iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Новости
Наместник Псково-Печерского монастыря архим. Тихон (Секретарев) отвечает на вопросы из зала. Фото С. Чапнин
31 октября 2012 г. 08:50
версия для печати версия для печати

На конференции "Триалогос" в Таллине обсудили проблемы христианского понимания свободы и ответственности

С 26 по 29 октября в Таллине в рамках фестиваля "Триалогос" состоялась конференция, посвященная актуальным проблемам социальной, культурной и религиозной жизни современной Европы. Главной темой конференции в 2012 году стала тема свободы и ответственности.

"Эта тема для нашей конференции выбрана не случайно, - отмечает историк Ирина Пярт, один из организаторов фестиваля. - В 2012 году на эстонской язык переведена книга Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии", которая была с большим интересом встречена консервативными христианскими кругами в Эстонии". О различных аспектах понимания свободы и ответственности размышляли историки, психологи, педагоги, богословы, публицисты и эксперты по правам человека из России, Эстонии, Франции и США.

"Система, которая сегодня разрушает свободу человека и общества, называется не тоталитаризм, а либерализм, - считает основатель и художественный руководитель фестиваля "Триалогос" Тайво Ниитвяги. – Важно отметить, что в данном контексте либерализм не противоположен тоталитаризму, но на глубоком, онтологическом уровне имеет ту же самую сущность".

С приветственным словом к участникам обратился митрополит Таллинский и Эстонский Корнилий, с первым докладом выступил наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев).

Доклад ответственного редактора "Журнала Московской Патриархии" Сергея Чапнина был посвящен пониманию свободы и ответственности с точки зрения православного богословия и стал развернутым комментарием к соответствующим тезисам Патриарха Кирилла, представленным в книге "Свобода и ответственность".

Отмечая, что "в основе конфликта между либеральными и традиционными ценностями лежит различное понимание свободы", ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин подчеркнул, что в христианской традиции отправной точкой для разговора о свободе и ответственности является понятие воли. Под свободой в христианской традиции понимают способность человека направлять свою волю к добру или злу. "Однако важен не выбор как таковой, не техническая возможность выбора, а единственно правильный выбор, то есть свободный выбор добра, способность довериться Богу", - так сформулировал основной тезис своего доклада Сергей Чапнин. Затем докладчик коснулся проблем христианофобии в Европе, отметив, что эти проблемы во многом обусловлены распространением секулярного либерализма.

В докладе "В чем разница между комплексом вины и покаянием: о развитии воли и личностном самоопределении" педагог из Вильнюса Ольга Янушкявечене, опираясь на антропологию и педагогику К.Д. Ушинского, отметила, что несогласие человека жить в соответствии с высшими духовными ценностями сводит его жизнь к животному уровню, который, согласно известному русскому педагогу характеризуется двумя доминантами: развлечением и размножением.

Протоиерей Георгий Митрофанов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, проанализировал степень потери свободы и перспективы ее обретения в жизни посткоммунистической России, а также о возрождении церковной жизни как самом прямом, но не самом легком пути обретения этой свободы. Он подробно остановился на прозрениях русских религиозных философов ХХ века как в России, так и в изгнании, предложившим свой опыт осуществления христианской свободы в творчестве мысли и творчестве жизни.

Австрийский юрист и эксперт в области прав человека Якоб Корнидес представил доклад с обзором попыток идеологического манипулирования понятием и содержанием прав человека с целью навязать тем обществам и странам, которые придерживаются традиционных ценностей, либеральное, не соответствующее основополагающим международным документам, понимание человеческих прав и свобод. Эти силы, связанные как с ООН, так и с Евросоюзом, потерпев поражение при попытке создать новые документы, избрали иную тактику – они занимаются расширительным толкованием существующих норм международного и национального права, которые позволят пересмотреть отношение к таким проблемам, как введение в корпус прав человека права на аборт или права на гомосексуальный брак. "Это ведет к дальнейшей девальвации понятия права человека", - утверждает Якоб Корнидес.

Фестиваль "Триалогос" проводится ежегодно с 1998 года, его программа традиционно состоит из лекций, дискуссий и концертов. Этот форум стал одной из важнейших в странах Балтии площадок для диалога между христианами и интеллектуалами, принадлежащими к западноевропейской и восточнохристианской традициям. В фестивалях принимают участие историки, богословы, психологи и общественные деятели из Англии, США, Эстонии, России и Украины.

31 октября 2012 г. 08:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00