iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Репортажи
В одном из залов
11 ноября 2013 г. 10:00
версия для печати версия для печати

Православная Русь - 2013: царская династия в мультимедийном измерении

РАБОТА ВЫСТАВКИ-ФОРУМА ПРОДЛЕНА НА ДВЕ НЕДЕЛИ

По традиции в начале ноября столичный Манеж становится главной выставочной площадкой Церкви. Имеющая за плечами уже 11-летнюю историю выставка-форум «Православная Русь» не боится расти, видоизменяться и эволюционировать. Перейдя несколько лет назад от «главной выставки епархиальных достижений» к тематическим экспозициям, на этот раз она предстала в виде насыщенного культурно-исторического «марафона».

Когда в начале «романовского» года наша редакция проводила среди специалистов-историков опрос об идеальном, на их взгляд, способе празднования юбилея государственными инстанциями, ответы в основном группировались вокруг культурно-просветительских проектов, которые бы раскрывали роль династии в отечественной истории. «Православная Русь — 2013» проводится не государственными, а церковными и общественными структурами (хотя и при участии федерального министерства культуры и столичного правительства), и как раз в этом смысле попадает в яблочко. Дистанцируясь от традиционных музейных экспозиций, выставка с программным подзаголовком «Романовы. Моя история» умещает на четырех тысячах квадратных метров 305 лет «биографии» страны и государства. Нет, даже больше: первый из двадцати одного зала внутренней застройки рассказывает о Смуте, а последний — о послереволюционным советской и постсоветской эпохах.

Из девятнадцати остальных залов тринадцать посвящены персонально самодержцам (в некоторых «поселены по два-три государя), шесть - «отраслевым» российским достижениям за время романовского правления. Демонстрируемые здесь фильмы, пожалуй, слегка выбиваются из общей экспозиционной канвы. Возможно, в качестве программ на образовательном телеканале или на зарубежном форуме соотечественников в качестве информационного фона их бы приняли «на ура». Здесь же, в полутемных мини-кинозалах посетители, создается впечатление, просто отдыхают в мягких креслах. К содержанию программ тоже, скажем осторожно, могут возникнуть вопросы. Конечно, никто не отрицает первостепенного внимания, уделявшегося при Николае II развитию авиации и самолетостроения. Но утверждать, что тогда были заложены основы королевско-гагаринского триумфа — все же, наверное, перебор.

Иное дело собственно содержательная компонента экспозиции. Неверно говорить, будто здесь совсем нет мемориальных экспонатов. Есть, и еще какие — требующие постоянного визуального контакта сразу двумя сотрудниками охраны! Это личные предметы и документы первого и последнего российских самодержцев из романовского рода: жезл Михаила Федоровича и Утвержденная грамота об избрании того на царство (из фондов Оружейной палаты и Российской государственной библиотеки соответственно), а также представленные Государственной архивом РФ оригинал дневника Николая II за 1917-1918 г.г., копии его Акта отречения от престола и Акта отречения Великого князя Михаила Александровича от прав на престол. Ну и, конечно, нельзя не сказать о принесенной на выставку величайшей святыне — покровительнице рода Романовых Феодоровской иконе Божией Матери, которой благословлялись на царство все представители династии.

Но основное пространство занято все же современными информационными носителями. Причем помимо огромных напечатанных на специальной пленке щитов-баннеров, рассказывающих об отдельных моментах царствования того или иного представителя венценосного рода, информация подается при помощи почти четырех сотен мультимедийных устройств. На плазменных панелях демонстрируются ролики о царях и императорах, на планшетных компьютерах можно поиграть в исторические викторины, у интерактивных экранов все поколения «от пионеров до пенсионеров» разыскивают интересующие их сведения. Закачанные статьи, кстати, могут претендовать на энциклопедическую полноту (вот бы издать их после выставки отдельно — пусть и на отдельном DVD-носителе!), а кое-где не лишены и легкого флера сенсационности. Автор этих строк, к примеру, выбрав наугад связанный с железнодорожной катастрофой поезда Александра III в Борках эпизод, с немалым удивлением открыл для себя, что официальным следствием, оказывается, был установлен факт покушения на императора (то есть фактически в царском составе имел место теракт, а отнюдь не традиционное российское разгильдяйство, как до сих пор думают многие).

Что показала «Православная Русь — 2013»? В первую очередь — неослабевающий интерес в народе к истории. Казалось бы, цифровой формат экспозиции ориентирован в первую очередь на молодежь, но в залах даже в будний день яблоку негде упасть. Причем среди аудитории, повторюсь, буквально все возраста. Организаторы (возможно, несколько самонадеянно) декларировали свободный вход на выставку. Но на деле «свободный» означает «бесплатный», а в длиннющем «хвосте» у противоположного конца Манежной площади приходится изрядно подождать, прежде чем охрана пропустит за оцепление. Кстати, повторяющаяся из года в год не очень удобная организация подхода к Манежу вызывает справедливые нарекания, и неплохо бы наконец-то обратить на это внимание.

Второй результат — верно угаданный акцент в цифровом изложении вех царствования того или иного Романова. На фоне редкого по красоте соседнего выставочного проекта, представившего в Кремле свыше четырех сотен связанных с коронационными торжествами и венчаниями на царство царей и императоров, любой предметный ряд смотрелся бы в Манеже блекло. А тут — полный восторг школьников, вереницы автобусов со всего города, бесплатные экскурсии для организованных групп (если с классом не приехал собственный учитель истории, в качестве гида вам предложат студента семинарии). «На уроке история... сухая, в буквах и в датах. А тут она... живая!» - выпалила корреспонденту «Церковного Вестника» семиклассница 17-я московской школы Надежда Анциферова. И это несмотря на жесткое, почти научное структурирование сведений: по каждому самодержцу предлагается краткая хроника его деяний, цитаты и нем современников, важнейшие государственные дела и «премьеры» бытовой жизни России, статистика по площади и населению страны на начало и конец правления.

Наконец, третий вывод: недели для подобных мероприятий даже в таком зале, как Манеж, мало. Кстати, работа нынешней выставки-форума официально продлена на две недели — до 19 ноября. Думаю, этот момент тоже обязательно стоит учитывать при организации следующих выставок. Безотносительно от того, какой теме они будут посвящаться и унаследуют ли от нынешней ее мультимедийный формат.

11 ноября 2013 г. 10:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00