Дивеево в лицах Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное» В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прославления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
5 февраля 2024 г. 17:00
Нерушимая обитель и ее заступник Празднование Собору всех святых, в земле Тульской просиявших, приурочено ко дню памяти самого известного тульского святого — преподобного Макария Жабынского, Белёвского чудотворца (22 сентября / 5 октября). В 2023 году исполнилось 400 лет со дня кончины подвижника. Святой почитается как возобновитель монашеской жизни в Жабынской пустыни, а сама она является одним из духовных центров Тульской земли. К мощам святого и к цельбоносному источнику, выкопанному самим преподобным, регулярно притекают люди. О непростом пути обители, которую неоднократно пытались уничтожить, и о людях, которые вновь и вновь возрождали ее, материал корреспондента «Журнала Московской Патриархии» Александра Черепенина. PDF-версия.
12 января 2024 г. 17:30
Игумения Ксения (Чернега): «Стараюсь добросовестно исполнять свои послушания» Шестнадцатого июля 2023 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжества по случаю десятилетия возрождения древнейшей женской обители Москвы — Алексеевского монастыря, основанного в 1340 году родными сестрами святителя Алексия, митрополита Московского, преподобными Иулианией и Евпраксией. О пути к вере, восстановлении монашеской жизни при храме Всех святых в Красном Селе и об итогах десятилетия монашеской жизни Алексеевской обители рассказывает руководитель Правового управления Московской Патриархии, настоятельница Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
7 ноября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Игумен Пантелеимон (Королев): «Моя задача — сохранять доверие братии» Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев). PDF-версия.
17 декабря 2021 г. 16:00
Желая Небесного Царствия В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности святого князя, значимости его цивилизационного выбора, его военного таланта, его личного благочестия и т. д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В истории последних дней святого князя Александра Невского «Журналу Московской Патриархии» помогает разобраться доцент кафедры теологии МПГУ священник Георгий Харин. PDF-версия.
5 декабря 2021 г. 14:00
|
ЖМП № 11 ноябрь 2023 /
5 января 2024 г. 15:00
К 165-летию основания скита Параклит Свято-Троицкой Сергиевой лавры. «От церковного служения никогда не откажусь»К БИОГРАФИИ АРХИМАНДРИТА ПАИСИЯ (ЛАРИНА), НАСТОЯТЕЛЯ ПУСТЫНИ СВЯТАГО ДУХА ПАРАКЛИТ В девяти километрах от Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается скит в честь Святаго Духа Утешителя Параклита, который был основан по благословению святителя Филарета (Дроздова) и его духовника — преподобного Антония (Медведева). Первые скитские кельи с немногочисленной братией появились в 1858 году. Со временем братия увеличилась до двенадцати человек — по количеству Апостолов и по числу первых учеников преподобного Сергия. Устав скита отличался особой строгостью, неукоснительным исполнением молитвенного правила и уставного богослужения, постническим житием по уставу древних монахов, а вход женщинам за ограду был запрещен. По благословению святителя Тихона в 1920 году во главе этого подвижнического братства встал игумен Паисий (Ларин; 1869–1956), которому вскоре предстояло пройти лагеря, ссылки и тяжелые испытания безбожного ХХ века. PDF-версия. За алтарем Вознесенского храма города Спасска Рязанской области есть скромная могилка. Крест из металлических полос с незатейливыми арматурными завитушками, в овале — фото старца в монашеских одеждах. Архимандрит Паисий — это все, что сообщает надпись на кресте. Между тем рязанское духовенство, служившее во времена «укромные, теперь почти былинные», знало отца Паисия и помнило его могилку. Один из насельников Иоанно-Богословского монастыря города Рязани вспоминает, что, когда он приехал с архимандритом Авелем1 служить в Спасск, тот ему сразу показал могилку и сказал, что отец Паисий — последний настоятель Параклита. Это было в 1991 году. Потом каждый год с отцом Авелем он ездил в Спасск и всегда заходил на могилу архимандрита Паисия поклониться. Будущий архимандрит, в миру Петр Петрович Ларин, родился 18 ноября 1869 года в деревне Савин-Корь (Савина, Савинково) Тырновской волости Пронского уезда Рязанской губернии2. В списке населенных пунктов 1859 года Савин-Корь (Савина) числится как казенная деревня, то есть крестьяне имели статус государственных. Расположена «при колодце», «по левую сторону Пронского тракта, из г. Пронска в г. Рязань». В то время там насчитывалось 20 дворов, где проживало 85 мужчин и 80 женщин. Центр уезда располагался в 30 километрах3. Образование Петр Ларин получил домашнее4. По преданию, в деревне Савин-Корь ходил по сельским домам приходской священник и учил детей: собирались в чьем-нибудь доме и ребята учились писать и читать. Чаще всего рязанские крестьяне находили работу и заработок в Москве. Так случилось и с Петром Лариным. До зрелых своих лет он трудился во «второй столице Империи» поваром5. С 1893 года значится послушником пустыни Святаго Духа Параклита Свято-Троицкой Сергиевой лавры6. В пустыни Петр исполнял обязанности келаря и нес клиросное послушание7. Семнадцатого марта 1901 года Петр принял монашеский постриг с именем Паисий8. С 1910 по 1917 год исполнял обязанности заведующего хозяйством пустыни9. Одной из забот отца Паисия было надлежащее состояние таких строений, как хлебная, квасоварня, погреба и сарай. Они соединялись между собой торцевыми сторонами, образуя протяженное по фасаду единое строение. «Все они были построены вскоре после устроения обители и, пришедши со временем в крайнюю ветхость, были перестроены в 1911 г.»10. Почти все работы за недостатком средств совершались самой братией пустыни «за послушание»11. Двадцать первого февраля 1913 года отец Паисий был рукоположен во иеромонаха12. Придя к власти, большевики развернули деятельность по закрытию Троице-Сергиева монастыря. В ночь на 18 августа 1918 года одновременно во всех подчиненных Лавре монастырях были произведены обыски. С конца августа начался массовый исход братии из Лавры на основании отпускных билетов. Двадцать пятого декабря 1919 года по соглашению, заключенному между местными властями и новоучрежденной из лаврских монахов Гефсиманской трудовой сельскохозяйственной артелью, последней было передано «в бесплатное и бессрочное пользование» имущество бывшего Гефсиманского скита13. Монашеским общинам уже не разрешалось оставаться в привычном для них статусе, и монахи организовывали сельскохозяйственные артели, в которых старались сохранить привычный для них уклад жизни. Этим же путем пошел и скит Параклита. Его реорганизовали в сельскохозяйственную артель «Параклит»14. В июле 1920 года Патриарх Тихон назначил иеромонаха Паисия настоятелем (строителем) скита, а затем возвел его в сан игумена15. Число братии скита (и артели «Параклит») росло: кроме бывших насельников Лавры поступали иноки и из других скитов. В 1921 году был ликвидирован Черниговский скит, братия которого перешла в Гефсиманский и частично в пустынь Святого Параклита16. Однако тучи сгущались и над сельхозартелями. Президиум исполкома Сергиевского уездного Совета рабочих и крестьянских депутатов 11 сентября 1924 года письмом за № 537 сообщал президиуму Моссовета ответ на запрос под № 8572: «Помещения бывших монастырей в Сергиевском уезде использованы: <...> "Параклит" сельхозартель бывших монахов <...> Помещения 5 монастырей, занятые сейчас сельхозартелями, в случае их ликвидации (вопрос о ликвидации находится в стадии разрешения) будут использованы для нужд УИК <...> Председатель УИКа Захаров Зав. секц[ией] благоустройства Дунин»17. В 1924 году Пустынь посетил Патриарх Тихон. С 1926 по 1929 год здесь жил бывший настоятель Лавры архимандрит Кронид (Любимов; 1859–1937), причисленный к лику святых Архиерейским Cобором 2000 года. Сергей Извеков (будущий Патриарх Пимен), в 15-летнем возрасте ставший иноком, приняв рясофор с именем Платон, а в 17 лет, 4 октября 1927 года, был пострижен в монахи в пустыни Святого Духа Параклит. «В одном из самых уединенных скитов Лавры, — вспоминал Патриарх, — в пустыни Святого Духа Параклита состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса»18. Постриг совершали игумен Паисий (Ларин) и духовник скита иеромонах Агафодор (Лазарев). Они нарекли инока Пименом в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого19. Новопостриженный инок (будущий Патриарх) одним из последних вступил в число братии пустыни Параклита, настоятелем которой был отец Паисий. В 1949 году будущий патриарх Пимен напишет пространный стих-воспоминание о Параклите, в котором есть следующие строки: Близ обители Троицкой Лавры Расположен был маленький скит, Окруженный дремучим лишь лесом, Называется он Параклит. <...> Вот Игумен Паисий — мудрейший, Ростом мал, но душою велик, Это он соблюдал и лелеял Всех вступивших здесь в ангельский лик. Строгий глаз Его всюду заметит, Они ночью и днем на ногах, И когда Его только не встретишь? В монастырских святых «берегах». Соблюдая устав непреложно, Но и розы в садах не забыв, Он украсил все души цветами От греховного зла сохранив. И блистая они чистотою, Словно лилии в скитском саду, Украшая собой поднебесье Извлекая всех тех, кто в аду...20 В мае 1928 года в Сергиевом городе было арестовано более 80 человек по делу «Антисоветской группы черносотенных элементов г. Сергиево». Из них 18 дворян (в т. ч. княжна А. Д. Шаховская, научный сотрудник музея); 17 монахов (из них 13 — сотрудники музея, главным образом сторожа); 8 человек — белое духовенство; 4 профессора Московской духовной академии (в т. ч. священник Павел Флоренский); церковники (старосты, члены приходских советов) — 7 человек; 8 бывших полицейских; 6 торговцев; лица других профессий — 10 человек. Среди арестованных монахов был и игумен Паисий21. Один из источников указывает, что арестован он был 28 мая 1928 года и помещен в Бутырскую тюрьму22. Игумен Паисий на допросе заявил: «От церковного служения никогда не откажусь, находясь в сане игумена, поддерживаю церковное служение Патриарха Тихона. Советскую власть признаю, какая бы власть ни существовала, она исходит от Бога, поэтому [ее] надо признавать...» Следователь же, обосновывая арест, написал: «Он настроен антисоветски, по новому порядку социалистического строительства не убежден»23. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 08.06.1928 года обвинение игумена Паисия в антисоветской деятельности поддержало и, по статье 58-10 УК РСФСР, приговорило его к трем годам ссылки в Архангельске. Высылку в Архангельск или Среднюю Азию получили 10 монахов из 17. Из пустыни Параклита привлечен был только игумен Паисий24. Убывший в ссылку отец Паисий считался настоятелем скита Параклита до самого его закрытия, вплоть до 7 февраля 1929 года. Это было официально названо разгоном сельхозартели и выселением насельников из келий. Церковь пустыни перестала быть местом богослужений по решению заседания Президиума Мособлисполкома и Моссовета от 1 февраля 1930 года: «Слушали о закрытии церкви при бывшей Параклитской и Покровской с.-х. артелях... вышеуказанные церкви закрыть и здания их, после фотографирования... передать местному колхозу "Смена" под склад корнеплодов»25. Игумен Паисий узнавал эти печальные известия в Архангельской ссылке. В июне 1932 года закончился ее срок. Однако тройка ПП ОГПУ Севкрая по внесудебному рассмотрению дел приговорила (по той же пресловутой статье 58-10) отца Паисия и других монахов, отбывавших срок в Архангельске, к лишению права проживания в 12 городах страны, в Уральской области и погранрайонах на три года. В 1932 году отец Паисий обратился к Прокурору Верховного Суда (была такая должность) с просьбой о разрешении свободного проживания, так как был уже стар, болен и лишен средств к существованию. Просьба была удовлетворена, и свободное проживание ему разрешили26. Информация о последующем служении отца Паисия крайне скудна. Настоятель Преображенского храма села Старая Рязань Рязанской области иерей Георгий Сибатров говорит о нем как о последнем священнике этой церкви до ее закрытия. По некоторым данным, Преображенская церковь села была закрыта властями в 1930-е годы. «Последний священнослужитель, настоятель архимандрит Паисий, служил в близлежащем доме: крестил, венчал и т. д. "Однажды туда пришли люди, желая погубить его. Но его спасла келейница: она задержала тех людей, пока священник выбирался в окно. Ее саму не тронули. Сейчас архимандрит Паисий похоронен в г. Спасске за алтарем храма", — рассказал отец Георгий»27. Следующие свидетельства относятся к послевоенному времени и основаны на анализе документов Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР по Рязанской области. В докладной записке от 18.11.1948 года назван ряд лиц, к которым прислушивался епископ Рязанский и Касимовский Филарет (Лебедев). Пятой стоит фамилия Ларин. К отцу Паисию обращались за духовным советом и приезжали на исповедь схиархиепископ Лазарь (Градусов; 1881–1956), епископ Угличский Исаия (Ковалев; 1881–1960), схиархимандрит Иоасаф (Исаев; 1878–1966) и др. В 1950 году Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви писал, что особым авторитетом среди верующих пользуются два архимандрита: из Спасского и Сасовского районов. Причем указывал, что в Спасском районе служит нелегально и самовольно (на 01.01.1951 г.) в Шатрищах архимандрит Паисий. Скончался архимандрит Паисий в 1956 году. Отпевание было совершено настоятелем Вознесенской церкви города Спасска протоиереем Анатолием Сергеевичем Правдолюбовым (1914–1981). Долгое время во многих домах жителей Рязанской земли вместе с иконами стояла и фотография архимандрита Паисия, как почитаемого священнослужителя и последнего настоятеля скита Святаго Духа Утешителя Параклита. Иеромонах Памфил (Осокин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры Иеромонах Памфил (Осокин) — насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 2012 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 2014 г. — магистратуру Московской духовной академии на кафедре церковно-практических дисциплин. В 2013 г. принял монашеский постриг с наречением имени Памфил, в честь преподобного Памфила Спасо-Елиазаровского, и в этом же году рукоположен в сан иеродиакона. В Лавре нес послушания помощника библиотекаря, старшего пономаря соборных храмов Лавры, келейника старцев архимандрита Виталия (Мешкова; 1936–2014) и архимандрита Лаврентия (Постнико- ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Архимандрит Авель (в миру Николай Николаевич Македонов, в схиме Серафим; 21 июня 1927, село Никуличи, Рязанская область — 6 декабря 2006, село Пощупово, Рязанская область). 23 ноября 1945 года пострижен в монашество с именем Авель архиепископом Рязанским Димитрием (Градусовым). Священнослужитель Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата (в бытность на Афоне), архимандрит; в 1975–1979 годах игумен (настоятель) афонского Пантелеимонова монастыря, с 6 мая 1989 года по 25 марта 2004 года наместник Иоанно-Богословского монастыря с. Пощупово, Рязанской обл. 2 РГАДА, Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 15244. Л. 7. 3 Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. СПб.: Изд. центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861–1885. [Вып. 35]: Рязанская губерния: ...по сведениям 1859 года / обраб. ред. И. Вильсоном. 1862. XVIII, 168, [1] c., 1 л. к. 4 Насельники монастырей Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь: Булат, 2015. С. 74; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). URL: http://martyrs.pstbi.ru/bin/nkws.exe/qrcode//no_dbpath/docum/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuDc8XVe8YU86iUs8Wh66yZsi*UUe1Ve8jgdO8ctmY* (дата обращения: 07.08.2023). 5 Там же. 6 Список артели Параклит 1924 г. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 22. 7 Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века: синодик с краткими биографическими справками: в 2 т. / сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2021–2022. Т. 2. С. 126. 8 Послужной список 1901 г. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. Д. 24994. Л. 215–216. 9 ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник. 10 О перестройке погребов и квасной в пустыне Св. Параклита // РГАДА. 11 Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин. Т. 1. Сергиев Посад, 2019. 12 Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126; Послужной список РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. 1913 г. Д. 25212. Л. 242–243. 13 Лаврская летопись. XX век. URL: https://stsl.ru/history/xx-vek/# (дата обращения: 08.08.2023). 14 Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019. 15 Там же; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник. 16 Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019. 17 ЦМАГО. Ф. 66. Оп. 11. Д. 864. Л. 9. 18 Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин Т. 1. Сергиев Посад, 2019. 19 Дионисий (Шишигин), архимандрит. Былое пролетает... Патриарх Пимен и его время. М., 2010. 20 «Стихи патриарха Пимена 1948–1949 гг.». Машинопись. С. 36. Архив автора. 21 Смирнова Т. В. Сергиев Посад: репрессии 20-х годов // Кадашевские чтения. Сборник докладов конференции. XV. М., 2014. С. 17–33. 22 Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126; Послужной список РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ч. 15. 1913 г. Д. 25212. Л. 242–243. 23 Там же; ПСТГУ. Факультет ИПМ. Паисий (Ларин Петр Васильевич). Указ. источник. 24 Смирнова Т. В. Сергиев Посад: репрессии 20-х годов. С. 17–33. 25 Пустынь Святого Параклита: история, архитектура, церковное искусство / насельник пустыни Св. Параклита иеродиакон Сампсон/Гаврюшин. Т. 1: Сергиев Посад, 2019. 26 Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Т. 2. С. 126. 27 Корнева А. Старый храм над Окой. URL: http://portal-logos.ru/index.php/svyatyni-zemli-ryazanskoj/palomnichestvo/item/1532-staryj-khram-nad-okoj (дата обращения: 10.08.2023).
5 января 2024 г. 15:00
Ключевые слова:
Троице-Сергиева Лавра, скит Святаго Духа Утешителя Параклита, новомученики, богоборчество, большевики, репрессии, братия монастыря, постриг
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Царство Небесное силою берется (Мф. 11, 12) «Журнал Московской Патриархии» постоянно возвращается к теме важности углубленного изучения Священного Писания. Время Великого поста — особенное для духовного обновления и преображения человека. И размышление над библейскими строками — большая поддержка на этом непростом пути. Статья кандидата богословия, члена Синодальной библейско-богословской комиссии Петра Юрьевича Малкова на примере святоотеческого толкования одного из сложных для понимания евангельских отрывков помогает четче увидеть, каков путь православного христианина к стяжанию Царства Небесного. PDF-версия.
4 мая 2024 г. 14:00
Финансово-хозяйственному управлению Русской Православной Церкви — 15 лет Решение о создании единого общецерковного органа управления финансами и имуществом Русской Православной Церкви — Хозяйственного управления (ХОЗУ) было принято в 1946 году Священным Синодом по предложению Патриарха Алексия I. PDF-версия.
1 мая 2024 г. 16:00
Вышел в свет №4 «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год Каждому дается. Действующий в Церкви Святой Дух преподает ее чадам дары благодати и укрепляет в самоотверженных трудах ради служения ближнему. И каждый находит здесь то, что близко его сердцу, что на пользу, а оттого и споро делается и приносит спасительный урожай.
26 апреля 2024 г. 18:00
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
|