Важно создать особый, размеренный строй жизни внутри самой обители — чтобы большая часть времени сестер была посвящена главным монашеским деланиям, чтению и молитве, и все занятия были нацелены на угождение Богу. Когда создан такой строй жизни, обитель может находиться в городе, в деревне или в пустыне — монашество в ней будет процветать. Но в городе монастырь призван к особой миссии — показывать образец христианской жизни посреди мира, говорить о красоте православной веры. Эта проповедь может быть безмолвной и выражаться в благолепии храмов, в церковном пении и других искусствах, в самом образе жизни монашествующих, их поведении».

Многие из древних монастырей находились в крупных городах, и монашество в этих обителях действительно процветало. Что помогало этим монахам сохранять свое монашеское устроение? Что привлекало в эти обители мирян, жаждущих успокоения души?
Вспоминается один эпизод из жизнеописания схиархимандрита Иоанна (Маслова). Как-то одна духовная дочь попросила у него благословения поехать на Рождество в деревню. «А зачем тебе?» — «Батюшка, там тихо». Посмотрев на нее, отец Иоанн сказал: «В себя углубляйся, там великая тишина».
Вот эта тишина, мир, чистая радость о Господе и есть то сокровище, которое хранит монаха посреди самого шумного города и за которым в монастыри приходят горожане.

 

Екатерина Белова
26 июня 2009 г.
Ключевые слова: монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Призываемый Богом (Евр. 5, 4)
«Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала заключается в том, что приводится палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не всегда совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат материалы интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между пастырями. PDF-версия.
30 января 2024 г. 13:00