выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Михаил Ефимович Губонин — верный свидетель церковной истории ХХ века
В 2025 году Русская Православная Церковь будет отмечать 100-летие блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Его первосвятительское служение пришлось на самое начало кровавых гонений, воздвигнутых безбожной властью на Церковь. Враги Христовы всеми силами стремились засекретить или уничтожить документальные свидетельства как своих беззаконий, так и мужества защитников веры. Кому же было суждено противостоять этому? История знает самоотверженных тружеников, которые втайне, настойчиво и непреклонно совершали свой подвиг служения правде, не дожидаясь понуждения и не имея гарантий, что их усилия не пропадут. Таким был Михаил Ефимович Губонин, собравший огромный корпус документальных материалов, касающихся эпохи святителя Тихона. Его первый архив был изъят органами госбезопасности, но он не убоялся и смело продолжил работу, заложившую документальную основу для современных исследований по истории Русской Православной Церкви. О человеке, дело которого устояло (см. 1 Кор. 3, 14), рассказывает ректор Православного Свято-­Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев, имевший духовную радость общения с М. Е. Губониным. PDF-версия.
21 ноября 2023 г. 14:00
«Величавое сладкоголосие»
В 2023 году исполнилось 100 лет со дня кончины Константина Васильевича Розова — единственного священнослужителя в истории Русской Церкви, нареченного титулом «Великий архидиакон». Современники знали его как человека крепкой веры и необыкновенного таланта. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла в Москве прошли праздничные мероприятия, завершившиеся концертом памяти отца Константина Розова в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя с участием ведущих диаконов Русской Православной Церкви. Художественный руководитель Московского Синодального хора заслуженный артист Российской Федерации Алексей Пузаков и композитор Антон Висков рассказывают читателям о Великом архидиаконе — усердном и ревностном служителе Церкви во время гонений ХХ века. PDF-версия.    
2 августа 2023 г. 16:00
Начало поражения обновленцев было положено в Москве
В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века
В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.  
27 апреля 2023 г. 14:30
Церковь
У Успенского собора Пюхтицкой обители, сентябрь 2003 г. Фото из архива Издательства Сретенского монастыря.
ЦВ № 5 (450) март 2011 /  10 марта 2011 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Матушка-строительница. Воспоминания о схиигумении Варваре

8 февраля отошла ко Господу настоятельница Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря схиигумения Варвара (Трофимова). Своими воспоминаниями о матушке делится игумения Георгия (Щукина), настоятельница Горненского женского монастыря в Иерусалиме.

Матушку Варвару я знала с 1952 года. Я поступила в Пюхтицу в 1949 году, а она — спустя три года. С первых же дней мы подружились, я была послушница Валентина, и она была Валентина — две Вали. Мы пели на клиросе в одну череду, у матушки ведь был прекрасный голос, и все сестры очень любили нашу череду.

Помню, как на постриг матушки в 1958 году в Вильнюс, в монастырь Марии Магдалины, где мы тогда жили, приехал отец Николай Гурьянов. Когда новопостриженных из храма разводили по кельям, он обратился к нашей будущей игумении. Но называл всё время не по имени, «мать Варвара», а обращался к ней «матушка-строительница». Мы тогда еще удивились, почему он так делал. Но, видимо, Господь открыл ему что-то, и батюшка провидел, чему мать Варвара посвятит всю свою монашескую жизнь. «А ты, — говорил отец Николай матери Варваре, — читала игумению Таисию Леушинскую?» Она отвечала: «Читала». «Читай, читай, матушка-строительница».

Как-то раз пришел отец Николай к матушке Нине, которая была игуменией в Вильнюсе: «А вот матушку Варвару как сватать-то будут!» Мать Нина, крестясь, удивлялась: «Да что вы говорите, ее только что постригли, а вы говорите — сватать». Но очень скоро матушку Варвару действительно стали «сватать» в игумении. В 1968 году наш таллинский владыка Алексий, будущий Патриарх, вызвал мать Варвару в Москву. Ее хотели поставить игуменией Иерусалимского Горненского монастыря, но она наотрез отказалась уезжать за границу. Тогда владыка Алексий вечером призвал матушку к себе в кабинет и сказал: «Вот от Иерусалима вы отказались — молодец, но от Пюхтиц никуда не уйдете. Вам предстоит послушание: матушка Ангелина (тогдашняя игумения) немощна, она попала недавно в аварию, а в Пюхтицу приезжают иностранные делегации, их надо принимать...» Так мать Варвару и назначили игуменией в Пюхтицу.

Господь одарил мать Варвару многими талантами, не только певческим. Еще до монастыря она работала на почте счетоводом и бухгалтерию знала великолепно. А уж каким упорством и трудолюбием, какой изобретательностью надо было обладать, чтобы спасти Пюхтицкий монастырь одновременно от разрушения и от закрытия!

Монастырей в то время очень мало было — 17 на всей территории СССР. Времена были хрущевские, поэтому закрывали монастыри очень просто. Но покойный Святейший Алексий II Пюхтицу нашу очень любил. Не без его участия в монастырь всё время приезжали иностранные делегации: то из Германии, то из Финляндии, то из Швейцарии. А мы их принимали, матушка Варвара показывала наш хор, кормила натуральными монастырскими продуктами, которые сестры делали, а потом появлялись публикации в ЖМП, что такая-то группа посетила Пюхтицкий монастырь. Это было очень важно в то время для того, чтобы светские власти монастырь не трогали. И финансовые отчеты мы вели аккуратно, тогда ведь было всё сложно, каждая копеечка, каждая свечечка — всё было на учет. Но как-то Господь помогал нам справиться.
Трудились сестры не покладая рук: строили, ремонтировали, света не было, воды не было, приносили ее издалека, из колодца, бороновали, пахали, косили. Но постепенно с Божией помощью всё наладили.

Появилась сельскохозяйственная техника, сделали отопление, мельницу построили... Что-то по нормам того времени сдавали государству, остальное оставляли для своего обеспечения. Но и трудники к нам приходили постоянно. Вообще, очень все любили Пюхтицу. До закрытия границы с Эстонией было множество паломников, семинаристы приезжали, и они тоже помогали всё восстанавливать, ремонтировали наши домики, латали крыши... Постепенно увеличилось и количество насельниц обители, сначала их было около 50, а сейчас 120.

Последние 20 лет я несу послушание в Иерусалиме, в Пюхтицу приезжала нечасто, и каждый раз монастырь становился всё краше, прямо не узнать его было. И вот когда последний раз я приезжала, чтобы попрощаться с матушкой, у меня такое же чувство было.

Матушка Варвара была истинной монахиней, снисходила до немощей сестер. Иногда, может быть, и надо было проявить строгость, и она ее проявляла, но никого не обижала.

Матушка Варвара великая труженица была, Господь избрал ее для строительства обители, и 43 года она трудилась смиренно и не покладая рук. Без благословения матушки ничего не делалось, даже самое малое дело. Она всегда и сестрам напоминала о послушании.

Когда ее только поставили игуменией, она еще застала в Пюхтицах насельниц, которые были духовными чадами святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вот, например, со мной в келье жила мать Аркадия, которая поступила в монастырь в 14 лет, духовная дочь отца Иоанна. Она всегда вспоминала, как батюшка говорил: «Сестры, только безропотно несите свое послушание. И тогда три шага до Царствия Небесного. Только безропотно». И вот это наставление мы старались выполнить, куда пошлют, то и делали: траву косили, дрова рубили, достаточно было матери благочинной одно слово сказать. А матушка Варвара нам говорила: «Идете на покос или скотный двор, творите молитву, чтобы всегда на устах была молитва Иисусова или «Богородице, Дево, радуйся». Так, молитвою возрождались Пюхтицы.

Послушание неразрывно связано со смирением, а смирение низводит Божие благословение и благодать. И, наверное, только ими можно было превратить полуразрушенные Пюхтицы в цветущую обитель, что и сделала матушка Варвара.

игумения Георгия (Щукина)
10 марта 2011 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00