iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00
Александр Благословенный, Вятка и старец Федор Кузьмич
Ровно 220 лет назад, в ночь с 23 на 24 марта (н.ст.) 1801 года, в результате последнего в российской истории дворцового переворота на престол восшел 23-летний сын Павла I Александр I. Приближающийся двухвековой юбилей перехода в жизнь вечную этого монарха поднял интерес к его персоне, на период царствования которой пришлось несколько ключевых событий в жизни нашей страны. Оживилось и обсуждение популярной версии  мистификации  смерти самодержца, якобы организованной им самим для того, чтобы, удалившись от дел, тихо завершить свой век в скромных  молитвенных трудах. Меж тем всего за год до своей кончины в Таганроге Александр I совершил большое путешествие по России, в ходе которого посетил Вятку. Церковный историк и архивист из Вятской митрополии вспоминает об этом событии  в жизни губернского города и анализирует некоторые его особенности, могущие пролить свет на сопутствующие последним годам жизни Александра Благословенного загадки.
23 марта 2021 г. 15:00
Новости
Святой благоверный князь Александр Невский. Икона Иконописной мастерской "Радонеж" (фрагмент)
7 октября 2020 г. 17:00
версия для печати версия для печати

В ПСТГУ состоялась научная конференция, предваряющая восьмивековой юбилей со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского

Вчера, 6 октября, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете прошла одна из первых научных конференций в программе празднований 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Открывший ее председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин провел сравнительный анализ исторических периодов, в течение которых Александр Невский почитался на Руси в той или иной различной степени, выражавшейся в числе посвященных ему соборов, церквей и часовен, в общественном интересе к его подвигу, в известности его как исторической личности. По мнению отца Леонида, вне конкуренции здесь имперский XIX век, когда три российских государя носили имя Александр. На втором месте – нынешнее время церковного возрождения, а на третьем – петровская эпоха, ознаменовавшаяся перенесением мощей святого в новую северную столицу и устроением там Александро-Невского монастыря.

Завкафедрой общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ к.ф.-м.н. протоиерей Александр Щелкачев в своем докладе попытался соотнести с точки зрения исследователя XXI века мирские мифы об Александре Невском с церковным преданием. Часто приходится слышать, приводит пример оратор, будто князь отверг папское посольство о воссоединении с Римским Престолом, тем самым совершив выбор между просвещенной Европой и деспотичной Азией в пользу последней. С возражением же, продолжает выступающий, что то был не культурный, а политический выбор, адепты подобной упрощенной трактовки обычно соглашаются, замечая при этом, что речь прежде всего шла о сохранении национальной идентичности. Церковное сознание не может примириться с такой точкой зрения. Во-первых, идентичность – категория современная и вовсе не церковная, в реалиях же эпохи Александра Невского речь шла скорее о сохранении самой Руси, русских как этноса и их истинной веры. Кроме того, говорить только лишь о национальной идентичности – значит исключать из процесса представителей других народов, живших в то время на ставших ареной борьбы между Западом и Востоком территориях. Да и Европа в Средние века не была таким уж бесспорным очагом культуры, каким представляется многим сейчас, в то время как в Золотой Орде на государственном уровне демонстрировалась веротерпимость.

Доктор искусствоведения академик Российской академии художеств профессор Юрий Савельев подробно рассказал об истории сооружения русским зодчим Александром Померанцевым софийского Александро-Невского собора. С огромным интересом аудитория выслушала сообщения д.и.н. Александра Дегтярева о видении современными историками театра военных действий во время Невской битвы в устье Ижоры, д.и.н. канд. богословия профессора протодиакона Владимира Василика о значении богослужебных цитат в житии Александра Невского, завкафедрой иконописи ПСТГУ Екатерины Шеко об оправданности и качестве исполнения так называемых «высоких» и «низких» иконостасов в храмах различных исторических эпох и стилей, а также в церквах-новостройках. На заседаниях конференции выступили также представители Российского Православного университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова.

7 октября 2020 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи