iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
Работа Предсоборного Присутствия над преобразованием высшей церковной власти и управления не могла быть ограничена обсуждением состава и компетенции членов ожидаемого церковным обществом в 1906 году Поместного Собора Всероссийской Церкви, осуществиться вне поиска путей реформирования Святейшего Синода. Необходимо было выстроить систему, в которой нашлось бы место не только Синоду, но и Первоиерарху Церкви, а также периодически созываемому Поместному Собору. Нужно было подумать и о новых принципах взаимоотношений Церкви и государства, коль скоро высшее церковное управление предполагалось подвергнуть серьезным изменениям. Данные темы и стали предметом обсуждений членов Присутствия, результатом которых явились конкретные проекты церковных преобразований. PDF-версия.
17 июня 2021 г. 20:00
Опыт церковной дискуссии о высшем управлении Российской Церкви
В истории Русской Церкви 1906 год ознаменован дискуссией, состоявшейся в преддверии Всероссийского Церковного собора. Важнейшей темой, рассматривавшейся на заседаниях Особого Присутствия, известного в исторической литературе более под именем Предсоборного, стало проектирование состава и структуры ожидаемого Собора, правомочий участников соборной работы, порядка работы Собора, а также моделирование системы высшего церковного управления, призванной прийти на смену существовавшей в то время синодальной форме. Еще одним вопросом, обратившим на себя внимание экспертов Присутствия, стали церковно-государственные отношения, которые нуждались в корректировке как по причине изменений государственной политики в религиозной сфере, так и в связи с намеченной реформой в области высшего церковного управления. PDF-версия.
21 мая 2021 г. 16:00
Документы
заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
ЖМП № 7 июль 2011 /  25 июля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Запрещение клириков в служении: историко-правовой комментарий

В докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля Патриарх Московский и всея Руси Кирилл указал на ряд вопросов, возникших в связи с работой Общецерковного суда, а именно «в том, что касается бессрочных запретов», а также «довольно странной практики, когда в виде меры наказания клирики почисляются за штат с правом служения или с правом перехода в другую епархию, а потом годами служат там без отпускной грамоты, нередко переезжают из епархии в епархию, совершают требы в моргах или на объектах частной собственности» (1).

Принятое Cвященным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 22 марта Положение о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат (2) призвано решить эти вопросы, унифицировав существующую практику почисления за штат и запрещения в служении клириков.

В связи с тем, что Положение должно решить конкретные проблемы текущей церковной жизни, целый ряд аспектов регулируемых им отношений в документе не рассматривается. Поэтому представляется необходимым рассмотреть принятый Священным Синодом акт в контексте действующих правовых установлений, а также в исторической перспективе. Подобный анализ может позволить, с одной стороны, лучше уяснить устанавливаемые в Положении правила, а, с другой стороны, выявить возможные пути совершенствования церковного законодательства.

 

О практике запрещения клириков в служении

Положение состоит из двух самостоятельных частей, которые относятся к актам процессуального права.

Первая часть призвана упорядочить существующую практику наложения прещений на клириков. В ней регламентируется наложение такого прещения, как временное запрещение в священнослужении, или приостановление прав священнодействия. В Положении запрещение в священнослужении рассматривается как мера исправительной дисциплины. Примечательно, что запрещение трактуется сугубо как наказание. Вместе с тем, есть и другой возможный аспект его применения, а именно как предварительной меры, используемой на время следствия до окончательного рассмотрения дела судом, в случае если против клирика выдвинуто обвинение в совершении правонарушения.

В первой части Положения регулируются отношения, возникающие в связи с запрещением рядовых клириков в священнослужении со стороны епархиальных архиереев. Речь в данном случае идет о самостоятельном принятии решения епархиальным архиереем, без передачи дела в епархиальный суд, в соответствии с п. 2. ст. 3 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви, согласно которому «Епархиальные архиереи самостоятельно принимают решения по делам о совершении церковных правонарушений в случае, если данные дела не требуют исследования» (3). Согласно Уставу РПЦ (п. 19 главы X) епархиальный архиерей «имеет право отеческого воздействия и взыскания по отношению к клирикам» (4), включая наказание, в том числе временное запрещение в священнослужении.

В Положении устанавливается, что в указе о запрещении в священнослужении должны обязательно быть указаны причина наложения прещения и его церковно-правовое обоснование.

Кроме того, запрещение в священнослужении должно назначаться на определенный срок. Из Положения следует, что речь идет о временном, а не пожизненном запрещении, поскольку указывается, что по истечении срока прещения запрещение снимается с клирика (ст. 2).

Если обратиться к исследованию церковно-правовых норм, регулирующих порядок наложения на клириков такого прещения, как запрещение в священнослужении, следует отметить, что в древнейших канонических правилах отсутствуют какие-либо указания на то, что запрещение назначалось на определенный срок (5). Однако уже в Новеллах Юстиниана вводится срочное запрещение (6) с возможностью сокращения срока запрещения в случае раскаяния в совершенном со стороны согрешившего (7).

В Положении указывается, что запрещение в служении снимается с клирика указом правящего архиерея. Следует уточнить, что, согласно 32 правилу святых апостолов разрешение клирик получает от того епископа, который его запретил (8).

В рассматриваемом Положении также устанавливается, что в случае отсутствия раскаяния со стороны провинившегося клирика правящий архиерей может продлить срок прещения отдельным указом, а в случае «упорного нераскаяния» может быть инициирован вопрос о снятии с клирика сана.

Если обратиться к правовому регулированию вопроса о наложении такого рода прещения на клириков в Русской Церкви, следует заметить, что временное запрещение как наказание для клириков было принято в церковной практике с древних времен (9). В XVIII веке существовали следующие виды запрещения в священнослужении: собственно запрещение, или приостановление прав священнодействия; запрещение, сопровождавшееся содержанием виновного клирика в монастыре или, впоследствии, в архиерейском доме; срочное запрещение с низведением в причетническую должность; запрещение как предварительная мера, действующая до окончательного решения дела судом (10).

В Правилах для искоренения преступлений, высочайше утвержденных по докладу Синода 22 декабря 1823 года, устанавливалось, в частности, что священник или диакон, совершившие богослужение в нетрезвости и уличенные в этом преступлении первый раз, подлежат запрещению в священнослужении и определению в причетническую должность «впредь до оказания искреннего раскаяния и совершенного исправления» (11). Данное правило не распространялось на совершение Божественной литургии, поскольку в последнем случае священнослужитель подлежал извержению из сана. Если священник или диакон совершал первое из указанных преступлений вторично, он, согласно Правилам, извергался из сана. Временному запрещению с низведением в причетническую должность подлежали те из священников и диаконов, которые в нетрезвом виде неблагочинными словами или действиями оказали неуважение к дому Божию и освященным в нем вещам, если это преступление совершалось ими во второй раз. При проявлении искреннего раскаяния священником или диаконом, запрещенным в священнослужении и определенном в причетники, он разрешался в священнослужении и определялся на прежнюю должность, но епархиальное начальство обязывалось «тщательно испытать, основательно ли исправление» (12), и т.п. Примечательно, что временное запрещение в священнослужении могло сопровождаться назначением на должность причетника и налагалось не на установленный срок, а вплоть до обнаружения виновным раскаяния в содеянном. Следует также заметить, что, согласно указу от 22 марта 1800 года, умершему под запрещением в священнослужении отказывалось в священническом погребении (следует, впрочем, указать, что речь идет о запрещении в священнослужении лица, находящегося под следствием по делу о тяжком преступлении) (13)

В Уставе духовных консисторий устанавливались, в числе прочих, следующие меры «взыскания и исправления, которым могут подвергаться лица духовного звания по епархиальному суду» (14): временное запрещение в священнослужении, с отрешением от должности и с определением в причетники; временное запрещение в священнослужении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или на месте; временное испытание в архиерейских домах и монастырях. При этом время низведения в причетники определялось самою мерою раскаяния и исправления виновного (ст. 187 (176)). Вместе с тем епархиальным архиереям было предоставлено право заменять, в случае крайней необходимости, налагаемое на священнослужителей низведение в причетники другим способом наказания (15).

Кроме того, согласно ст. 169 (159) Устава, клирик, обвиненный в преступлении, мог быть запрещен в священнослужении на время следствия (16). Решение о запрещении должен был принимать епархиальный архиерей.

В Положении 2011 года рассматривается только один вид такого способа наказания, как запрещение в священнослужении, а именно временное запрещение, не соединяющееся с каким-либо дополнительным наказанием. В случае «упорного нераскаяния» виновного клирика опять-таки предусматривается только одна возможность наказания — «может быть инициирован вопрос» о снятии с клирика сана. Вместе с тем не упоминается такой вид прещения, как пожизненное запрещение в священнослужении, которое предусмотрено, в частности, ст. 24 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви. Кроме того, необходимо указать, что в Положении о практике запрещения клириков в служении содержится требование устанавливать определенный срок наложения прещения. Нельзя не отметить, что, к примеру, в Уставе духовных консисторий запрещение в священнослужении интерпретировалось как мера исправительной дисциплины, и именно поэтому время наложения прещения определялось «самою мерою раскаяния и исправления» (17). С другой стороны, данный аспект, а именно зависимость срока наложения прещения от раскаяния виновного, учитывается в Положении о практике запрещения клириков в служении, поскольку епархиальному архиерею предоставляется право досрочного снятия прещения с клирика в случае принесения последним достойных плодов покаяния до истечения срока наказания (п. 3). Не установлены, впрочем, конкретные сроки наложения прещения за совершение различных видов правонарушений, которые также не указываются в Положении.

В Положении отсутствуют указания о порядке подачи апелляции на решение о запрещении клирика в священнослужении (18). В документе не предусмотрены также правовые последствия неподчинения клирика запрещению (19), а также приема данного клирика правящим архиереем другой епархии (20).

Положение не касается и вопроса о материальном обеспечении запрещенных в священнослужении клириков, который, ввиду его сложности, будет рассмотрен нами в отдельной статье.

 

О практике почисления клириков за штат

Во второй части Положении указывается, что необходимость упорядочения практики почисления клириков за штат обусловлена участившимися злоупотреблениями со стороны  клириков, почисленных за штат с правом служения или с правом перехода в другую епархию. Указанные клирики, не получив отпускной грамоты от своего правящего архиерея, осуществляют церковное служение на территории другой епархии без разрешения архиерея этой епархии. Данные действия этих клириков противоречат целому ряду норм канонического права (21).

Таким образом, предметом регулирования Положения являются отношения, возникающие в связи с действиями специфической категории заштатных клириков. Положение не затрагивает общие вопросы деятельности клириков, почисленных за штат (на покой), в частности проблему их материального обеспечения (22).

Прекращение вышеупомянутых злоупотреблений предполагается осуществить следующим образом: 1. Клирик должен почислятся за штат в одной епархии с правом перехода в другую епархию, но без права служения вне своей епархии до направления отпускной грамоты в другую епархию. 2. Предполагается возможность временного назначения заштатного клирика в другую епархию. В данном случае заштатному клирику, в случае согласия правящего архиерея клирика и архиерея той епархии, где клирик будет осуществлять временное служение (сроком не более года), выдается указ или распоряжение о временном назначении. Данное временное служение рассматривается как служение на испытательном сроке, в случае успешного прохождения которого архиерей епархии, в которой клирик осуществлял временное служение, запрашивает отпускную грамоту и личное дело клирика у его правящего архиерея.

Что касается тех заштатных клириков, которые в настоящее время осуществляют служение в других епархиях, то в отношении них Положение предписывает, что правящим архиереям тех епархий, где они осуществляют служение, надлежит запросить на них отпускные грамоты и личные дела или сообщить им о невозможности служить в пределах их епархий.

Если обратиться к практике синодального периода, можно видеть, что исключение за штат считалось одним из видов церковных прещений (23). Согласно ст. 205 (194) исключению за штат подлежали священнослужители старше 60 лет за те проступки, за которые они могли быть присуждены только к «отрешению от мест» (24), согласно Уставу духовных консисторий.

Кроме того, почисление за штат осуществлялось и в качестве «увольнения от действительной службы» (25), право на которое имели священно- и церковнослужители по достижении возраста 60 лет или же по состоянию здоровья (ст. 82 Устава духовных консисторий редакции 1841 года). Согласно Уставу духовных консисторий редакции 1883 года священнослужители могли увольняться за штат, помимо случаев исключения за штат по приговорам епархиального суда, во-первых, по собственным просьбам; во-вторых, по распоряжению епархиального начальства в случае доказанной их неспособности к дальнейшему прохождению службы по причине преклонного возраста или по болезням (ст. 78) (26). В случае, если заштатным священнослужителям не было запрещено священнослужение, они могли осуществлять «по временам» (27) священнослужение в приходской церкви, к которой они должны были быть приписаны, с согласия местного священника (ст. 79) (28).

В целом почисление за штат, если оно не было мерой исключительной, применявшейся к определенной категории лиц, еще в cинодальный период рассматривалось, к примеру, таким исследователем канонического права, как Н.С. Суворов, как явление отрицательное, поскольку влекло за собой увеличение безместных священно- и церковнослужителей, образование целого класса «волочащихся» (29) клириков.

Проблема заштатных клириков существовала и в более позднее время. К примеру, в Постановлении Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Синода «О заштатных клириках» от 1932 года указывается, что «в последние годы... по епархиям очень многие клирики... оставили приходы в своих епархиях и переселились на жительства в города других епархий, где, прожив год, два и более без всякого архипастырского надзора, начинают снова устраиваться и обращаются к Преосвященным той епархии, где проживают, или же к Преосвященным других епархий с просьбами о предоставлении им прихода для священнослужения» (30).

Несмотря на все трудности, которые должна была преодолевать Русская Церковь в то время, Синод счел необходимым урегулировать положение заштатных клириков, установив «как правило, чтобы заштатные клирики с предъявлением обычной отпускной грамоты поступали в ведение архиерея той епархии, в которой они (заштатные клирики) проживают» (31).

 

О списках запрещенных и заштатных клириков

В Положении о практике запрещения клириков в служении и почисления клириков за штат признается необходимым сформировать единую базу данных, которая должна включать в себя сведения как о запрещенных, так и о заштатных клириках.

 

Указ Святейшего Правительствующего Синода от 23 января (25 февраля) 1876 года за № 145. О замене в некоторых случаях низведения священнослужителей в причетники другим способом наказания.

По указу Его Императорскаго Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) донесение Преосвященнаго Митрополита Московскаго о замене налагаемаго на священно-служителей низведения в причетники другим способом наказания и 2) справку, в коей оказалось: в январе 1875 года Преосвященный Самарский в рапорте Святейшему Синоду, объясняя о неудобствах в настоящее время посылать на причетнические места священно-служителей присуждаемых, за разныя преступления, к низведению в причетники, просил разрешения Святейшего Синода о том, каким образом приводить в исполнение решения, коими священно-служители присуждаются к низведению на причетническия должности, в том случае, если, таковых должностей не будет иметься в виду праздными, и не можно ли при этом заменять низведение священно-служителя на причетническую должность посылкою в один из монастырей на ту же должность без права, впрочем, получать вознаграждение за труды служебные, тем более, что монастыри в Самарской епархии все общежительные… Приказали: так как, на основании Высочайше утвержденнаго 17 апреля 1869 года журнала присутствия по делам православнаго духовенства, состав церковных причтов значительно сокращен и вследствие сего в Московской епархии часто представляется невозможным посылать на причетническия места священно-служителей, присуждаемых за разные проступки к низведению в причетники, то посему Святейший Синод определяет: предоставить Преосвященному Митрополиту Московскому, согласно представлению его, заменять низведение священно-служителей в причетники с оставлением их, впредь до исправления поведения, на занимаемых ими местах с запрещением священнослужения, с подчинением их особому надзору местных благочинных и с выдачею им содержания, не превышающаго причетническаго оклада, а церковь и приход, при коих они состоят, поручать наблюдению ближайшаго или благонадежнаго безместнаго священника, предоставляя им пользоваться за свои труды остальною частию священническаго оклада. При чем таковую замену наказания употреблять только в случае крайней нужды, при неимении праздных причетнических мест. Вместе с сим предоставить Преосвященному Митрополиту Московскому, когда признает удобным и возможным, руководствоваться и прописанным в справке разрешением Святейшаго Синода, данным по сему же предмету Преосвященному Самарскому… Принимая же во внимание, что, при настоящем сокращении состава церковных причтов, неудобство, относительно посылки на причетнические места священно-служителей, может встретиться и в других епархиях, Святейший Синод считает нужным об изложенных определениях Святейшаго Синода, по представлениям Преосвященных Митрополита Московскаго и Епископа Самарскаго, поставить в известность всех епархиальных Преосвященных для руководства в подобных случаях; для чего и напечатать об этом в журнале «Церковный Вестник».

 

Устав Духовных Консисторий (в редакции 1841 г.)

Статья 187 Меры взыскания и исправления, которым могут подвергаться лица Духовнаго звания по Епархиальному суду, суть следующия:

1.) Лишение Священнослужителей сана, а Священномонашествующих сана и монашества, с исключением из Духовнаго ведомства.

2.) Лишение Священнослужителей сана, с оставлением в Духовном ведомстве на низших должностях, и лишение Священномонашествующих сана, с оставлением в одном монашестве на покаянии…

3.) Временное запрещение в священнослужении, с отрешением от должности и с определением в причетники.

Примечания: 1.) Время низведения в причетники определяется самою мерою раскаяния и исправления Священнослужителя, который подвергся такому взысканию, если усмотрены будут в нем раскаяние и исправление, назначать прежде на такое священнослужительское место, где бы он мог находиться под ближайшим надзором Благочиннаго или другаго Священника, или же определять на праздное место для исправления священнослужительской должности, на несколько месяцев, с тем чтобы он в течение сего времени самым делом оказал себя исправным, и получил от прихожан одобрение к совершенному утверждению его на том месте. 2.) Низведенный в причетники не должен в сем положении носить рясы, ниже каких либо священнослужительских отличий.

4.) Временное запрещение в священнослужении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или на месте.

5.) Временное испытание в Архиерейских Домах и монастырях.

Примечание. Когда Священник подвергнется временному запрещению в священнослужении или же епитимии в монастыре или Архиерейском Доме, без отрешения от места, то из церковных доходов, которые следовали бы на его часть, половина выдается ему, или его семейству, а другая половина Священнику, исправляющему должность его по церкви и приходу.

6.) Отрешение от места;

7.) Исключение за штат;

8.) Усугубление надзора;

9.) Пеня и денежное взыскание;

10.) Поклоны;

11.) Строгий или простой выговор;

12.) Замечание.

 

Устав Духовных Консисторий (в редакции 1883 г.)

Статья 78. Священнослужители и церковные причетники, кроме случаев исключения за штат по приговорам епархиального суда (сего Уст. Ст. 176 п. 7), увольняются за штат: а) по собственным их о том просьбам и б) по распоряжению епархиальнаго начальства в случае достоверно дознанной неспособности их к дальнейшему прохождению службы по преклонной старости или болезням. Если бы, по какому либо случаю, дошло до сведения Епархиальнаго Преосвященнаго о совершенной неспособности кого либо из священнослужителей или причетников к исполнению обязанностей их звания по неизлечимой болезни, просьбы же от одержимаго недугом об увольнении его за штат не будет, то Преосвященный может вызвать подобное лицо для освидетельствования в Консистории или для испытания в архиерейском доме. Свидетельства губернскаго врачебнаго начальства о состоянии здоровья священнослужителей и церковных причетников требуются только в особенно важных случаях, например: когда по дошедшим до епархиальнаго начальства сведениям, кто либо по особенным свойствам болезни (как‑то: по случаю разбития параличем, нервнаго разслабления, падучей болезни и т.п.) совершенно не может быть долее оставляем на службе, а между тем сам страждущий, отрицая опасность своего положения, желает оставаться на службе, или когда лицо, уволенное за штат по болезным означеннаго рода, будет вновь домогаться определения на службу под предлогом совершеннаго выздоровления.

 

Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и при нем Патриаршего Священного Синода

2. О пределах власти епархиального архиерея при запрещении клириков

Слушали: Жалобу от 27 июля 1934 года на действия Преосвященного, запретившего протоиерея в священнослужении за неблагоповедение.

Постановили: Разъяснить Преосвященному, что запрещать клирика в священнослужении, тем паче без суда, можно, по правилам, лишь на определенный срок и что, отпуская епитимийного (запрещенного) клирика из епархии, Преосвященный тем самым передает его суду принимающего архиерея, который по своему усмотрению или оставляет на нем епитимию или разрешает его от наложенного взыскания, ввиду чего во имя мира церковного Преосвященный, отпускающий епитимийного клирика в другую епархию, в своей отпускной грамоте о неимении препятствий к переходу должен оговорить сказанное право принимающего архиерея. (Цит. по изд.: Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годах. М., 2001. С. 239)

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года) [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/1402889.html.

2. Текст Положения см.: Журнал Московской Патриархии. 2011. № 5. С. 32.

3. Положение о церковном суде Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/428440.html.

4. Устав Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/133139.html.

5. Суворов Н.[С.] О церковных наказаниях. Опыт исследования по церковному праву. СПб., 1876. С. 230.

6. Nov. CXXIII от 546 г. В гл. 1 указанной Новеллы Юстиниана устанавливается, что посвятивший во епископы вопреки каноническим правилам подлежит запрещению в священнослужении на год. В гл. 20 пресвитеры и диаконы подлежат запрещению в священнослужении на три года и отсылке в монастырь за лжесвидетельство в гражданских делах. Перевод Новеллы CXXIII см.: Максимович К.А. Новелла CXXIII св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) «О различных церковных вопросах» (перевод и комментарий)// Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 3 (19). С. 22–54.

7. Гл. 10 Новеллы CXXIII Юстиниана.

8. («или же его преемником по кафедре). Аще который пресвитер, или диакон от епископа во отлучении будет: не подобает ему в общение приняту быть иным, но точию отлучившим его: разве когда случится умрети епископу отлучившему его»: Правила святых апостол, святых соборов, вселенских и поместных, и святых отец с толкованиями. М., 1876 (репринт М., 2000). С. 70.

9. Суворов Н.[С.] О церковных наказаниях цит. С. 288.

10. Там же. С. 291.

11. Руководственные для православного духовенства указы Святейшего правительствующего Синода. 1721–1878 г. М., 1879. С. 278.

12. Там же. С. 279.

13. Там же. С. 272.

14. Устав духовных консисторий. СПб., 1843.  С. 71.

15. Указ Св. Синода от 23 января (25 февраля) 1876 года за № 145: Руководственные для православного духовенства указы. С. 327–328.

16. О запрещении в священнослужении как о мере процессуального принуждения, применяемой к клирикам, находящимся под следствием и судом, см.: Бондач А. Уголовное преследование церковных должностных лиц // Журнал Московской Патриархии. 2011. № 2. С. 46–49.

17. Устав духовных консисторий. С. 72.

18. Ср.: Сердик. 14.

19. Ср.: Ап. 28, Сердик. 14, Карф. 38.

20. Ап. 12, 32.

21. Ап. 15; IV ВС 13, 23; Трул. 17, 18 и т.д., а также п. 29–30 главы XI Устава РПЦ.

22. Вопрос о материальном обеспечении пребывающих на покое клириков рассматривается в гл. V «Временного положения о материальной и социальной поддержке священнослужителей, церковнослужителей и работников религиозных организаций Русской Православной Церкви, а также членов их семей», принятом 4 февраля 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // http://www.patriarchia.ru/db/text/1401830.html.

23. Ст. 187 (176) Устава духовных консисторий.

24. Устав духовных консисторий. С. 80.

25. Там же. С. 34.

26. Устав духовных консисторий. СПб., 1883. С 31.

27. Там же. С. 32.

28. Там же. Ст. 83 Устава редакции 1841 г.

29. Суворов Н.[С.] О церковных наказаниях. С. 336.

30. Журнал Московской Патриархии в 1931–1935 годах. М., 2001. С. 135.

31. Там же.

25 июля 2011 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00