iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Аналитика
Патриарший визит в Смоленскую митрополию, 2017 год
ЖМП № 11 ноябрь 2021 /  22 ноября 2021 г. 13:30
версия для печати версия для печати

Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор: «Я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело»

Владыка Исидор об актуальных задачах развития Смоленской духовной семинарии, приоритетах духовного образования и возможностях, которые дает церковному учебному заведению специальность «теология». PDF-версия.

Сохраняя преемственность традиций и высоких нравственных ориентиров Смоленской духовной школы, заложенных Святейшим Патриархом Кириллом, семинария сегодня развивается, стремясь достойно отвечать на вызовы времени. И одна из первых наших задач — это необходимость сохранить высокий уровень преподавательского состава, заданный Его Святейшеством еще тридцать лет назад, поддерживая и укрепляя тем самым добрую репутацию духовной школы. 

Поскольку главная задача семинарии — воспитывать всесторонне просвещенных пастырей, в первую очередь полагающих все силы свои во славу Божию, во спасение своей паствы, наши требования к выпускникам остаются неизменными. Первое и самое важное из них — это церковность, которая выражается в том, что человек осознает свою неотвратимую причастность к жизни Церкви, чувствуя себя ее частью. И это осознание предполагает даже не столько разговор о своих правах, сколько понимание своих обязанностей. А что такое быть причастным к жизни Церкви? Это означает быть знакомым с церковным Преданием, Священным Писанием, историей Церкви и ее современной жизнью. Это также способность нашего выпускника ответить на любой, даже самый неудобный, вопрос светского человека, недружелюбно относящегося к Православию. Для этого, безусловно, нужно обладать определенной эрудицией, владеть языком полемики, что невозможно без развития общего кругозора и элементарной начитанности. Поэтому серьезное внимание во всякой духовной школе, и в том числе в нашей, педагогический состав обращает на развитие интеллектуальных способностей учащихся. И отрадно, что наши студенты к этому действительно стремятся.

Вместе с тем развитие духовного образования предъявляет учебным заведениям новые требования методического и воспитательного характера, которые невыполнимы без решения прежде всего бытовых вопросов. Ведь невозможно ставить перед студентом какие-то интеллектуальные задачи, если бытовые и социальные трудности, проблемы со здоровьем отвлекают его от основного дела — учиться и узнавать новое. Так, например, одно из требований Учебного комитета Русской Православной Церкви — это организация в каждой духовной школе медицинского кабинета, подразумевающая договор с поликлиникой, ежемесячный осмотр студентов врачами-специалистами. И это тоже входит в компетенцию руководства семинарии.

В условиях, когда интенсивность строительства храмов сократилась и потребность в настоятелях в Смоленской митрополии в настоящий момент не столь велика, наша семинария делает акцент на повышении качества образования приходских специалистов — в области катехизации, миссионерской, молодежной и социальной работы. По словам Святейшего Патриарха, выстраивание образовательной траектории в этом направлении наравне с реформой богословского образования является важнейшим приоритетом для нашей Церкви. В этом контексте актуальным выглядит и недавнее решение Священного Синода и Его Святейшества об объединении Смоленской семинарии и Смоленского епархиального духовного училища, чтобы, повысив уровень средне-специального духовного учебного заведения, где обучают регентов, иконописцев и золотошвей, интегрировать преподавание этих специальностей в высшую систему духовного образования. Важность и необходимость этого шага доказывает опыт Санкт-Петербургской и Московской духовных академий. Там регентские школы уже несколько лет включены в систему высшего духовного образования и имеют высокий уровень профессионализма. Теперь, после объединения, наши преподаватели, доценты и профессора, имеющие научные степени и высокий уровень квалификации, преподают и в семинарии, и в духовном училище.

В нашем учебном заведении, согласно государственным стандартам, существует система замеров качества образования. Она касается не только студентов, но и педагогов. И переход на эти стандарты, по мысли Святейшего Патриарха Кирилла, позволяет подтянуть уровень духовного образования, упорядочить методологическую базу, выявить скрытые ресурсы. Еще одна новация нашего времени в семинарском образовании — это педагогическая практика в общеобразовательных школах и педагогическом колледже, которую студент обязан проходить в рамках бакалавриата, чтобы получить диплом государственного образца по специальности «теология». Патриарх не раз говорил, что теологическое образование неизбежно расширяет кругозор и учит уважительному отношению к представителям иных культур, что является залогом мирного существования любой цивилизации. Должен заметить, что благодаря усилиям Его Святейшества в нашем государстве это стало реальностью. Теология дает нашей семинарии не только возможность взаимной интеграции со светским учебным процессом, но и обеспечивает взаимодействие со смоленскими региональными вузами, с которыми у нас подписано соглашение о сотрудничестве. 

В продолжение этой важной работы в нашей семинарии по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода создан совет по теологическому образованию. Он призван к объединению усилий духовного учебного заведения и светского вуза в достижении общих целей популяризации богословия в целом и преподавания на высоком уровне для студентов, обучающихся по специальности «теология». Совет дает возможности объединить наши вузы в общем воспитательном процессе, найти точки соприкосновения, популяризировать знания о Православии, об истории Церкви, в том числе и с помощью государственных грантов. 

Все эти новые требования в духовном образовании, весь этот продолжающийся процесс реформирования каждый год ставят перед нами новые задачи, для которых Смоленская духовная семинария стремится найти достойные решения. И я рад, что Святейший Патриарх доверил мне продолжить начатое им дело и послужить Русской Православной Церкви на ниве духовного образования. 

Также читайте на нашем сайте рапортаж из Смоленской духовной семинарии

22 ноября 2021 г. 13:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В единстве с Русской Православной Церковью
Двадцать девятого декабря 2021 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был образован Патриарший экзархат Африки в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий. Главной причиной такого решения стало вступление Патриарха Александрийского Феодора в общение с раскольниками. В ноябре 2019 года он объявил о признании украинской раскольнической группировки, начал поминать ее руководителя в качестве Предстоятеля автокефальной Церкви и даже сослужил ему за Божественной литургией. Решение Русской Церкви основывалось также на многочисленных обращениях православного духовенства африканских стран в адрес Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с просьбой о принятии их под его Первосвятительский омофор. Образовав Патриарший экзархат Африки, Московский Патриархат предоставил каноническую защиту тем африканским клирикам, которые не захотели быть соучастниками беззаконной легализации раскола. После принятия исторического решения об образовании Патриаршего экзархата Африки по благословению Патриаршего экзарха Африки митрополита Клинского Леонида на континент были направлены первые миссионерские группы. PDF-версия.
4 июля 2022 г. 15:00
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00