![]()
Как вызвать священника к больному в стационар Министерство здравоохранения РФ направило в регионы и в федеральные органы исполнительной власти текст методических рекомендаций по установлению порядка посещения священнослужителями лиц, находящихся на лечении в медицинских стационарах. По сути это «дорожная карта», описывающая (в развитие принятой больше десяти лет назад нынешней редакции 19-й статьи федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ») механизм допуска духовенства в больницы. Но одновременно это и важный прецедент: ранее подобного документа в России не было. Именно поэтому вице-премьер Кабинета министров Татьяна Голикова параллельно поручила субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти принять на основе этих рекомендаций собственные нормативные акты, в соответствии с которыми священники смогут приходить к пациентам в конкретные медицинские учреждения. PDF-версия.
28 марта 2022 г. 17:00
Пастырская психиатрия: понять, помочь, спасти В январском номере мы опубликовали первую часть интервью с профессором психиатрии В. Г. Каледой, автором вышедшей в свет книги «Основы пастырской психиатрии», в которой врач рассказал о несбывшихся прогнозах ВОЗ и наиболее серьезных психических расстройствах, с которыми встречаются священники в пастырской практике. В этом номере читатель узнает, почему психопатические расстройства могут привести к преступлению, если не обращать на них внимания, способствуют ли социальные сети возникновению психических заболеваний и как священнику предупредить агрессию в беседе с душевнобольным человеком. PDF-версия.
18 марта 2021 г. 16:30
Пастырская психиатрия: понять, помочь, спасти В Издательстве Московской Патриархии вышла книга профессора психиатрии Василия Глебовича Каледы. Автор обобщает многолетний опыт работы с людьми, у которых вера в Бога и понимание христианского служения искажается психическими расстройствами. О том, как научиться понимать таких людей, к чему быть готовым в общении с ними, что необходимо знать для оказания им помощи и поддержки, предупредив тем самым непоправимые поступки, врач-психиатр рассказал «Журналу Московской Патриархии» на ярких примерах своей практики. PDF-версия.
4 февраля 2021 г. 13:00
Епископ Калачинский и Муромцевский Петр: «Пандемия — бич Божий по грехам нашим» Пандемия коронавируса обострила отнюдь не только медицинские, санитарно-гигиенические и экономические вопросы и задачи. Резко возрос интерес к природе вирусов и их роли в сообществе живых организмов на Земле, управляемости человеческой цивилизацией в условиях выраженного в той или иной степени хаоса, духовным причинам переживаемых нами проблем и верным выводам, которые из них следует сделать. В интервью «Журналу Московской Патриархии» занимающий кафедру в Омской митрополии архиерей, в прошлом ученый-вирусолог, рассуждает об оправданности карантинных ограничений, объясняет, почему Россия оказалась впереди в создании вакцины, и советует не поддаваться панике. PDF-версия.
22 января 2021 г. 14:30
Дробное питание и прогулки пешком Затяжной рабочий день, богослужения с продолжительным неподвижным стоянием на ногах плюс несбалансированное питание — все эти особенности, способные существенно ухудшить здоровье, постоянно сопровождают служение каждого священника. Как священнослужителю избежать обусловленных специфическим режимом питания профессиональных болезней, советует Олег Ольхов, известный шеф-повар и специалист по русской и монастырской кухне, который в силу своей профессии сам столкнулся с этими проблемами и научился предотвращать их последствия. PDF-версия.
13 июля 2020 г. 13:00
Священники поделились пастырским опытом попечения о душевнобольных В ОВЦС состоялась секция XXVIII Международных рождественских чтений «Попечение Церкви о душевнобольных». Ее участники - врачи, духовенство, преподаватели медицинских вузов говорили о видах психиатрических заболеваний, специфике духовного окормления людей с этим диагнозом, видах помощи душевнобольным и делились случаями из практики.
27 января 2020 г. 18:50
Коварный варикоз Варикозную болезнь часто называют недугом, сопутствующим цивилизации. Действительно ли священнослужители особенно подвержены этому заболеванию, можно ли справиться с ним консервативным методом лечения и при каких симптомах необходимо обращаться ко врачу? Об этом корреспондент «Журнала Московской Патриархии» расспросил доцента Лечебного факультета Российского научно-исследовательского медицинского университета имени Пирогова, врача Центральной клинической больницы святителя Алексия Павла Голосницкого. PDF-версия
17 января 2020 г. 10:00
Сестры по уходу В Центральной клинической больнице святителя Алексия теперь появилось 2-е отделение паллиативной медицины. В отличие от 1-го отделения (см. материал «Паллиативное решение вечной проблемы» в № 2 за 2017 год), где неизлечимые пациенты размещаются независимо от места постоянной регистрации, сюда в рамках федеральной целевой программы оказания паллиативной помощи госпитализируют только москвичей. Сколько приходится ожидать в очереди на госпитализацию, что тут делают пациенты вовсе без прописки и почему медсестры считают это отделение самым престижным, в больнице на Ленинском проспекте разбирался обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия
10 января 2020 г. 12:38
В Синодальном отделе по церковной благотворительности обсудили зависимость депрессии от религиозности В Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялась секция XXVII Рождественских чтений:«Попечение Церкви о душевнобольных». Священноначалие, духовенство и специалисты в сфере психиатрии обсудили формы проявления и методы лечения такого психического расстройства, как депрессия, отношение к ней святых подвижников и как протекание болезни зависит от религиозности человека.
27 января 2019 г. 17:30
Эффективная модель взаимодействия Одна из основных задач Российской государственной антинаркотической политики — организация единой системы наркологической помощи. В нее входят: вовлечение в оказание помощи, оказание собственно самой наркологической помощи, медицинской реабилитации и реадаптации с четким определением полномочий всех субъектов этой деятельности, конкретизацией их целей и задач. PDF-версия
27 декабря 2018 г. 12:50
|
![]()
3 мая 2012 г. 13:45
Ирина Силуянова: Суррогатное материнство как выхолащивание материнской любвиСегодня младенческая смертность в России в 8 раз превышает аналогичные показатели стран Европы и Америки. Снижается рождаемость, ее прирост ежегодно составляет всего 0,2%. Восемнадцать процентов супружеских пар не могут зачать и родить собственных детей. Но даже в этих условиях каждая женщина, даже если бесплодна, имеет право на счастье – быть матерью. Так говорят сторонники суррогатного материнства. Однако стоит серьезно задуматься, что на самом деле стоит за "услугой", когда одна женщина рожает зачатого в пробирке ребенка для другой? Почему Церковь однозначно осуждает такой способ продолжения человеческого рода. Об этом размышляет завкафедрой биомедицинской этики Российского государственного университета им. М.И. Пирогова профессор Ирина Силуянова. Суррогатное материнство (СМ) – это вынашивание и рождение чужого ребенка одной женщиной для другой женщины, которая не может или не хочет рожать сама. Обычно сторонники суррогатного материнства (а они есть и среди православных мирян) оправдывают и даже аргументируют свою позицию примером из Ветхого Завета, когда Агарь (служанка Сарры) родила от Авраама на колени бездетной Сарре сына, Измаила. Таким образом, они рассматривают Агарь, как некий прообраз суррогатной матери. Но этот аргумент не совсем точен. Ведь Агарь рожает все-таки своего биологического сына. И если все же рассматривать эту ветхозаветную историю, как некий "архетип" повторяющихся жизненных ситуаций, то не следует забывать и о ее дальнейшей судьбе изгнанной женщины, испытывающей за свой поступок лишения, страдания и т.д. (Быт.,16). Вот как определяется СМ в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви: "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. "Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания" (XII.4). Почему Церковь против? Почему Церковь занимает такую жесткую позицию относительно суррогатного материнства и каковы основания такой позиции? Первое. Суррогатное материнство находится в непосредственной связи с ЭКО - методами экстракорпорального оплодотворения. ЭКО - это процедура искусственного, вне материнского тела (in vitro) - создания человеческих эмбрионов. А затем последующим уничтожением "лишних" эмбрионов, включая использование их в качестве "сырья" для новых "терапевтических" препаратов и т.д., против чего так же выступает Церковь. Второе. СМ и ЭКО все чаще становятся средством и своеобразным "пространством" для многочисленных вариантов экспериментирования над природой человека. В частности, речь идет о проектах создания умственно и физически совершенного человека, с помощью генной инженерии, связанной с манипуляциями с человеческим эмбрионом. Сегодня в России набирает силу так называемое Российское трансгуманистическое движение, исповедующее идеологию – трансгуманизм. Трансгуманисты призывают к созданию "нового человека" и выходу на новый виток эволюции человечества с помощью генной инженерии. Эта идеология имеет прямой антихристианский характер. Пока это более теоретические убеждения небольшой группы людей, чем реальная научная практика. Но если не противостоять этой идеологии, то вполне допустимо, что она может обернуться и конкретными делами. Настоящая мать вряд ли допустит эксперименты над своим ребенком, а для суррогатной матери это допустимо. И здесь можно вспомнить опять же архитипическую историю о сути подлинной материнской любви, связанную с Соломоновым решением о том, кого из двух женщин признать настоящей матерью (3Цр.3, 16-27). Для настоящей матери гибель ребенка недопустима, она пойдет на любые условия, чтобы сохранить ему жизнь, для суррогатной – напротив. Вот почему СМ - это удобное "средство" для экспериментов над человеком и его природой. Конечно, нельзя исключать того, что суррогатная мать испытывает на последних сроках беременности какие-то переживания за судьбу вынашиваемого ею ребенка. Это вполне возможно. Но, тем не менее, суррогатной матери легче согласится с фактом экспериментов над ее плодом, чем если бы это был ее собственный ребенок, потому что она же уже психологически готова отказаться или продать его. Третье. Еще одна опасность суррогатного материнства в том, что с помощью социальной легализации СМ происходит выхолащивание одной из главных ценностей христианства - жертвенной любви, как нравственного отношения между людьми, реальным свидетельством действенности и ценности которой является именно материнская любовь. Суррогатная мать добровольно, по предварительному договору, отказывается от рожденного ребенка, практически продает его. Она предоставляет в "аренду" свое тело, тем самым разрушая великую "физику" любви, на которой построена вся "мета-физика" человеческих отношений. В основе нравственности и культуры человеческих отношений лежит именно жертвенная материнская любовь, как некий "геном" нравственности, отвечающий за сохранность человечности в человеческом обществе. Не случайно для Максима Исповедника именно материнская любовь стоит первой по своему подобию, силе и сути любви Творца к человеку. Именно материнская любовь к своему ребенку "цементирует" человеческие отношения, сохраняет человеческое общество от саморазрушения и уничтожения, является краеугольным камнем стабильности социальных отношений. Когда материнство становится суррогатным, трудно избежать обесценивания моральных ценностей. Суррогатные отношения легко оборачиваются и ненавистью, и нелюбовью, и потребительским отношением родителей и друг к другу и к самому "заказному" ребенку. Ведь жестокость, агрессия, хамство, преступность – то, что в нашем обществе возрастает катастрофически - не возникают сами по себе. Они – следствие разрушения моральности человеческих отношений. Сам факт существования суррогатного материнства ведет к усилению процесса выхолащивания базовых, нравственных для человеческой культуры ценностей. Академик Левон Бадалян когда-то назвал суррогатное материнство – биологической проституцией. Сегодня оно становится "подлинным лицом" общества потребления с его принципом "все на продажу". Теперь у мужчин-гомосексуалистов появляется аргумент признания сожительства двух мужчин-гомосексуалистов как семьи, в силу того, что они могут с помощью ЭКО и СМ иметь или "заказать" своих биологических детей. Существующий до сих пор для гомосексуалистов барьер иметь детей в "браке" преодолен. СМ способствует разрушению традиционной семьи и тем, что легализует право одиноких граждан иметь детей с помощью СМ без семьи. А это уже путь к узакониванию неполных браков. Случай с певцом Киркоровым – яркий пример того, как человек, не желая жениться, но желая иметь наследников, заказывает ребенка у суррогатной матери, лишая его права иметь свою мать. Пятое основание касается политики защиты прав человека. СМ связано с нарушением прав человека, в частности, с нарушениями права детей иметь мать или отца (см. право на ЭКО одиноких женщин). Поэтому Церковь выступает против суррогатного материнства, так как видит в такой форме человеческих отношений реальную угрозу, в том числе и для физического и психического здоровья детей. Во-первых, это массовый рост бесплодия у женщин в современном европейском и российском обществе. Это феномен конца ХХ начала ХХI века, который непосредственно связан легализацией абортов, охватившей Европу в 1960-70-е годы. Одна из причин бесплодия – это осложнение после абортов. Когда производство абортов стало массовым, массовым становится и бесплодие, и как следствие возникает запрос на СМ и методы искусственного оплодотворения. Во-вторых, причина спроса на СМ – это следствие мощного влияния прагматического мировоззрения, норм общества потребления. Многие женщины, исходя из эгоистических идеалов, и из прагматических соображений не желают переносить трудности вынашивания ребенка. Ведь беременность это всегда лишения, ущемления себя в комфорте и т.д. Таких женщин пока не так много, но тенденция уже существует.
В заключении хотелось бы привести историю, которая после землетрясения в Японии в 2011 году облетела весь интернет. Во время поисковых работ, спасатели нашли под завалами женщину, которая закрыла телом своего трехмесячного ребенка. Она погибла, но ребенок был жив и мирно спал. На груди малыша лежал телефон, на экране которого был текст: "если ты выживешь – помни, я люблю тебя!". Такова любовь матери к своему чаду. Что нам предлагают взамен?
3 мая 2012 г. 13:45
Ключевые слова:
биоэтика, права человека
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
|