iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Документы
Шествие из Трапезной церкви в Успенский собор Троице-Сергиевой лавры 18 июля 1963 г. (50-летний юбилей архиерейского служения Патриарха Алексия I)
ЖМП № 9 сентябрь 2014 /  23 декабря 2015 г. 12:30
версия для печати версия для печати

Семь жизней Сергея Лисевицкого

ОБ УНИКАЛЬНОМ НАСЛЕДИИ ИПОДИАКОНА, СЧИТАВШЕГОСЯ ГЛАВНЫМ ФОТОГРАФОМ ЦЕРКВИ

В этом году исполнился ровно век со дня рождения Сергея Лисевицкого, а в прошлом было 20 лет, как он покинул этот мир. Проживший удивительно насыщенную жизнь, событий в которой хватило бы на несколько, Сергей Николаевич оставил после себя насчитывающий полторы сотни снимков уникальный фотоархив, с хроникальной беспристрастностью запечатлевший жизнь Церкви в 1940–1980 е годы. Это потрясающее по своей полноте, подробности и наполненности интереснейшими репортерскими штрихами свидетельство эпохи. Точнее, сразу нескольких эпох, вместившихся в обозначенный временной период. Вдвойне обидно, что об этих фотографиях сегодня мало кто знает. С любезного разрешения нынешнего правообладателя снимков Лисевицкого — Российской государственной библиотеки искусств — мы хотя бы отчасти восполняем этот пробел, публикуя несколько фоторабот Сергея Николаевича.

Сын белогвардейского русского офицера родом из мелких дворян, в молодости Сергей Лисевицкий хлебнул горя. Не решившись эмигрировать с маленькими детьми на руках, его отец остался в Советском Союзе и с момента ареста в 1928 году долгие годы находился в ссылке (в настоящее время за отсутствием состава преступления полностью реабилитирован). Об этом периоде жизни юного Сережи Лисевицкого мы знаем немного. Продолжать учебу он не мог: как члена семьи «контрреволюционера» его не брали ни в один техникум. Как говорится в автобиографии, переданной им незадолго до смерти тогдашнему журналисту «Аргументов и фактов» Андрею Ледневу, его с младшим братом от голодной смерти спас митрополит (с 1923-го по 1931 год — архиепископ) Трифон (Туркестанов; †1934). В Донской монастырь, где служил владыка Трифон, со всей Москвы стекалась православная интеллигенция. Сначала при содействии одной из прихожанок — кассира Большого театра — Сергея устроили работать на склад Окружной железной дороги в Лихоборах. Именно там у него начался официальный трудовой стаж. Двумя годами позже духовное чадо владыки Трифона прима Большого театра Алиса Коонен смогла оказать протекцию Сергею при переходе в бухгалтерию Московского камерного театра (существовал в 1914–1950 годы, располагаясь в нынешнем здании Московского драматического театра им. Пушкина на Тверском бульваре). С полуголодным существованием было покончено. Началась вторая жизнь Лисевицкого — по финансово-хозяйственной части, венцом которой стало руководство в 1970-е годы финансово-плановым отделом Литфонда СССР. Эта должность по совет­ской ­номенклатуре предполагала регулярные (хотя и редкие) загранкомандировки, что поспособствовало развитию еще одного таланта Сергея Николаевича — связанного с занятием фотографией. Со временем зарубежные снимки Лисевицкого составили отдельный «фонд» его персонального архива, основная часть в котором уделялась архитектурным шедеврам разных городов планеты. А это, в свою очередь, помогало проявиться другой способности — лекторской и сделало его прекрасным оратором, рассказывающим о шедеврах мирового зодчества в рамках деятельности общества «Знание». Но и этого многогранной натуре Сергея Лисевицкого показалось мало! Он решил взять новую высоту в своем творческом развитии, занявшись — поначалу на любительском, а потом и на профессиональном уровне слайдфильмами. Для озвучивания были привлечены лучшие советские дикторы.

Казалось бы, перечисленного достаточно, чтобы до предела заполнить жизнь советского человека. Однако, учитывая глубину и искренность Сергея Лисевицкого, а также его подлинную церковность можно с уверенностью сказать, что главным делом его жизни было служение иподьякона соединенное с послушанием церковного фотографа. На протяжении нескольких десятилетий он был иподиаконом у Первоиерархов Русской Православной Церкви: сначала у митрополита Трифона (Туркестанова), затем у митрополита (впоследствии Патриарха) Сергия, у Святейших Патриархов Алексия I и Пимена, у митрополита Питирима (Нечаева). Начиная с 1940-х годов, когда его фотолюбительское увлечение стало воплощаться в достойные фотоотпечатки, на все важные церковные службы и мероприятия Лисевицкий стал брать камеру.

В целом в его фотоархиве около пяти тысяч фотографий. В основном это виды старой Москвы — дорогие автору уголки родного города, которые он старался запечатлеть на фотопленку такими, какими он привык их видеть еще в молодости. Но и большинство церковных фотоснимков бесценно. Легализовавшая церковную жизнь советская власть была далека от того, чтобы фиксировать ее вехи на фотопленку. А вот Сергей Лисевицкий благодаря своему чину, во-первых, всегда оказывался в гуще событий и, во-вторых, воспринимался священноначалием как человек достойный доверия. В связи с этими обстоятельствами никому никогда не приходило в голову спросить у него разрешение на фотосъемку. Более того, со временем Предстоятели Церкви даже стали специально просить Сергея Николаевича запечатлеть для истории особо значимые официальные моменты и события, ведь лучше него сделать это всё равно никто не сумел бы.

Бесценное наследие носившего неофициальный титул главного фотографа Патриархии Сергея Лисевицкого сохранило для потомков, которым иной раз трудно представить себе существование Церкви в условиях советского гнета, интереснейшие подробности того времени. Открываются ли перед священнослужителями впервые после многих лет поругания святые врата Троице-Сергиевой лавры, принимают ли Первоиерархи прибывших с визитом высоких зарубежных гостей, проходит ли крестным ходом по территории Новодевичьего монастыря, разоренного за долгие десятилетия безвременья, митрополит Николай (Ярушевич) — Лисевицкий со своей камерой всегда рядом и не забывает в нужный момент сделать снимок. И даже в 1980-е годы, будучи на пенсии и расставшись с иподиаконским служением, фотоаппарат он не оставил. Скончался Сергей Николаевич 13 августа 1994 года. Отпевал его в Богоявленском кафедральном соборе архиепископ Истринский Арсений, зачитавший прощальное слово находившегося в тот момент за рубежом Святейшего Патриарха Алексия II. Уже двадцать лет останки Лисевицкого покоятся на столичном Введенском кладбище. Не имея наследников, два огромных фонда своего фотоархива — запечатлевших церковную жизнь и старую Москву середины ХХ века — он передал Государственной центральной театральной библиотеке (ныне Российская государственная библиотека искусств), читателем которой был долгое время. Оставленные Сергеем Лисевицким фотографии и слайды и ныне продолжают свидетельствовать нашим соотечественникам об истории Церкви о жизни столицы и горожан в минувшее столетие.

КОММЕНТАРИЙ

Игумен Варнава (Баринов), настоятель храма Архангела Михаила в поселке Ветлужском (Воскресенское благочиние, Городецкая епархия Нижегородской митрополии): "Сергей Лисевицкий навсегда останется для меня примером православного мирянина-интеллигента"

С Лисевицким я познакомился в декабре 1990 года в Горьком, в епархиальном управлении. Я в тот момент служил иподиаконом у нижегородского владыки Николая (Кутепова; †2001), носившего тогда титул архиепископа Горьковского и Арзамасского. Владыка планировал использовать для православного просвещения богатейшее собрание слайдфильмов Сергея Николаевича: несколько из них были посвящены православной вере, да и в фильмах об архитектуре можно было почерпнуть немало полезного. Я с детства увлекался радиотехникой, поэтому перенять искусство воспроизведения этих фильмов у их создателя епархиальное священноначалие поручило мне. Возможно, пользователю сегодняшней видеотехники не очень понятно, о какой особенной премудрости тут идет речь. Но со слайдфильмами, к тому же созданными в полукустарных условиях дома у Сергея Николаевича, было всё не очень просто! Нужно было верно подсоединить и настроить диапроектор. Звук писался на советский магнитофон «Электроника», который тоже необходимо было правильно коммутировать...

В мою последующую задачу входила демонстрация копий слайдфильмов на епархиальных собраниях в Нижнем Новгороде, а в перспективе — студентам нашей семинарии и другим православным сообществам Нижегородской земли. Но этому не суждено было случиться: вскоре я поступил в Московскую духовную семинарию, стал часто бывать у Сергея Николаевича дома. Весь архив его хранился в сделанной на заказ очень удобной и компактной стенке, в буквальном смысле занимавшей стену скромной «однушки» на улице Новаторов. Как раз в тот момент здоровье Лисевицкого резко ухудшалось. Оставаясь по прежнему деятельным человеком с множеством творческих планов, он всё чаще страдал от приступов астмы. Родственников у него не было, и, сблизившись со мной «на почве» слайдфильмов, он позволил мне ухаживать за ним на бытовом уровне.

Приходилось выполнять и его мелкие поручения. В основном, конечно, я был мальчиком на побегушках: отвозил бумаги в Патриархию, в редакционно-издательский комплекс на Погодинской улице. Но мне это было в радость! Он привил мне любовь к литературе, к театру. Часто мы ходили с ним на замечательные спектакли в Большой, в Малый, в Оперетту, обсуждали новинки искусства, вели долгие беседы об архитектуре. А вот о его уникальных фотографиях разговаривать не довелось. Думаю, оттого, что в этих разговорах Сергей Николаевич не видел смысла: ну какой интерес был ему обсуждать давние снимки архиереев со мной, провинциальным мальчишкой, только входившим в настоящую большую жизнь?! Не застал я его и фотографирующим. Знаю, что снимал он фотокамерой «Зоркий» со штатным набором объективов.

Сергей Лисевицкий навсегда останется для меня образцом верующего православного интеллигента. Человек беспредельно высокой культуры, он нес в себе стержень старого воспитания, прежних русских традиций.

23 декабря 2015 г. 12:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00