iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Общество
9 апреля 2005 г.
версия для печати версия для печати

Церковь в годы войны

24 марта состоялась церковно-общественная конференция «За други своя: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война». Конференция проводилась в рамках мероприятий, посвященных празднованию 60-летия победы в Великой Отечественной войне, и призвана выявить подлинную роль Церкви в истории войны и ее вклад в дело победы.

В работе форума участвовали военные и церковные историки, ученые и архивисты из научных центров России, Украины, Белоруссии, ветераны войны, в том числе священнослужители, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны и, в частности, служившие в танковой колонне «Димитрий Донской» и в эскадрилье «Александр Невский». Как известно, эти танки и самолеты были созданы на деньги миллионов православных верующих нашей страны.

Перед началом форума в Свято-Даниловом монастыре была отслужена панихида по погибшим воинам.

Открыл работу конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Годы Великой Отечественной войны — годы духовного возрождения нашего народа после долгих лет господства безбожного режима», — отметил Предстоятель. Причиной духовного подъема, по мнению Патриарха, было «массовое религиозное воодушевление, охватившее многих наших соотечественников, отошедших от Церкви в годы гонений или же с рождения насильственно лишенных возможности духовного окормления, а теперь вступающих в церковную ограду, возвращающихся в Отчий Дом». До настоящего времени историки в недостаточной мере отдавали себе отчет в этом. Патриарх напомнил, что уже в самом начале войны «Церковь в лице местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Сергия благословила защитников Отчизны, благословила грядущий общенародный подвиг», и затем на протяжении всех военных лет священноначалие, духовенство и миряне вносили свой посильный вклад в дело борьбы с врагом.

По мнению выступившего на конференции полпреда Президента России в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко, Великая Отечественная война показала, что атеистическая идеология не способна вдохновить народ на борьбу с врагом. «Согласно ныне действующей Конституции, религиозные организации отделены от государства. Но Русская Православная Церковь выполняла и выполняет одну из важнейших социальных и миротворческих функций. Это должен принимать во внимание каждый государственный и общественный деятель вне зависимости от его взглядов и религиозных убеждений», — сказал Г.Полтавченко. Он напомнил, что в день начала войны первым, кто обратился к русскому народу, был местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий. В проповедях в годы войны, отметил Г.Полтавченко, разъяснялось учение Церкви о войне, о подвиге воинов, патриотизме, собирались пожертвования для фронта. «Не случайно, что во время войны изменились церковно-государственные отношения. Подвиги Церкви уже не могли не получить признание — они были слишком очевидны. Церкви было разрешено созвать Поместный собор, избрать Патриарха, разрешено снова открывать храмы, монастыри и духовные школы», — отметил полпред.

Большой интерес вызвало выступление церковного историка, преподавателя Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова «РПЦ и советские военнопленные в 1941—45 годах», посвященное деятельности Церкви на оккупированной территории. «Германское командование не разрешало помогать советским военнопленным, интернированным на территорию Германии, однако священникам удавалось порой договариваться с лагерной администрацией», — отметил в своем выступлении Георгий Митрофанов.

Доктор исторических наук Михаил Шкаровский (Центральный государственный архив Санкт-Петербурга) подробно рассказал о деятельности священнослужителей в период блокады Ленинграда.

Великая Отечественная война «пробудила религиозные чувства» среди представителей командовании Советской Армии — об этом говорил в своем выступлении контр-адмирал Юрий Нуждин. Он напомнил, что «начальник Генерального штаба маршал Шапошников носил всегда на себе нательный крест, а в машине маршала Жукова постоянно находилась Казанская икона Богоматери». Маршал Говоров публично проявлял свои религиозные чувства. Верующим был и маршал Толбухин, брат которого служил священником. В 1945 году в Вене по приказу Толбухина в дар православному собору был отлит колокол с надписью: «Русской Православной Церкви от победоносной Красной Армии». Юрий Нуждин напомнил также, что некоторые эскадрильи и танковые колонны были названы именами русских святых. По его данным, «только за первые три года войны двести храмов Московской епархии собрали 12 млн. руб. на нужды фронта» (всего Церковью в годы войны было собрано 200 млн. руб.).

Во время конференции Святейший Патриарх вручил юбилейные патриаршие грамоты и икону Георгия Победоносца 30 священникам, воевавшим на фронтах. Учитывая преклонный возраст ветеранов, Патриарх сам спустился в зал, чтобы вручить награды. У многих из них на груди —  боевые награды. Поблагодарив награжденных «за ратный подвиг», Патриарх отметил, что это лишь первое вручение наград. На сегодняшний день, по его словам, известны имена около двух тысяч священников, принимавших участие в войне или трудившихся в тылу. Предстоятель напомнил, что недавно Священным Синодом был учрежден орден святого благоверного князя Димитрия Донского, которым будут отмечаться военные заслуги.

9 апреля 2005 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00