iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Документы
11 ноября 2016 г. 13:10
версия для печати версия для печати

Принципы осуществления церковной заботы о престарелых

Документ составлен Комиссией  по вопросам организации  церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви.
1. В Священном Писании отчётливо прослеживается необходимость почитания пожилых людей и престарелых, проявления особой заботы о них. Заповедь о почитании родителей (а почтительное отношение к родителям издревле олицетворяло уважительное отношение ко всем представителям старших поколений) в Священном Писании встречается неоднократно (Исх. 20, 12; Втор. 5,16; Еф. 6, 3). «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится», – говорится в книге Притчей Соломона (Притч. 23, 22). «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего», – сказано в книге Левит (Лев. 19, 32). Почитать отца и мать – это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботой. Апостол Павел предостерегает христиан: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекается от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8); учит учтиво обращаться с пожилыми людьми: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца» (1 Тим 5, 1). 
Забота о пожилых и престарелых является одним из важнейших направлений социального служения Церкви и обязанностью каждого христианина.
С возрастом в жизни человека происходят определенные изменения, касающиеся различных аспектов жизнедеятельности: физического здоровья, социального статуса. Меняется речь, память, скорость восприятия и воспроизведения информации; затухает функционирование органов чувств – происходят изменения вкуса, слуха, зрения, осязания. Важной психологической задачей в старости становится переживание возрастающей зависимости от других людей. В старческом возрасте сложно, а порой и совсем невозможно обойтись без посторонней помощи. При этом часто пожилые и престарелые люди остаются одни, без родных и близких, которые могли бы заботиться о них.
По классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), возраст от 60 до 74 лет рассматривается как пожилой; от 75 лет и старше – старческий; люди старше 90 лет считаются долгожителями. Однако скорость старения для каждого человека различна и зависит от многих факторов. Она связана не только с биологическими изменениями организма, но и с социально-культурными условиями. Помимо этого может существовать большая разница между тем, как человек ощущает свой возраст и тем, как его воспринимают другие. И среди людей весьма преклонного возраста немало таких, кто ведет активный образ жизни. В то же время бывает и так, что проблемы со здоровьем, обычно характерные для глубокой старости, настигают человека намного раньше. В любом случае пожилой и старческий возраст играет особую роль в жизненном цикле человека: в это время осмысливается пройденный жизненный путь. В старости на первый план должна выходить внутренняя работа над собой. Вопреки распространённым в обществе стереотипам, старость не останавливает развитие человеческой личности. 
3. Согласно данным социологических опросов, на первом месте для пожилых и престарелых людей стоят материальные и социальные, а также проблемы со здоровьем.
3.1. Часто они нуждаются в медицинском консультировании на дому и получении медицинской помощи и квалифицированном уходе, однако не могут позволить себе все это из-за низкого материального уровня (который, в свою очередь связан с маленькой пенсией, отсутствием материальной помощи со стороны родных и близких, несовершенством системы соцобеспечения).
Старческий возраст может сопровождаться и ментальными изменениями. Уход за ментальными инвалидами требует особых навыков.
3.2. Из-за недостаточного материального обеспечения пожилые люди часто нуждаются в элементарных предметах домашнего обихода, продуктах, одежде, помощи по дому, решении бытовых проблем, ремонтных работах.
3.3. Большой проблемой становится невозможность свободного перемещения, когда состояние здоровья не позволяет людям преодолеть нужное расстояние, а порой и передвигаться по дому, обслуживать себя. В частности, верующие не могут добраться до храма. 
3.4. Многим пожилым людям и престарелым необходима квалифицированная помощь в решении каких-либо правовых вопросов. Немало случаев, когда одинокие пожилые люди становятся жертвами преступлений, связанных с квартирным мошенничеством. 
3.5. В связи с изменением нравственных ориентиров в обществе людей старческого возраста нередко воспринимают как обузу в собственной семье. Представители молодого поколения зачастую не желают проживать вместе со старшими родственниками. Существуют факты физического или психологического (прямого или косвенного) насилия над пожилыми и престарелыми в семье. Церковь должна обратить самое пристальное внимание на работу с проблемными семьями, профилактику семейно-бытового насилия, проповедь должного отношения к пожилым членам семьи. 
3.6. Одна из самых острых проблем пожилых людей и престарелых – это одиночество. В старости сужается круг общения, невосполнимой становится утрата друзей и знакомых. У некоторых пожилых людей возникают трудности в связи с невозможностью общения с другими людьми, в том числе с родственниками, с молодежью. Они испытывают страдания от собственной невостребованности, в то время как могли бы поделиться своим опытом с другими людьми. 
3.7. Очень важной является проблема заполнения освободившегося от трудовой деятельности времени какими-то другими видами активности. При прекращении работы и профессиональной карьеры в пожилом возрасте человек вынужден одновременно приспосабливаться и к возрастным изменениям, и к изменениям социального статуса. Прекращение работы сопровождается у многих не только снижением уровня материальной обеспеченности, но и коренными переменами в образе жизни, разрывом привычных социальных связей в сочетании с равнодушным отношением со стороны окружающих и сужением возможностей общения, культурной реализации, что нередко сопровождается устойчивым стрессовым состоянием и/или депрессией. 
Очень многим сложно принять возникающие возрастные недомогания, физические недуги и изменения внешнего облика, которыми сопровождается старение, избежать чрезмерного сосредоточения на этих проблемах. 
Старение является связующим звеном между жизнью и смертью. Пожилой человек чувствует приближение смерти, это переживание носит глубоко личный характер и отражается на ощущении одиночества, которое обостряется, если не с кем поделиться своими переживаниями. У некоторых появляется страх смерти, из-за чего они либо избегают темы смерти вообще, либо постоянно обращаются к этой теме, выражая желание скорее умереть. Для того чтобы смерть не стала причиной паники и уныния, необходимо выработать к ней своё отношение, и в этом большую помощь может оказать священник. 
4. Человек состоит из духа, души и тела, поэтому поддержка пожилых со стороны Церкви должна охватывать все три составляющие. Без внимания к духовной стороне жизни помощь пожилым и престарелым превращается просто в поддержание их существования.
4.1. Церковь, имея своей целью спасение души человека (а в данном случае речь идет о людях, проживших большую часть своей жизни), особое внимание должна обращать на помощь пожилым и престарелым людям в их участии в Таинствах, в полноценном участии в богослужениях. В храмах нужно создавать условия, которые сводили бы к минимуму неудобства, испытываемые пожилыми и престарелыми людьми в связи с физическими возрастными изменениями. 
4.2. В настоящее время забота Церкви о пожилых и престарелых проявляется в различных формах. Церковь действует как автономно, полностью своими силами, так и при непосредственном сотрудничестве с государственными и общественными организациями, НКО. Созданы:
- патронажные службы, действующие при сестричествах милосердия для помощи на дому, в больницах, домах престарелых, богадельнях;
- приходские группы милосердия, которые в основном помогают своим прихожанам;
- богадельни при храмах и монастырях.
Также при многих государственных социальных учреждениях открываются храмы и молельные комнаты. Священники окормляют социальные учреждения для пожилых. Существующий опыт работы в этой области церковных и светских организаций необходимо изучать, систематизировать и распространять в епархиях и на приходах. 
Приложение
Рекомендации
Организация и координация церковной работы с престарелыми осуществляется на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях. 
Рекомендуется:
А) На общецерковном уровне 
- осуществлять взаимодействие с государственными структурами в деле совершенствования законодательства и подзаконных актов, затрагивающих интересы лиц пожилого и престарелого возраста;
- решать вопрос о финансировании этой работы как на уровне правительственных и других государственных структур, так и на региональном уровне;
создавать специализированные программы по сбору и изучению  имеющегося опыта церковных и светских организаций, осуществляющих заботу о пожилых и престарелых. 
разрабатывать и рекомендовать для использования в епархиях методические материалы на тему социальной работы с престарелыми;
Б) На епархиальном уровне:
- поддерживать взаимодействие с органами социальной защиты и социальными учреждениями в оказании помощи пожилым и престарелым;
- организовывать для приходских священников и социальных церковных работников учебные курсы на тему социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми;
- собирать и анализировать приходской опыт работы с престарелыми; 
- способствовать организации богаделен;
- организовывать епархиальные целевые сборы, направленные на оказание материальной помощи и поддержки престарелым;
- осуществлять окормление престарелых, находящихся в социальных и медицинских учреждениях, содействовать созданию добровольческих групп во главе со священником, регулярно посещающих эти учреждения;
- оказывать содействие в обеспечении престарелых литературой духовного содержания (в том числе напечатанной крупным шрифтом). Среди пожилых и престарелых есть люди, которые пришли в Церковь, будучи уже в зрелом возрасте, и они испытывают потребность в переводах молитвенных текстов на русский язык, пояснениях к ним; 
- способствовать организации досуговых центров, центров по обучению работе с интернетом для лиц пожилого возраста. Помимо необходимых в настоящее время функций – например, запись в поликлинику, введение данных ЖКХ и оплата коммунальных услуг –интернет предоставляет пожилым людям широкие возможности общения, в том числе с родными и близкими. Кроме того, в сети имеется много православных сайтов, содержащих аудиокниги, проповеди, лекции православных священников, богословов и специалистов.  
В) На приходском уровне:
 
- проводить работу по выявлению нуждающихся в помощи прихожан – людей пожилого и престарелого возраста; 
- организовывать на приходах группы добровольцев, готовых осуществлять регулярную заботу об одиноких престарелых на дому и в социальных учреждениях; 
- привлекать к помощи престарелым детей и молодежь, проводить с ними с этой целью соответствующую воспитательную работу; 
- оказывать помощь пожилым и старым людям в участии в богослужениях, по возможности организовывать доставку в храм лиц, испытывающих затруднения в передвижении. Для тех, кому трудно выстаивать все богослужение, обеспечивать в храмах возможность сидеть во время службы. По возможности оснащать храмы микрофонами; 
- взаимодействовать со светскими социальными учреждениями для пожилых и престарелых, осуществлять окормление находящихся там людей; 
- способствовать вовлечению людей предпенсионного и раннего пенсионного возраста в жизнь прихода, волонтерскую деятельность; 
- проводить досуговые мероприятия для пожилых и престарелых людей, организовывать паломнические поездки;
- оказывать помощь пожилым прихожанам в освоении компьютерных технологий (подробнее см. выше Епархиальный уровень); 
- осуществлять сбор средств внутри прихода для оказания помощи нуждающимся престарелым;
- осуществлять информационное обеспечение приходской работы с пожилыми и престарелыми посредством размещения информации на приходских сайтах, в приходских изданиях. 

11 ноября 2016 г. 13:10
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор
Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия 
19 апреля 2018 г. 21:05