iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Церковь
ЦВ № 9 (430) май 2010 /  14 мая 2010 г.
версия для печати версия для печати

Долгий путь с войны. Бывший офицер вермахта вернул старинную икону, вывезенную из России

6 мая, по окончании Божественной литургии в московском Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь победы в Великой Отечественной войне Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в дар храму старинную икону Успения Божией Матери, вывезенную в Германию в годы войны и ныне возвращенную в Россию. Так сбылась мечта Ханса Больтендаля — бывшего офицера вермахта, бывшего военнопленного, ставшего реставратором и иконописцем. Мы публикуем фрагменты из его воспоминаний.

Долгая история «чудесного спасения» и возвращения в храм иконы Пресвятой Богородицы началась много десятилетий назад, в годы страшной войны. Как ее спасли из горящей церкви, как вывезли в Германию, мне неизвестно. Я могу рассказать только о том, как она попала ко мне, какой путь прошла, чтобы вернуться в Россию. Я уверен, что с этой иконой не может происходить ничего случайного. Было ли случайностью, что икона попала именно ко мне? Было ли случайным мое увлечение иконописью?..

Мой интерес к иконам возник в период моего пребывания в русском плену после Второй мировой войны. Именно там я впервые обратил внимание на потемневшие от времени строгие лики святых и был потрясен, потому что ничего подобного до этого не видел. Многие годы спустя, во время многочисленных поездок в Святую землю, в Грецию, Египет, Иорданию, Болгарию, по русскому Золотому кольцу, а также по Германии, я стремился как можно полнее ознакомиться с миром икон, потому что не мог себе объяснить, по какой причине меня так влечет к ним и в монастырях, и на различных выставках и в музеях. Теперь-то я понимаю, что именно духовная жажда пробуждала мое любопытство. Через некоторое время я стал размышлять о том, как же пишутся иконы. И решил учиться иконописи.

Естественно, я понимал, что это будет непросто, но я решился. На своей первой иконе я изобразил Архангела Михаила. Три недели я посещал курсы при представительстве Московского Патриархата в Дюссельдорфе. Во время паломнических поездок я вновь и вновь посещал монастыри и разговаривал с монахами. У них я научился тому, что иконы следует писать в спокойном, умиротворенном состоянии и призвав на помощь всю свою веру. И в моей мастерской стало появляться все больше икон. Со временем мне удалось усовершенствовать мою технику. Посещая курсы университета народных ремесел, я научился еще и резьбе по дереву. Для самых красивых икон я вырезал деревянные рамы – киоты, выбирая для их украшения растительные орнаменты. В мою мастерскую приходило множество заинтересовавшихся посетителей, которым я рассказывал о духовной силе икон. После проведения четырех выставок в нашем городе Гладбеке я стал известен и за его пределами.

Однажды в августе 2000 года на пороге моего дома появилась госпожа Татер, которая принесла покрытую слоем грязи деревянную доску и попросила меня провести небольшую экспертизу: можно ли эту старую доску, найденную при уборке хлама на чердаке частного дома, выбросить или ее надо оставить. Так икона «Успение Богоматери» попала именно ко мне. Я тщательно протер ее медицинским спиртом, не повредив ни слой олифы, ни красочный слой, а потом с помощью специальных препаратов вывел всех жучков-древоточцев.
На иконе Христос с душой Марии на левой руке, окруженный ангелами, является, чтобы забрать Ее на небо.

Три недели спустя я показал икону госпоже Татер и рассказал об этом Богородичном празднике. Госпожа Татер заявила, что не имеет никакого отношения к этой иконе и хочет подарить ее мне. Реставрируя икону, я настолько полюбил ее, что не смог скрыть своей радости, услышав, что мне ее подарили. Теперь она заняла в моей мастерской самое почетное место, к радости всех последующих посетителей.

Однако мои усилия по розыску сведений о происхождении этой иконы успеха не принесли. Используя свое достаточно богатое собрание книг об иконах, я провел большую исследовательскую работу. В результате мне стало ясно, что эта икона ранее находилась в иконостасе. По манере письма я понял, что икона является русской.
Хотя икона была мне подарена, я никогда не считал ее своей собственностью. С первого дня после получения иконы я был уверен в том, что она в один прекрасный день вернется к себе на родину. Я даже завещал своему сыну Кристофу исполнить это мое желание в случае моей внезапной смерти.

В 2008 году, при приближении моего 80-го дня рождения, я подумал о том, что настало время принять решение и приступить к возвращению иконы.
Вскоре моим предложением заинтересовался Мемориальный музей немецких антифашистов в Красногорске. Однако я объяснил, что хранение иконы в музее никак не соответствует моему желанию: икона должна опять попасть в церковь и быть доступной молящимся верующим. Руководство музея пообещало мне позаботиться об этом.
Мой друг, резчик по дереву Вернер Климетцки, как только услышал о моей миссии, предложил сделать специальный легкий деревянный чемодан для иконы. После того, как я получил визу, уже ничто не могло помешать моей поездке.

В один из пасмурных дней января 2008 года на таможне московского аэропорта Шереметьево-2 стояла женщина с табличкой, на которой большими буквами было написано «Иконописец Ханс Больтендаль». Я увидел ее издалека и приветливо помахал рукой...

И вот я в Красногорске. Это историческое место. В военные и послевоенные годы здесь находился большой лагерь военнопленных, через который прошли много тысяч человек. Среди них были и высшие немецкие офицеры, такие как фельдмаршал Фридрих Паулюс и генерал Вальтер фон Зейдлиц. В 1943 году здесь был образован Национальный комитет «Свободная Германия». Немного в стороне от лагеря, в пятнадцати минутах ходьбы, находилась антифашистская школа, которая стала кузницей политических кадров для будущей ГДР. Как оказалось, именно в здании школы сегодня и размещается Мемориальный музей немецких антифашистов.

Красногорский музей является филиалом Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве и хранит собрание документов о немецких военнопленных.
На карте, где были отмечены все лагеря военнопленных, я нашел также и номер лагеря, в котором я находился с 1945 по 1949 год.

Класс антифашистской школы (а в 1948 году в сибирском лагере меня вербовали в точно такую же школу, в которой тогда прошли курс политучебы около четырех тысяч немцев) был воссоздан в прежнем виде: простые деревянные столы и скамейки, на стенах висят портреты Ленина, Сталина и других политических деятелей. В одной из ниш я увидел реконструированную сцену допроса немецкого военнопленного политруком, и это было очень похоже на тот эпизод, который мне пришлось пережить в лагере. К счастью, никто не заметил ужаса, охватившего меня при виде этой сцены – в моем воображении обе фигуры ожили... Но вскоре я пришел в себя. А ведь могло случиться и так, что перед этим политруком в витрине оказался бы я... Я был так потрясен, что не замечал окруживших меня людей.

Много лет назад, когда я был в плену, один политрук предложил мне поступить в антифашистскую школу. Но, к неудовольствию этого офицера, я тогда отказался от его предложения, потому что хотел вернуться к своей семье в Западную Германию. Я и не предполагал, что главным делом моей жизни в последние десятилетия будет реставрация русской иконы и возвращение ее на родину. И я так хотел бы, чтобы эта моя малая миссия послужила знаком мира, взаимопонимания и взаимоуважения между народами России и Германии.
Чтобы принять икону и отвезти ее в Даниловский монастырь, в музей прибыл представитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Это дело оказалось настолько важным, что именно специалисты Патриархата должны были определить возраст и происхождение иконы. Возможно она намного старше, чем предполагалось вначале. Кроме того, там будет решаться вопрос о необходимости ее дальнейшей реставрации.

Но эта история еще не закончилась, хотя теперь икона вновь обрела родной дом. Ее происхождение, вероятно, так и останется неизвестным. Но как только она снова будет доступна в церкви для людей, ищущих утешения, то я или кто-то другой должен будет написать завершение этой истории.

В моей мастерской находится небольшая модель русской церкви из дерева, которую я смастерил по своему собственному проекту и украсил изнутри изображениями ангелов и святых. Это церковь во имя иконы «Успение Богоматери». И главная икона этого маленького храма – копия с большой иконы «Успение Богоматери». Таким образом, эта моя икона остается не только в моем сердце, но и как собственноручно написанная мною копия.

А пока я хочу поблагодарить всех, кто хоть в какой-то мере причастен к этой истории. Особая благодарность Мемориальному музею и фотографу Николаю Армякову, разрешившему напечатать фотографии, на которых запечатлены моменты этой моей истории. Мне все эти события принесли огромную радость. Я познакомился с новыми, дорогими мне людьми, ставшими моими друзьями.

 

Ирина Судникова
14 мая 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00