iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Размышляя о дивных делах Твоих, Господи
Архимандрит Леонид (Кавелин), двухвековой юбилей которого православный мир отметил в марте нынешнего года, поражал современников широтой своих научных интересов и масштабом личности. Он снискал широкую известность как церковный просветитель, переводчик и издатель творений святых отцов, археограф, палеограф, историк, библиограф, зачинатель церковного музееведения. Отец Леонид был членом-корреспондентом Петербургской академии наук и почетным членом Императорского православного палестинского общества. Благодаря его стараниям обретено и описано множество ранее неизвестных рукописей, которые и в наши дни не теряют актуальности. Но при всех своих дарованиях архипастырь никогда не забывал о главном: был бескорыстным подвижником и строгим к себе монахом. О годах наместничества архимандрита Леонида (Кавелина) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре — значительной и в то же время малоизвестной стороне его биографии — «Журналу Московской Патриархии» рассказал иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
22 августа 2022 г. 17:00
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Некрологи
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /  5 октября 2011 г.
версия для печати версия для печати

Иерей Георгий Алексеев (+ 17.06.2011)

17 июня на 55-м году жизни скончался иерей Георгий Алексеев, клирик храмов патриаршего подворья во имя Святителя Николая в селе Здехове Московской области и приписанного к нему храма Рождества Христова в городе Фрязине.

Родился отец Георгий 15 апреля 1957 года в городе Ленинграде. Судьбоносной для будущего священника явилась встреча с его будущей женой и впоследствии матушкой Мариной (венчание 30 июля 1980 года). Ее вера, глубокая религиозность, церковность и образованность (они вместе учились в институте) не могла не отразиться в душе юноши. Будучи студентом вуза, он воцерковился, стал активным прихожанином, а затем и певчим. Выбрав жизнь с Богом, молодая семья долгое время жила и растила четверых детей в Пюхтицкой Свято-Успенской обители в Эстонии, где батюшка Святейшим Патриархом Алексием II (тогда еще митрополитом Таллинским и Эстонским) был рукоположен 15 июня 1986 года сначала во диакона, а 28 августа 1994 года епископом Таллинским и Эстонским Корнилием — во пресвитера.

В 1998 году священник был направлен в село Здехово Московской области. Ободренный примером благочестивой, четко организованной жизни в Пюхтицком монастыре, отец Георгий с воодушевлением начал устраивать приходскую жизнь.

Его всегда отличали благоговейное и внимательное отношение к храмовой службе, скромность, незаметность и в тоже время готовность прийти на помощь каждому нуждающемуся, способность при необходимости обличить и исправить.

Параллельно со своим приходским служением отец Георгий на протяжении десять лет исполнял обязанности настоятеля вновь созданного прихода храма Иверской иконы Божией Матери в Бабушкине города Москвы. На его плечи легли тяжелые хлопоты по преодолению чиновничьих барьеров для выделения участка под строительство храма. При этом он регулярно, раз в неделю, в условиях полного отсутствия помещения у нового прихода служил молебны и панихиды, ездил в семьи, имеющие детей-инвалидов, спешил к тем, кто не имел возможности сам дойти до храма.

Последний год жизни отец Георгий стал чаще болеть, а за полгода до кончины узнал о смертельном своем диагнозе — рак! Из прихожан никто и не подозревал, что батюшка тяжело болен. Лишь за два месяца до кончины стал он исповедовать сидя, с трудом переживая и превозмогая физические боли, достойно и терпеливо, со смирением выполнял церковное послушание: нес чреду служб, совершал церковные таинства, исполнял требы.

Перед своей кончиной, в течение месяца, находясь в больнице, стойко и мужественно переносил пастырь свои страдания, а утром 17 июня он мирно отошел ко Господу. 19 июня состоялся чин погребения, усопшего похоронили в ограде Никольского храма в селе Здехове, где он служил последние 13 лет.

Милосердный и любящий Господь наш и Пастыреначальник Иисус Христос да упокоит в селениях праведных новопреставленного раба своего.

 

5 октября 2011 г.
Ключевые слова: духовенство, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00