iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Святой Илия. Пророк с мечом в руке
2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов). PDF-версия.  
1 августа 2019 г. 18:28
Новый шаг в развитии богословия в России
В издательстве «Познание» вышли первые книги из серии учебников для бакалавриата духовных школ Московского Патриархата, рассчитанные также на студентов теологических факультетов. Проект осуществляется под общим наблюдением Святейшего Патриарха Кирилла и Высшего Церковного Совета. Непосредственное руководство проектом осуществляет митрополит Волоколамский Иларион. Серия «Учебник бакалавра теологии» предусматривает порядка 60 учебников. Впервые за 30 лет в практике издания учебной православной литературы все книги написаны по единому образовательному стандарту. Об этой и других особенностях этой серии, о новом методическом подходе к рассмотрению библейских событий, а также о том, зачем к некоторым учебникам написаны хрестоматии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал заместитель главного редактора Издательского дома «Познание» Максим Калинин. PDF-версия.  
10 апреля 2019 г. 13:58
Аналитика
Кончина Святого Патриарха Гермогена в темнице Чудова монастыря, 1912 г. //из архива Фонда по постановке памятника Патриарху Гермогену
ЖМП № 4 апрель 2012 /  11 апреля 2012 г. 23:12
версия для печати версия для печати

Богослужебные тексты: словесный образ московского святителя

Автором службы святителю Ермогену с высокой степенью уверенности можно считать профессора Московской духовной академии священника Илию Васильевича Гумилевского (1881–1963/1965). Впервые она была опубликована в печатном органе МДА — «Богословском вестнике» (№ 9 за 1916 год).

Тот факт, что по 6-й песни канона был напечатан акафист, служит косвенным свидетельством в пользу единого авторства текстов. Однако в литературе акафист атрибутируется также священномученику Неофиту Порфирьевичу Любимову1, а равно и протопресвитеру московского Успенского собора Николаю Александровичу Любимову2.

Служба священномученику бденная состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Язык в целом простой и ясный, что характерно для большинства служб XIX — начала XX века, в отличие от многих переводных византийских и оригинальных древнерусских. С содержательной же стороны следует отметить присутствие в службе множества цитат, аллюзий и реминисценций, которые отсылают молящегося к библейским и более ранним гимнографическим текстам. Сочетание ясного языка и многослойного содержания является несомненным достоинством службы, так как позволяет получить духовную пользу людям с самым разным уровнем образования и начитанности в богослужебных текстах.

Малая вечерня

На «Господи воззвах» — четыре стихиры (не считая славника). В первых трех стихирах восхваляется исповеднический подвиг святителя. Каждая строфа начинается и заканчивается одинаково: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни темница потаила (или в третьей стихире — изнурила) есть… Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость». Последней стихирой свидетельствуется небесная слава Патриарха: «Прехвальный Ермогене мучениче, тя ни земля потаила есть, но небо прият тя, и отверзошася ти райския двери, и внутрь быв, древа животнаго наслаждаешися. Христу молися, даровати душам нашим мир и велию милость».

Такой принцип построения строф доведен до совершенства в каноне блаженной Ксении Петербургской: тропари в пределах каждой песни имеют общее начало и общую концовку.

Славник, с одной стороны, написан по образцу кондака Покрова («Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу …»), восходящего, в свою очередь, к кондаку Рождества Христова («Дева днесь Пресущественного раждает…»), с другой — цитирует тропарь Казанской иконы, к обретению которой святитель имел непосредственное отношение: «Днесь священномученик Ермоген предстоит Божией Матери и невидимо за ны молится с нами: Заступнице усердная, заступи, спаси и помилуй Русь православную и сохрани ю покровом Твоея благости». Отдельные выражения из довольно объемного тропаря Казанской неоднократно встречаются в службе.

Стихиры на стиховне имеют в качестве подобна «Доме Евфрафов…», благодаря чему они очевидным образом перекликаются со знаменитыми стихирами службы Всем святым, в земли Российской просиявшим.

 Стихира на «Слава, и ныне», как и аналогичная строфа в предыдущей группе стихир, также содержит обращение «Заступнице усердная», вновь напоминая нам о Казанском образе Богоматери, в сознании нашего народа навсегда связанном с победой над польскими интервентами.

Великая вечерня

Стихиры на «Господи воззвах» построены здесь по древнерусскому (средневековому) принципу, который в наши дни может быть переосмыслен как элемент постмодернистской культуры: берутся фрагменты общеизвестных текстов, однако часто вне связи с исходным контекстом, а просто как готовые выражения. В этой группе стихир можно усмотреть разной степени точности цитаты и аллюзии на тексты из разных богослужебных книг.

1-я стихира «Глас святыя Церкве… взывает: приидите, чада…» может быть соотнесена со стихирой на водоосвящении 19 (6) января: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси…»

2-я стихира «Кто сей, колена телесе и души со умилением преклонивый?..» явным образом отсылает на к Октоиху (гл. 1, в неделю утра, канон крестовоскресный, песнь 4: «Кто Сей красен из Едома, и Сего очервление ризное…»).

3-я и 5-я стихиры построены на цитатах из великого повечерия: «Господи, аще не быхом святаго Твоего священномученика Ермогена имели молитвенника…» (ср.: «Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники…), «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, услышите до последних земли: аще бо паки возможете, и паки побеждени будете, не дремлют бо очи святителя Ермогена на страже Руси православныя…» (ср.: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог. Услышите до последних земли…»).

Первая половина 4-й стихиры представляет собой коллаж из фрагментов апостольских посланий, Евангелия и Псалтири; далее — слова самого святителя Ермогена; в конце — вновь цитата из великого повечерия.

Из стихир на литии обращает на себя внимание славник («Что тя наречем, святителю Ермогене?..»): он составлен по образцу богородична 1-го часа («Что Тя наречем, о Благодатная?..»).

Утреня

Канон святому — один (хотя на бденной службе могло бы быть и два; ср., к примеру, службу святителю Алексию Московскому 25 (12) февраля), но зато в каждой песни — по восемь тропарей (включая богородичны).

1-я песнь и первая половина 3-й песни имеют достаточно абстрактное содержание: святитель восхваляется без привязки к конкретным событиям, дается общее осмысление его жизненного подвига, например: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. По словеси сему бысть житие твое, святителю. И се ныне радуешися на небесех и радуеши всех, чтущих память твою» (4-й тропарь 1-й песни).

Начиная со второй половины 3-й песни уже наблюдается хронология: обретение Казанской иконы в бытность Ермогена (тогда еще — Ермолая) приходским священником, служение в качестве казанского архипастыря, конфликт с Лжедмитрием I, избрание на Патриарший престол, попытки увещевания изменников, заточение и мученическая кончина. Во второй половине 9-й песни святитель изображается в небесной славе.

Необычно выглядят стихиры на хвалитех. Начало каждой из них представляет собой видоизмененный псаломский стих, предшествующий самой стихире: «Сотворите в песнех суд написан…» (ср.: «Сотворити в них суд написан, слава сия будет всем преподобным Его» Пс. 149, 9), «Хвалите Бога во святем Его…», «Хвалите святаго в силе Его…», «Хвалите святаго во псалмех и песнех…», «Хвалите святаго в соборе освященных…», «Хвалите святаго во святителех, похвалите его в святейших патриарсех…»

Акафист

Акафист священномученику Ермогену, как уже отмечалось, существует по меньшей мере в двух редакциях, и текст, опубликованный в трехтомнике «Акафисты русским святым» (СПб., 1995–1996) и получивший распространение в Интернете, содержит существенные отличия от первоначальной версии, увидевшей свет в 1916 году.

Редакции 1916 года свойственны общие выражения, используемые для прославления святителя. В более поздней редакции можно говорить о хронологии, но выглядит она довольно причудливо: в первых строфах (не только в 1-м кондаке и 1-м икосе, которые читаются также в конце акафиста, но и во 2-м кондаке) Ермоген изображается как всероссийский святитель. В следующей строфе (2-й икос) мы видим его на Казанской кафедре. Далее — он уже (точнее, еще) приходской священник (3-й кондак и 3-й икос). В 4-м кондаке он «вновь» архиерей, и далее изложение событий в целом соответствует исторической канве.

В тексте 1916 года в каждом икосе — по восемь хайретизмов (в издании 1995 года — по шесть), икосный рефрен выглядит следующим образом: «Радуйся, святителю Ермогене, пастырю добрый Руси православныя» (1995 год: «Радуйся, святителю Ермогене, добрый пастырю и великий заступниче Российския земли»).

В настоящее время мы не располагаем надежными сведениями об официальном одобрении акафиста святителю. Возможно, он никогда не проходил через утверждение в Синоде. Если это так, тогда созданная в 2011 году при Издательском совете Русской Православной Церкви рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества, членом которой является автор этих строк, возможно, при работе над этим гимном возьмет в качестве основного варианта текст 1916 года.

Патриарх Московский и всея Руси Ермоген в нашем официальном календаре и в Служебнике именуется священномучеником. Такую же характеристику святого мы видим в тексте службы. Однако в написании службы (и многократно в ее тексте) встречается слово «святитель». Такая двойственность вполне объяснима: с одной стороны, очевиден насильственный характер смерти Патриарха (как и в случае с митрополитом Филиппом на полстолетия ранее); с другой — причины заточения были не в последнюю очередь политические. И всё же, хотя Ермогена и не склоняли явным образом к отречению от Христа, как это было с мучениками в IV и XX столетиях, его мученическая кончина была прямым следствием верности Патриарха православной вере, его неприятия инославного правителя на престоле московских царей.

Празднование святителю Ермогену совершается дважды в год: 1 марта (17 февраля) по церковному календарю, в день его преставления (в 1612 году), и 25 (12) мая — в день прославления (в 1913 году). В эти дни совершается одна и та же служба, однако на каждый из двух дней имеется свой тропарь. Кроме того, имя Патриарха Ермогена внесено в число московских святителей (5 октября).

На "Господи воззвах": стихира, глас третий

Постигоша Рyсь греси ея, потоцы беззакония смятоша ю: приложи бо беззаконие к беззаконию и погибaше за беззаконие свое, но обратися ко Господу и спасeся, святителю Ермогeну проповедующу и к покаянию зовyщу и глаголющу: приидите чада, послyшайте мене, исповедайте на ся грехи вaша и в беззакониих вaших смиритеся: любитъ бо Господь смиренныя сердцем и сокрушенныя духом приемлет, яко у Господа милость и многое у него избавление.

Тропарь на преставление, глас четвертый (1 марта или 17 февраля по ст. ст.)

Российския земли первопрестольниче, и неусыпный о ней к Богу молитвенниче! За веру Христову и паству твою душу свою положив, державу нашу утвердил еси и страну нашу от нечестия избавил еси. Темже вопием ти: спасай нас молитвами твоими, священномучениче Ермогене, Отче наш.

Тропарь на прославление сщмч. Ермогена, глас пятый (25 мая или 12 мая по ст. ст.)

Приспе день светлаго торжества, град Москва радуется, и с ним Русь Православная ликовствует песньми и пеньми духовными: днесь бо священное торжество в явлении честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Ермогена, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Ермогене.

_________________________________

1 Православная энциклопедия. Т. I. С. 380.

2 Святитель Ермоген, Патриарх Московский. М., 2005. С. 550.

 

11 апреля 2012 г. 23:12
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00