Духовное образование без границ С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине. Как выстроена в Санкт-Петербургской духовной академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии протоиерей Димитрий Сизоненко. PDF-версия.
27 июля 2023 г. 14:30
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу» Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Докторантура в системе подготовки научных кадров Русской Православной Церкви Отвечая на вопросы корреспондента «Журнала Московской Патриархии», начальник отдела докторантуры ОЦАД протоиерей Алексий Марченко затронул актуальные вопросы подготовки кадров высшей научной квалификации в докторантуре. PDF-версия.
16 ноября 2022 г. 17:00
Воспитывать эрудированных и духовно просвещенных пастырей Официальной датой учреждения Смоленской православной духовной семинарии (далее СПДС) считается 5 мая 1995 года. Но ее основы были заложены архиепископом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриарх Московский и всея Руси) еще в 1988 году при создании Смоленского межъепархиального духовного училища. Какие основные этапы в своем развитии прошла эта духовная школа и чем живет в наши дни, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
21 ноября 2021 г. 15:00
Протоиерей Владимир Воробьев: «В этом мире без подвига ничего хорошего не сделаешь» В этом году ректору Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерею Владимиру Воробьеву исполнилось 80 лет. Известный московский священник рассказал «Журналу Московской Патриархии» о том, как жили верующие семьи в советское время, как москвичу и кандидату наук было непросто стать священником, как зарождался Свято-Тихоновский университет и чем ценен для нас подвиг новомучеников. PDF-версия.
3 июня 2021 г. 16:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия. PDF-версия.
21 августа 2019 г. 12:10
Вуз под вязом Московскому православному институту святого Иоанна Богослова четверть века. Патриарх Алексий II благословил создание вуза в октябре 1992 года. Но время вплоть до начала следующего учебного года ушло на выработку образовательной концепции, формирование программ, поиск оптимальной структуры, подбор профессорско-преподавательского состава и нахождение в Москве помещений для учебных аудиторий. Так что реальное обучение студентов началось лишь в 1993 году. Поэтому именно сейчас уместно говорить о 25 годах деятельности вуза, на официальном логотипе которого теперь красуется дорогой сердцу каждого москвича абрис одного из известнейших и почитаемых храмов Первопрестольной — церкви святого апостола Иоанна Богослова под вязом на Новой площади. ПДФ-версия
26 октября 2018 г. 11:00
В Москве открылась конференция, посвященная духовному наследию сщмч. Иринея Лионского В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
19 апреля 2018 г. 21:10
Без царя в голове Статистика свидетельствует: в канун великих потрясений Русская Церковь находилась в сложном положении. Общее количество священников и приходских храмов явно не успевало за темпами роста православного населения империи, прихожане в географическом отношении отдалялись от храмов, миллионы детей не имели возможности получить как общее начальное образование, так и самые общие представления о православной вере. В предвоенный период государственная власть предприняла совершенно исключительные усилия для распространения начального образования в России. При сохранении общей динамики финансирования отрасли эта важнейшая задача могла быть решена в течение нескольких лет мирной жизни. Но помешали война и революция. PDF-версия
5 февраля 2018 г. 13:00
|
ЖМП № 1 январь 2012 /
17 января 2012 г. 01:00
Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народаЭксперимент по введению в школах Основ религиозной культуры и светской этики выходит на новый уровень. Курс стал важной областью взаимодействия преподавателей, родителей, чиновников и представителей Церкви. И это пример эффективного сотрудничества в решении задач нравственного возрождения общества. Опасения, связанные с изучением религиозной культуры в средней школе, не оправдались. Апробация курса Основы религиозной культуры и светской этики была начата в третьей четверти 2009–2010 учебного года в 19 субъектах Российской Федерации в 9729 школах. В апробации приняли участие 236 545 учащихся 4-х классов и 15 145 учителей. В 2010–2011 учебном году апробация курса продолжилась уже в 21 субъекте Российской Федерации в 9980 школах. В ней приняли участие 242 902 учащихся и 16 266 учителей. Модуль Основы светской этики выбрали для своих детей 42% родителей, 30% — Основы православной культуры, 18% — Основы мировых религиозных культур, 9% — Основы исламской культуры, 1% — Основы буддийской культуры и менее 1% — Основы иудейской культуры. Более 90% родителей положительно относятся к новому курсу, отмечая, что у детей возрос интерес к семейным традициям, уважение к старшим. По итогам первого этапа апробации значительная часть родителей, первоначально выбравших для своих детей модули Основы мировых религий и Основы светской этики, предпочли модуль Основы православной культуры, и это объективно свидетельствует о том, что родительское сообщество в сотрудничестве с представителями Церкви правильно оценило главную задачу эксперимента — воспитание свободной личности, укорененной в религиозных традициях своей семьи и народа. Наиболее значимым результатом апробации можно считать выработку механизмов эффективного взаимодействия всех участников проекта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также активную общественную дискуссию, в ходе которой была четко обозначена позиция Церкви и других религиозных конфессий по вопросам религиозного образования в школе. В регионах были созданы органы содействия апробации нового учебного курса: координационные советы, методические объединения учителей и рабочие группы. Интересен опыт регионов. Так, в Ярославской области для учителей были организованы учебно-методические семинары в монастырях Ярославской епархии, а также поездка в Иерусалим для учителей-наставников. Активную позицию занимает руководство Томской епархии и священнослужители, ответственные за апробацию в регионе. Для педагогов, преподающих ОПК, организуются познавательные обзорные экскурсии по православным храмам и музеям епархии, проводятся регулярные консультации с духовенством. Особо следует отметить проект «Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия». Этот проект был реализован силами епархии, а затем на безвозмездной основе передан в Томский областной институт повышения квалификации работников образования и распространен среди всех учителей, преподающих модуль основ православной культуры. Экскурсия построена таким образом, что на конкретных примерах можно узнать об устройстве и убранстве православного храма, о таинствах, о деятельности священнослужителей Православной Церкви, о главных праздниках и святынях Богоявленского собора города Томска. Большое значение в становлении системы равноправного сотрудничества между Русской Православной Церковью и государством в области образования имеет работа межведомственного координационного совета (МКС) при Министерстве образования и науки Российской Федерации. При непосредственном участии министра образования Андрея Фурсенко за период апробации прошло семь заседаний МКС, в ходе которых были приняты решения по наиболее значимым проблемам организационно-содержательного характера, были найдены пути взаимопонимания всех участников проекта. Представители Синодального отдела религиозного образования участвовали во всех заседаниях и могут в полной мере подтвердить доброжелательный и конструктивный характер дискуссий, предшествовавших принятию тех или иных решений в ходе апробации. Эксперимент завершен, но это только начало широкомасштабного развития инициативы Президента Российской Федерации по повсеместному, начиная с 2012 года, преподаванию религиозной культуры в школе. В настоящее время идея распространения практики преподавания религиозной культуры по всем ступеням среднего школьного образования, неоднократно высказывавшаяся представителями Отдела религиозного образования, находит всё больше сторонников в среде педагогической общественности, представителей органов управления образованием. Принципиальная позиция руководства отдела заключается в создании системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза, в рамках которой школьному образованию отводится ключевая роль. Вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями ее реализации в контексте использования позитивного опыта апробации курса Основ религиозных культур и светской этики. Сейчас очевидно, что преподавание религиозной культуры по выбору в школе встретило общенародную поддержку и будет только расширяться, содействуя более глубокому изучению в школах родной религиозной культуры, а также внимательному отношению к представителям иных религиозных традиций. С точки зрения развития межкультурного и межрелигиозного диалога было бы оправдано, если бы при расширении рамок курса и переходе к преподаванию религиозной культуры на основной ступени среднего общего образования была предусмотрена возможность сравнительного изучения различных модулей курса. Это, впрочем, совершенно не значит, что подобное знакомство с другими религиозными культурами должно в конечном счете привести к слиянию всех модулей в один религиоведческий курс, построенный на принципах атеистической науки советского периода. Перспективы и направления дальнейшего развития опыта апробации являются сейчас предметом активного общественного обсуждения, в результате которого преподавание религиозных культур в школе должно превратиться в повседневную, обычную практику. Тогда дети и их родители смогут свободно и осознанно делать свой выбор и без искажений получать знания о своей религиозной культуре, а также лучше узнавать традиции своих сверстников, руководствуясь советом и помощью любящих и знающих свой предмет педагогов. На основании мониторинга хода и результатов апробации можно сделать некоторые важные выводы о дальнейших перспективах преподавания религиозной культуры в общеобразовательной школе. Отсутствие в ходе апробации негативного опыта разобщения и конфликтов на религиозной почве свидетельствует о богатом воспитательном потенциале курса и возможности беспрепятственного расширения практики преподавания религиозной культуры на всех ступенях среднего образования. Взаимодействие органов управления образованием, педагогического и родительского сообществ, традиционных религиозных организаций в ходе апробации является ярким примером общественной консолидации в достижении образовательных задач и нравственного возрождения российского общества и поэтому нуждается в активной государственной поддержке и развитии. Деятельное участие родителей в выборе модулей по религиозной культуре свидетельствует о необходимости сохранения и развития практики изучения религиозной культуры в рамках школьной программы по выбору и недопустимости слияния всех модулей в один религиоведческий курс. Опыт участия епархий в апробации говорит о продуктивности сотрудничества и важности привлечения представителей традиционных религиозных конфессий к подготовке педагогов и методическому обеспечению курса.
17 января 2012 г. 01:00
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|