iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Аналитика
Кончина Святого Патриарха Гермогена в темнице Чудова монастыря, 1912 г. //из архива Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену
ЖМП № 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12
версия для печати версия для печати

Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя

Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» (№ 9 за 1916 год).

Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову1, а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову2.

Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах.

Малая вечерня

На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость».

Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

Славник, с одной стороны, написан по образцу кондака Покрова («Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу …»), восходящего, в свою очередь, к кондаку Рождества Христова («Дева днесь Пресущественного раждает…»), с другой — цитирует тропарь Казанской иконы, к обретению которой святитель имел непосредственное отношение: «Днесь священномученик Ермоген предстоит Божией Матери и невидимо за ны молится с нами: Заступнице усердная, заступи, спаси и помилуй Русь православную и сохрани ю покровом Твоея благости». Отдельные выражения из довольно объемного тропаря Казанской неоднократно встречаются в службе.

Стихиры на стиховне имеют в качестве подобна «Доме Евфрафов…», благодаря чему они очевидным образом перекликаются со знаменитыми стихирами службы Всем святым, в земли Российской просиявшим.

 Стихира на «Слава, и ныне», как и аналогичная строфа в предыдущей группе стихир, также содержит обращение «Заступнице усердная», вновь напоминая нам о Казанском образе Богоматери, в сознании нашего народа навсегда связанном с победой над польскими интервентами.

Великая вечерня

Стихиры на «Господи воззвах» построены здесь по древнерусскому (средневековому) принципу, который в наши дни может быть переосмыслен как элемент постмодернистской культуры: берутся фрагменты общеизвестных текстов, однако часто вне связи с исходным контекстом, а просто как готовые выражения. В этой группе стихир можно усмотреть разной степени точности цитаты и аллюзии на тексты из разных богослужебных книг.

1-я стихира «Глас святыя Церкве… взывает: приидите, чада…» может быть соотнесена со стихирой на водоосвящении 19 (6) января: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси…»

2-я стихира «Кто сей, колена телесе и души со умилением преклонивый?..» явным образом отсылает на к Октоиху (гл. 1, в неделю утра, канон крестовоскресный, песнь 4: «Кто Сей красен из Едома, и Сего очервление ризное…»).

3-я и 5-я стихиры построены на цитатах из великого повечерия: «Господи, аще не быхом святаго Твоего священномученика Ермогена имели молитвенника…» (ср.: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…), «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите до последних земли: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, не дремлют бо очи святителя Ермогена на страже Руси православныя…» (ср.: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли…»).

Первая половина 4-й стихиры представляет собой коллаж из фрагментов апостольских посланий, Евангелия и Псалтири; далее — слова самого святителя Ермогена; в конце — вновь цитата из великого повечерия.

Из стихир на литии обращает на себя внимание славник («Что тя наречем, святителю Ермогене?..»): он составлен по образцу богородична 1-го часа («Что Тя наречем, о Благодатная?..»).

Утреня

Канон святому — один (хотя на бденной службе могло бы быть и два; ср., к примеру, службу святителю Алексию Московскому 25 (12) февраля), но зато в каждой песни — по восемь тропарей (включая богородичны).

1-я песнь и первая половина 3-й песни имеют достаточно абстрактное содержание: святитель восхваляется без привязки к конкретным событиям, дается общее осмысление его жизненного подвига, например: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. По словеси сему бысть житие твое, святителю. И се ныне радуешися на небесех и радуеши всех, чтущих память твою» (4-й тропарь 1-й песни).

Начиная со второй половины 3-й песни уже наблюдается хронология: обретение Казанской иконы в бытность Ермогена (тогда еще — Ермолая) приходским священником, служение в качестве казанского архипастыря, конфликт с Лжедмитрием I, избрание на Патриарший престол, попытки увещевания изменников, заточение и мученическая кончина. Во второй половине 9-й песни святитель изображается в небесной славе.

Необычно выглядят стихиры на хвалитех. Начало каждой из них представляет собой видоизмененный псаломский стих, предшествующий самой стихире: «Сотворите в песнех суд написан…» (ср.: «Сотворити в них суд написан, слава сия будет всем преподобным Его» Пс. 149, 9), «Хвалите Бога во святем Его…», «Хвалите святаго в силе Его…», «Хвалите святаго во псалмех и песнех…», «Хвалите святаго в соборе освященных…», «Хвалите святаго во святителех, похвалите его в святейших патриарсех…»

Акафист

Акафист священномученику Ермогену, как уже отмечалось, существует по меньшей мере в двух редакциях, и текст, опубликованный в трехтомнике «Акафисты русским святым» (СПб., 1995–1996) и получивший распространение в Интернете, содержит существенные отличия от первоначальной версии, увидевшей свет в 1916 году.

Редакции 1916 года свойственны общие выражения, используемые для прославления святителя. В более поздней редакции можно говорить о хронологии, но выглядит она довольно причудливо: в первых строфах (не только в 1-м кондаке и 1-м икосе, которые читаются также в конце акафиста, но и во 2-м кондаке) Ермоген изображается как всероссийский святитель. В следующей строфе (2-й икос) мы видим его на Казанской кафедре. Далее — он уже (точнее, еще) приходской священник (3-й кондак и 3-й икос). В 4-м кондаке он «вновь» архиерей, и далее изложение событий в целом соответствует исторической канве.

В тексте 1916 года в каждом икосе — по восемь хайретизмов (в издании 1995 года — по шесть), икосный рефрен выглядит следующим образом: «Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя» (1995 год: «Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли»).

В настоящее время мы не располагаем надежными сведениями об официальном одобрении акафиста святителю. Возможно, он никогда не проходил через утверждение в Синоде. Если это так, тогда созданная в 2011 году при Издательском совете Русской Православной Церкви рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, членом которой является автор этих строк, возможно, при работе над этим гимном возьмет в качестве основного варианта текст 1916 года.

Патриарх Московский и всея Руси Ермоген в нашем официальном календаре и в Служебнике именуется священномучеником. Такую же характеристику святого мы видим в тексте службы. Однако в написании службы (и многократно в ее тексте) встречается слово «святитель». Такая двойственность вполне объяснима: с одной стороны, очевиден насильственный характер смерти Патриарха (как и в случае с митрополитом Филиппом на полстолетия ранее); с другой — причины заточения были не в последнюю очередь политические. И всё же, хотя Ермогена и не склоняли явным образом к отречению от Христа, как это было с мучениками в IV и XX столетиях, его мученическая кончина была прямым следствием верности Патриарха православной вере, его неприятия инославного правителя на престоле московских царей.

Празднование святителю Ермогену совершается дважды в год: 1 марта (17 февраля) по церковному календарю, в день его преставления (в 1612 году), и 25 (12) мая — в день прославления (в 1913 году). В эти дни совершается одна и та же служба, однако на каждый из двух дней имеется свой тропарь. Кроме того, имя Патриарха Ермогена внесено в число московских святителей (5 октября).

На "Господи воззвах": стихира, глас третий

Постигоша Рyсь греси ея, потоцы беззакония смятоша ю: приложи бо беззаконие к беззаконию и погибaше за беззаконие свое, но обратися ко Господу и спасeся, святителю Ермогeну проповедующу и к покаянию зовyщу и глаголющу: приидите чада, послyшайте мене, исповедайте на ся грехи вaша и в беззакониих вaших смиритеся: любитъ бо Господь смиренныя сердцем и сокрушенныя духом приемлет, яко у Господа милость и многое у него избавление.

Тропарь на преставление, глас четвертый (1 марта или 17 февраля по ст. ст.)

Российския земли первопрестольниче, и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! За веру Христову и паству твою душу свою положив, державу нашу утвердил еси и страну нашу от нечестия избавил еси. Темже вопием ти: спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, Отче наш.

Тропарь на прославление сщмч. Ермогена, глас пятый (25 мая или 12 мая по ст. ст.)

Приспе день светлаго торжества, град Москва радуется, и с ним Русь Православная ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в явлении честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Ермогена, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

_________________________________

1 Православная энциклопедия. Т. I. С. 380.

2 Святитель Ермоген, Патриарх Московский. М., 2005. С. 550.

 

11 апреля 2012 г. 23:12
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00